«Культурная контрреволюция» Стрекаловского: мысли о главном архитекторе Пскова

30.08.2019 16:11|ПсковКомментариев: 1

«Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска программы.

Говорить о культуре всегда было делом, культуре противном.
Теодор Адорно.

Поговорим около 15 минут о культуре, о тех травмах, которые она нам наносит, и тех надеждах, которые она неизменно дарит. В число надежд и мечтаний сегодня попало будущее архитектуры Пскова, у которого появился новый главный архитектор. Евгений Скачков приехал к нам из Брянска, вступил в должность, и уже дал первое большое интервью.

Евгений Скачков (фото: bryansku.ru)

Интервью это активно обсуждается, и я также спешу вплести свою партию в этот хор.

Первое, что хочется отметить, - комментарии. Читать их неприятно: все эти «приехал с плохим образованием», «таджикский университет закончил», - так нельзя к людям относиться, вообще никогда. Во-первых, потому, что очень много идиотов окончило Московский университет и всякие другие хорошие университеты, и это им нисколько не помогло. Во-вторых, не знаю, почему так плох «таджикский университет». Я в Душанбе не был, но, если судить по картинкам, город - красивый, современный, интересный и вписанный в сложный горный рельеф - построен как раз теми людьми, которые туда когда-то приехали. Русскими образованными людьми, которые также создали и политех, который окончил наш новый главный архитектор города.

Сейчас, я полагаю, эта научная традиция уже разрушена, но, когда Евгений Скачков в конце 80-х заканчивал этот университет, она еще сохранялась.

И, между прочим, навыки нового современного строительства, которого много в Душанбе, как раз в Пскове могут пригодиться.

Ну и, кроме того, у Евгения Скачкова есть опыт работы в европейской части России. Вообще-то человеку уже 50 лет, из них практически все время он проработал в Брянске и Брянской области.

В такой должности очень важно следовать врачебной заповеди «Не навреди».

Кстати, Евгений Скачков упомянул еще одну подобную заповедь, очень уместную, несмотря на ее шутливый оттенок, - «архитектор, в отличие от хирурга, свою ошибку не может закопать». Я слышал это и раньше, и мне приятно, что человек так понимает миссию архитектора.

Если говорить о тексте интервью, то мне понравилось, что оно непонятное. В том смысле, что оно сложно написано. Это интервью, которое готовилось: не устная речь, не запись под диктофон, а, скорее всего, письменные ответы на вопросы, которые согласовали. Я, как в некотором роде специалист, способен увидеть подобные отличия.

Этот текст, довольно сложный и зубодробительный, показывает любовь ко всякому крючкотворству и сложным формулировкам. Почему это мне понравилось и так зацепило?

А мне кажется, что на должность главного архитектора в таком городе как Псков, очень опасно получить как раз «творческого человека».

То есть такое уже было, и вряд ли повторится. Надо сказать, что Пскову в свое время с этим повезло. Здесь в послевоенное время и вплоть до начала 90-х годов работала целая плеяда прекрасных архитекторов, которые по сложившимся тогда обстоятельствам, назывались реставраторами. Я говорю об тех людях, чьи фамилии так часто сейчас упоминаются, о Юрии Павловиче Спегальском и о его соратниках и наследниках - Борисе Степановиче Скобельцине, Михаиле Ивановиче Семенове, Всеволоде Петровиче Смирнове, Вере Алексеевне Лебедевой и других. Благодаря им во многом сложился облик современного Пскова. Когда-нибудь мы поймем, что это были именно великолепные архитекторы, которые творили современную архитектуру под видом реставрации, которые фактически создавали очень красивый, с потрясающим силуэтом, удобный для жизни город. Тогда это называлось реставрацией. И вот это были необыкновенно талантливые и отважные люди.

