Завершился 2011 год. Год кардинальных перемен. Были в нем и сложности и радости. Как всегда, в первые дни нового года мы подводим итоги прошедшего и строим свои планы на будущее, извлекая уроки из неудач и используя положительный опыт многолетней работы. О результатах деятельности Госавтоинспекции за 2011 год рассказывал начальник управления ГИБДД УМВД России по Псковской области подполковник полиции Сергей Логвиненко.
- Сергей Иннокентьевич, каковы итоги аварийности на дорогах Псковской области?
- В прошлом году количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 11,9%, погибших в них людей – на 38,8%, раненных – на 14,3%. При этом число ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии сократилось на 3,4%. К сожалению некоторые из водителей все же пренебрегают старой истиной: находиться в нетрезвом состоянии в общественном месте неэтично, на улице – опасно, а за рулем преступно.
- А по какой причине чаще всего совершаются ДТП?
- Каждое ДТП происходит в результате одной или нескольких взаимосвязанных причин.
Большая часть ДТП совершается из-за неправильных действий водителей, не соответствующих требованиям безопасности движения. Чаще всего неправильные действия водителя заключаются в недостаточно внимательном отношении к оценке условий движения, незнании или недостаточном учете возможностей и самого водителя и автомобиля в данных условиях, незнании или пренебрежении требований Правил дорожного движения.
Предупреждение ДТП, чаще всего, зависит от водителя, от того, насколько он внимателен при неблагоприятных дорожных условиях. В 2011 году больше всего произошло столкновений транспортных средств, что составило 29,8% от общего количества ДТП. В этих происшествиях погибли 69 человек, и 876 получили ранения.
Вследствие выезда на полосу встречного движения произошло каждое девятое ДТП. Всего зарегистрировано 129 ДТП (+4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).
- Сергей Иннокентьевич, а где произошло больше ДТП, в городах и населенных пунктах или же на загородных трассах?
- В 2011 году больше половины происшествий было зарегистрировано в городах и населенных пунктах, что составило 61,5% от общего количества ДТП, в которых погибло 104 человека, и 1292 человека получили ранения различной степени тяжести. В Пскове произошло 459 ДТП, что на 10,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На загородных трассах совершено почти в два раза меньше ДТП, в сравнении с городами и населенными пунктами. Однако тяжесть последствий таких ДТП в 2 раза выше. В 665 дорожно-транспортных происшествиях погибло 150 человек, и 980 получили ранения.
Наиболее «аварийно опасной» в Псковской области стала дорога «Санкт-Петербург - Пустошка - Невель».
- В какое время суток наиболее часто происходят ДТП?
- По часам суток совершение дорожно-транспортных происшествий распределилось следующим образом: с 17 до 21 часа совершается наибольшее количество ДТП. Больше половины всех ДТП - 61% произошли в светлое время суток, однако темное время суток характеризуется высокой степенью тяжести последствий.
- Почему же так опасно управлять автомобилем ночью?
- Ответ один: «Темно». Реакция водителя на 90% зависит от его способности видеть. Видение же в темноте сильно ограничено. Распознавание расстояния, цвета – сильно меняется, особенно когда вы не молоды.
Другая причина – усталость, ведь для большинства людей ночь – это время отдыха.
- Сергей Иннокентьевич, как сообщает Департамент ОБДД, в России сократилось число ДТП по вине пешеходов. А какие показатели на территории Псковской области?
- Чуть больше четверти всех происшествий - 27,6% составили наезды на пешеходов. За двенадцать месяцев 2011 года было совершено 477 таких ДТП, в результате которых 68 человек погибли и 438 пеших участника дорожного движения получили травмы различной степени тяжести.
Причины таких ДТП из года в год не меняются – это переход проезжей части в неположенном месте, либо неожиданный выход на дорогу из-за деревьев, припаркованных машин или каких-то заграждений и невнимательность. Еще одна огромная проблема - это пьянство на дорогах. Поверьте, что человек, находящийся на дороге в состоянии алкогольного опьянения, представляет ничуть не меньшую опасность для всех участников дорожного движения, хоть он и без машины.
Как правило, наказать пешехода за нарушение ПДД довольно сложно. И штраф в 200 рублей не останавливает наших граждан. Поэтому, в основном, приходится уповать на сознание человека. Просто слов не хватает, когда видишь, как мать или бабушка переходят дорогу с ребенком на красный сигнал светофора или не по пешеходному переходу. Именно от родителей в первую очередь зависит благополучие детей, их здоровье, а самое главное жизнь! Родители неукоснительно должны соблюдать правила дорожного движения, тем самым, подавая личный пример своим детям.
Но не следует винить во всем только самих пешеходов. Определяющее влияние на уровень аварийности оказали водители транспортных средств, именно на их долю пришлось 90,2% всех ДТП. Всего по вине водителей произошло 1560 ДТП, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 11%, в которых погибло 227 и получили ранения 2127 человек. Складывается ощущение, что водители стали пренебрегать элементарными правилами дорожного движения. Пешеходов сбивают везде: на тротуарах, пешеходных переходах, те есть в местах, где пешеход имеет явное преимущество в движении.
Также необходимо отметить, что каждое шестое ДТП совершено водителями, водительский стаж которых не превышает три года – 15% (232 ДТП, +6,4% по сравнению с 2010 годом). 21,1% (330 ДТП, +22,7% по сравнению с 2010 годом) составили водители, стаж которых от 5 до 10 лет. Увеличилось так же на 12% количество происшествий из-за нарушений, совершенных водителями, имеющими стаж от 10 лет и более – 528 ДТП.
