Водители-новички нередко избегают перекрестков с круговым движением в Пскове. Порой затруднения при проезде круговых перекрестков испытывают и более опытные водители. Некоторые просто предпочитают не испытывать судьбу и объезжать «круг» окольными путями. Один из наиболее опасных псковских перекрестков с кольцом – Октябрьская площадь. По данным городского отдела ГИБДД, только за последние 2 месяца (с августа по начало октября 2012 года) на Октябрьской площади произошло более 10 технических ДТП. К счастью, пока без жертв. Попробуем разобраться в причинах этого явления.
Октябрьская площадь в плане представляет собой прямоугольник, к которому примыкают 5 выездов с других улиц: Октябрьского проспекта, Советской и Профсоюзной. Главное направление проходит по диагонали. В центре расположено небольшое круговое возвышение, выполняющее преимущественно декоративную функцию. Радиус круга позволяет промчать по главной дороге по прямой линии, не снижая скорости.
Октябрьская площадь, 1964 год. Фотография с сайта Государственного архивного управления Псковской области
Возникшая как следствие разрушения города во время войны площадь изначально не была приспособлена для кругового движения. На фотографии 1964 года мы видим полное отсутствие круга и какой-либо дорожной разметки. Со временем рост автомобильного парка и интенсивности движения потребовали упорядочивания. Сначала водителей пытались призвать к порядку при помощи обычной разметки. На втором этапе были использованы трехмерные геометрические формы. Бетонные тумбы не помогли, время от времени их «футболили». Последним на сегодняшний день этапом стало создание объемного круга с помощью 3D-разметки (бордюрного камня).
Чётко очерченный бордюрным камнем и плиткой круг решил только часть проблем. На выезде с второстепенного направления улицы Советской автомобилисты стоят в несколько рядов, иногда до 4-5. В какую сторону кто поедет и по какому радиусу - загадка. Один поворачивает налево из правого ряда, другой едет прямо из левого.
Некоторые люди продолжают путаться в приоритетах движения и считают кольцо главным направлением. Типичный пример – ДТП с участием ВАЗ-2106 и внедорожника «Грейт Волл» от 20 сентября, который с большой охотой комментировали пользователи сайта Псковской Ленты Новостей. Весьма показательно, что некоторые участники обсуждения с упорством дятла доказывали: приоритет принадлежит находящимся на круге.
Отчасти ситуацию запутали сложные правила проезда круговых перекрестков, принятые в России 2010 году. Общепринятое европейское правило «приоритет кругу» вступило в силу только на отдельных перекрестках. На подъезде к круговому перекрестку водителям приходится разгадывать ребусы из дорожных знаков.
Можем предложить несколько вариантов улучшения обстановки на Октябрьской площади.
Первый вариант. Ничего не менять. Битва на дорогах продолжается, пока все не выучат правила проезда Октябрьской площади.
Второй вариант. Повесить на растяжке дорожные знаки «Направление движения по полосам» для выезда с второстепенных направлений. Продублировать разметочными стрелками на асфальте. Направляющие островки безопасности выделить 3D-разметкой (бордюр с заливкой бетоном). Летом можно будет украшать вазонами. Празднованию нового года и торговле картошкой на ярмарке выходного дня это не помешает.
Третий вариант. Установить светофор для выезда с улицы Советской и от рынка на главную дорогу. Круг больше не пригодится, и это единственный плюс. Электронный регулировщик будет тормозить движение и приведет к новым пробкам. Кроме того, монтажные работы могут оказаться довольно дорогостоящим удовольствием. Ставить светофорные стойки некуда. Никто не даст гарантию, что их не собьют на следующий день. Остается только подвесить светофор на тросе. Светофорный вариант не учитывает один важный момент – примыкание улицы Профсоюзной.
Четвертый вариант. Сделать приоритетным движение по кольцу. Для этого надо поменять дорожные знаки «направление главного движения» и расширить радиус круга, чтобы у лихачей не было искушения проскочить прямо. Заодно это заставит водителей снизить скорость. По периметру Октябрьской площади расположено 5 пешеходных переходов.
Как скоро водители привыкнут к приоритету для круга, неизвестно. Можно уверенно прогнозировать новые столкновения. К нововведениям люди привыкают долго и неохотно. Впрочем, свои сторонники есть и у кругового приоритета.
«Помню, как начинал водить, и поначалу наши круги просто сводили с ума логикой проезда, - написал в обсуждении на одном из форумов Псковской Ленты Новостей один из пользователей сайта. - Тогда же и удивился, до какой степени все просто за пределами родины. В южных странах круги вообще лепят везде как маньяки, порой чуть ли не каждый перекресток двух дорог сделан через круг. Разумное в этом есть. Практически исключены встречи с «джигитами», несущимися на красный. Перед кругом хочешь - не хочешь, затормозишь. Пробок я не встречал именно из-за круга, да и в сложных случаях никто не мешает на круг поставить светофор».
Есть и обратное мнение: приоритет круга без учета въездной интенсивности с разных направлений приводит к коллапсу в час пик.
В любом случае, истину без эксперимента не установить. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Всегда можно вернуться к старому варианту.
Денис Бахтин