И, кстати, если бы они с такими подходами сейчас стали бы работать в реставрации, их бы заклевали и затоптали - настолько смело они вторгались в памятники, меняли дошедший до настоящего времени облик, проектировали фактически новые здания на прежних местах - башни, крепостные стены, порой даже новые храмы. Благодаря их работе возник прекрасный нынешний центр Пскова. Но едва ли можно рассчитывать, что Пскову повезет снова с такой плеядой талантливых и отважных людей, поэтому всякий раз, когда у нас появляются новые «творцы», я вспоминаю известную цитату из Виктора Пелевина.

- Пойдешь ко мне в штат?

 - Кем?

- Криэйтором.

- Это творцом? Если перевести?

- Творцы нам тут на х... не нужны, - сказал он. - Криэйтором, Вава, криэйтором.

Или как в одном старом фильме про физиков: хуже дурака только дурак с инициативой.

Паки и паки повторю: центр Пскова сформирован и не нуждается в каких бы то ни было новых вторжениях; уместно только аккуратное благоустройство. Поэтому в интервью с новым главным архитектором мне очень понравилось, что, судя по всему, он видит себя хранителем-консерватором, бюрократом. Такой бубнежник, зубрила и крючкотвор, который будет строго следить за соблюдением нормативов, регламентов, запретов. Как раз такой, мне кажется, нам и нужен, по крайней мере, в том, что касается центра города.

Мне всегда казалось, что проблемы сохранения исторического архитектурного наследия в нашем городе во многом упирались просто в нежелание органов охраны выполнять свою работу. К примеру, вечная боль Пскова и моя личная, это прекрасные небольшие дома где-нибудь на старом Запсковье, часто не выдающиеся, но тем не менее памятники архитектуры, которые были муниципальным имуществом, там были либо квартиры, либо учреждения, их расселяют, они стоят пустые и как бы «бесхозные». Но это не так, у них у всех есть владельцы. Их владельцы - это либо какие-нибудь инвесторы, купившие их за бесценок, либо организации, например, муниципалитет, у которых эти здания числятся на балансе. Они стоят пустые, затем горят, после этого стоят несколько лет без крыш и разрушаются. И вот после этого остается только развести руками и сказать, что «объект потерян», давайте строить на этом месте новый. Это печальный и повторяющийся сюжет.

И вот мне кажется, что в этих случаях должен вмешиваться представитель органов власти и всячески кошмарить нерадивых собственников. Но до сих пор этого еще никогда не происходило.

Поэтому, если главный архитектор возьмет на себя функцию строжайшего соблюдения норм и регламентов относительно центра города, это будет, полагаю, его великой заслугой.

И очень хорошо, что он не заикается о каких-то масштабных планах и о своем «творческом видении». Молодец, умница. Так держать.

Впрочем, только будущее, конечно, покажет, что получится, потому что подобный настрой – это палка о двух концах, и предугадать итоги невозможно, ведь нам хорошо известно, что зачастую свой дар истолкования нормативов, законов и регламентов эти зубрежники и бубнилы используют, чтобы помочь застройщику «развить город».

Следующее, что следует отметить: очень много внимания отведено разговору как раз не о историческом центре. И это важный сюжет, о котором ни архитектурное сообщество, ни защитники Пскова даже не заикаются. Заключается он в том, что исторический центр Пскова занимает примерно 4-5% города, остальные 95% - это «Псков-2». Тот город, который построили и продолжают строить на дальнем Запсковье и Завеличье, целые районы новостроек, чрезвычайно неуютных, неудобных и некрасивых. Однако это и есть нынешний Псков: именно там живёт большинство жителей, именно там формируется мировоззрение и зрительский опыт постижения мира, архитектуры, культуры тех детей, которые вырастают в городе Пскове. И это именно тот Псков, на который следует обратить пристальное внимание главному архитектору, об этом он и говорит.

Современный Псков (фото: РИП Провинция.ру)

Это, на мой взгляд, вообще новость, потому что я что-то не припомню, чтобы профессионалы интересовались вот этим неинтересным Псковом.

