Эксперты отрасли говорят, что автомобильную индустрию ждет крайне тяжелый период.
Одной только эпидемии в Китае хватило для остановки конвейеров автопроизводителей в разных странах мира. Пандемия же затронула уже всех без исключения, пишет auto.mail.ru.
«Сейчас на автомобильном рынке есть проблемы как со спросом, так и с предложением. - говорит аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов. - Заводы останавливаются, и запасов хватит ориентировочно на пару месяцев. Если судить по Китаю, то ситуация может нормализоваться, если в течение двух месяцев перезапустить предприятие».
Эти запасы, которых хватит на пару месяцев, все равно никому сейчас не нужны. «Дефицита на рынке новых авто из-за закрытия заводов я не вижу, - говорит автоэксперт Игорь Моржаретто. - Спрос же упал».
«Никто не знает точно, какими будут экономические последствия коронавируса. Люди могут осторожничать и вообще не делать крупных покупок. Такой сценарий тоже реален», - говорит Владимир Беспалов.
По мнению главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, «в целом по году есть два сценария: это минус 10-15 процентов, и второй - до минус 30 процентов и выше».
«Мы ожидаем спад рынка новых автомобилей на уровне до 10%», говорит Виктория Синичкина, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автоиндустрии PwC в России.
Все эксперты, как и обычные автовладельцы, ожидают роста цен на автомобили. «Можно заметить, что цены на новые автомобили уже выросли, - говорит Игорь Моржаретто. - Конечно, на это повлияло изменение курса иностранных валют. В среднем в течение года цены на новые машины поднимутся на 10 процентов».
«Сейчас автомобили распродаются по старым ценам, просто дилеры убрали скидки и акции. К лету ценник поднимется на 10-15 процентов», - прогнозирует Сергей Целиков, глава аналитического агентства «Автостат».
Такого же роста ожидает и Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research: «Цены на новые авто вырастут в пределах 10-15 процентов за год, но не одномоментно. По привлекательным ценникам машины уже распродали. А курс изменился, и теперь бренды будут сами решать, как изменить стоимость».
«Увеличение будет сдержанным, так как производители будет реализовывать ту же стратегию, как и в 2015-2016 годах по удержанию доли рынка», считает Виктория Синичкина из PwC.
«Что касается вторичного рынка, то, судя по прошлому опыту, активность здесь при замедлении экономики должна возрасти. Люди, которые не могут себе позволить новую машину, будут искать варианты с подержанной», - предполагает аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов.
Его уверенность насчет перспектив вторичного рынка не разделяет директор Russian Automotive Market Research. Татьяна Арабаджи напоминает, что в 2020 году за первые два месяца продажи подержанных легковушек показали рост на 9,6 процента. «И как будет развиваться ситуация, зависит от покупательской стратегии, - говорит она. - Люди либо стараются беречь деньги и не покупать авто вообще, либо считают, что деньги обесцениваются и брать машину сейчас выгодно. Нужно будет смотреть, какая стратегия выйдет вперёд. Но не думаю, что мы увидим резкий обвал спроса».
Игорь Моржаретто считает, что «денег у народа нет. Будут востребованы разве что самые дешёвые авто стоимостью до 100 тысяч рублей. Эдакие наборы Самоделкина».
В PwC тоже не видят радужных перспектив для вторичного рынка и ожидают «спад рынка подержанных автомобилей на уровне до 8-10%».
Все эксперты сходятся во мнении, что ряд марок может не выдержать сложностей. Игорь Моржаретто считает, что «под угрозой находятся заводы, которые не смогли локализоваться на нашем рынке. Это несколько малоизвестных китайских марок, Fiat, Subaru, Jeep».
За январь-февраль 2020 года автомобили Jeep продавались на 20% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за два месяца был продан 241 автомобиль американской марки.
Угрозу для тех, у кого нет производства в России, видит и Владимир Беспалов: «Уйти с нашего рынка могут в первую очередь те бренды, которые импортируются. Те, что локализуются в России, я думаю, устоят».
Куда больше стоит беспокоиться о судьбе дилеров, причем не только тех, кто работает с не самыми популярными брендами. «Дилерам в нынешних условиях придется туго», - уверен Сергей Целиков. Он объясняет трудности тем, что сейчас дилеры напрямую зависят от того, что скажут сверху. «В перспективе чуть ли не половине из них грозит банкротство», - предостерегает Целиков.
Аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов пока менее категоричен, хотя согласен с тем, что «дилерским центрам сейчас придется не очень сладко». Эксперт тоже считает, что «не все смогут выдержать эти испытания».