- Какая обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом сложилась на территории Псковской области?
- Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет в целом по области увеличилось на 23,9%, и составило 202 ДТП (в 2010 году - 163), в которых 8 детей погибли, 221 ребенок получил различные ранения. Из общего количества пострадавших в ДТП детей: 83 пешехода (из них 2 погибли), 116 пассажиров транспортных средств (из них 6 погибли), 30 велосипедистов и водителей мото, 157 школьников, 72 дошкольника, 124 мальчика и 105 девочек.
Необходимо отметить, что работа по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма каждый год проводится большая и с водителями транспортных средств, с родителями и с детьми. Для родителей это различные акции: «Ребенок - пассажир», «Внимание - дети!», «Пешеход», «Автокресло - детям!».
Для детей – различные конкурсы, в которых юные пешеходы и велосипедисты ненавязчиво, в игровой форме, изучают правила безопасного поведения на дороге.
Отдельное внимание уделяется перевозке детей в автомобильном транспорте. Ежедневно сотрудники ДПС нацелены на выявление водителей, перевозящих детей без детских удерживающих устройств.
- Сколько административных материалов за нарушение Правил дорожного движения составлено сотрудниками Госавтоинспекции?
- За 12 месяцев при надзоре за движением транспорта и пешеходов возбуждено 158705 административных дел, в том числе на пешеходов - 13829, на водителей – 142933. Для рассмотрения в суды направлено 7699 материалов о нарушениях Правил дорожного движения. Административный арест был применен к 1829 правонарушителям. В целом по области судами принято решение о лишении права управления в отношении 4340 водителей. Кроме того, сотрудниками Госавтоинспекции области было раскрыто 219 преступлений.
- Сергей Иннокентьевич, очень часто от граждан нашего города поступают жалобы о пробках в городе, которые образуются из-за ДТП и необходимости долго ждать инспекторов ДПС. Из–за чего складывается такая обстановка?
- Это действительно большая проблема. 40% аварий – это ДТП без пострадавших с минимальным ущербом. Для их оформления не нужен инспектор ДПС. Однако на практике система практически не используется, так как имеет ограничения по размеру возмещения причиненного имуществу вреда, не превышающему 25 тысяч рублей. К сожалению человек, находясь в стрессовой ситуации, не может реально оценить ущерб, либо авария обойдется дороже. Сейчас Госдумой рассматривается вопрос об увеличении суммы ущерба до 50 тыс. рублей, при котором можно использовать упрощенную схему. В настоящее время проводится дополнительное комплектование ОГИБДД УМВД по г.Пскову, что позволит увеличить плотность нарядов ДПС и обеспечит сокращение времени их прибытия на место ДТП.
- В 2010 году по инициативе Президента Российской Федерации был отменен допустимый уровень содержания алкоголя в крови водителя. Ранее он был введен в соответствии с Венской конвенцией 1968 года, которую ратифицировала Россия. Данная введенная мера повлияла ли на наших водителей в должной степени?
- Как я уже упомянул в начале нашего разговора, число ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии сократилось на 3,4%. Увы, есть у нас еще водители, которые рискуют не только своей жизнью, садясь за руль в состоянии алкогольного опьянения, но и подвергают опасности жизни других людей. Хотелось бы им напомнить, что на данный момент за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения предусмотрено лишение права управления сроком от 1,5 до 2 лет. В случае, если водитель не имел права управления транспортом или был лишен водительского удостоверения ранее, к нему применяется наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток. За 2011 год на 1344 водителей был наложен арест, 71 водитель оштрафован и 3462 водителя лишены права управления транспортными средствами.
- Завершились преобразования милицию в полицию. Какие «потери» личного состава понесли именно Вы?
- В 2010-2011 годах сокращено 149 сотрудников ГИБДД, что составляет 21,8% от имевшейся штатной численности личного состава.
Нагрузка на сотрудников ДПС в связи с сокращением, а также реорганизацией отдельного батальона ДПС ГИБДД при УВД по Псковской области в специализированную роту оперативного реагирования УГИБДД УМВД России по Псковской области увеличилась по сравнению с прошлым годом на 25%.
Сокращение личного состава - это действительно большая проблема, надеюсь, что в скором времени нами будет приобретено нужное количество комплексов видеофиксации и тем самым уменьшится нагрузка на инспекторов ДПС и сократиться количество дорожно-транспортных происшествий.
- Совсем недавно был создан Центр автоматизированной фиксации. Расскажите, пожалуйста, о нем поподробнее.
- Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Псковской области в настоящее время работает в составе 10 человек. Администрацией Псковской области приобретено в 4 квартале 2011 года оборудование, необходимое для функционирования данного подразделения. Основной задачей центра является фиксация административных правонарушений в области дорожного движения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото и киносъемки.
Совсем недавно состоялось совещание с заместителем губернатора Псковской области, на котором рассматривались вопросы о приобретении и установке на территории области стационарных комплексов фото-видео фиксации нарушений ПДД. На первом этапе в 2012 году на улицах города Пскова и участках федеральных дорог планируется установка 12 стационарных видеокамер фиксации нарушений ПДД в автоматическом режиме. На втором этапе в 2013- 2014 годах планируется установка 14 видеокамер на улицах г. В.- Луки и на 20 участках федеральных дорог.
Деятельность Центра положительно скажется на дорожной обстановке в областном центре и на дорогах области.
Интервью подготовлено пресс-службой ГИБДД по Псковской области