Очень обнадеживающе звучат заявления о том, что развитие инфраструктуры в этих районах отстает, ее следует продумывать заранее, что сеть общественных пространств, парков, скверов, детских садов, школ, поликлиник должны проектироваться вместе с выдачей разрешения на строительство многоэтажных домов. Вещи, казалось бы, очевидные, но как-то ранее не звучавшие; о том, что монотонность и однообразие современной архитектуры - это ее недостаток, который требует исправления, о том, что панельные микрорайоны, которые построены с 60-х по 90-е годы, каким-то образом нужно модернизировать, в том числе визуально, а не только технически и инфраструктурно.

Профессиональный интерес к панельному Пскову - это то, что в деятельности архитектурного сообщества и возглавляющего его главного архитектора нужно удобрять, поливать, взрыхлять и всячески культивировать. Так что интервью мне понравилось.

Я от души хочу пожелать Евгению Скачкову, главному архитектору Пскова, успехов на тот поприще, которое я сейчас для него определил, а первые шаги и первая мощная задача, с которой он столкнется, - это будущее площади Ленина.

К сожалению, ему придется прокомментировать ситуацию с площадью Ленина и в ней участвовать.

Я напомню, там редкий случай. Действительно, площадь Ленина - результат системной и множественной градостроительной ошибки при планировании и застройке.

Сейчас, конечно, речь не идет о том, что ее следует немедленно перепланировать, мне кажется, на это нет ни средств, ни решимости. Но на будущее этот вопрос рассматривать, несомненно, имеет смысл, тем более, что появилась новость, что кинотеатр «Октябрь» во время его реконструкции придется фактически снести и построить заново.

Это вызов. Это, конечно, одна из главных несуразностей и недоразумений в нашем городе, это некрасивое здание, которое стоит не на месте - закрывает вид на Троицкий собор совершенно безликими фасадами, никак не обработанными, еще и на специально воздвигнутом для этого насыпном холме. Собственно говоря, он построен был, чтобы закрывать Троицкий собор, время было такое.

Сейчас встает вопрос о том, что разобрать его нужно и построить заново. Это абсурдная ситуация, интересно как Евгений Скачков на это отреагирует. Хотя, едва ли удастся вмешаться радикально и продавить инициативу строительства в другом месте этого здания, либо иным образом.

Я думаю, там решение уже принято на более высоком, чем должность главного архитектора города, уровне. Но высказаться по этому поводу ему бы не помешало.

Вот с такими мыслями пришел я сегодня в студию.

Пожалуй, на сегодня достаточно.

С вами был Юрий Стрекаловский.

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 279 человек
ПравилаКомментарии 1
Пан Профессор 31.08.2019 10:59
Во много соглашусь с автором. Прежде всего в том, что центр Пскова надо всемерно беречь. Вот в центре Праги (ЮНЕСКО, кстати) вообще запрещено любое строительство. Там нельзя поставить, даже, ларек мороженого. Понимаю, что сравнение не корректное, но все-таки. Центр Пскова явно сложился. Любимая поборниками новация идея о прелести сочетания старого и нового в 90 случаях из 100 просто отмазка, ширма коммерческих интересов. Соглашусь и в нелепости оплевывание "таджикских университетов". Сейчас в России настолько мощна традиция назначать всбду дружбанов, что, кто чего окончил вообще вторично. И выпускники МГУ, вправду, бывают очень разные. Больше наводит на размышления работа в Брянске. Я по роду службы был во многих российских городах. Был и в Брянске. Вот в нем, как раз, практически отсутствует сформированный центр. Вообще, в городе, увы, очень мало интересных объектов. Это не вина города, беда. Но это, увы, так. На вопрос, а что бы посмотреть в Брянске, с ходу и не ответишь (в Мурманске, Архангельске, Смоленске, Воронеже и др., более или менее ясно). Был вот великолепный музей Брянского Леса, да сгорел в 2009, точнее сожгли. Новому главному архитектору Пскова явно придется непросто. И важно помнить, что для Пскова градообразующим фактором (или хотя бы одним из) является его история, памятники архитектуры и культуры, музей. По крайней мере, пока в Верхнем Дрисливике не нашли нефть.
0
Рейтинг@Mail.ru