Главный архитектор Пскова Сергей Кондратьев покидает должность по собственному желанию. Это была бы грустная новость, если бы она хоть что-нибудь значила.
Это не тот случай, когда говорят: «Уходит эпоха!..» - ничего эпохального с фамилией Кондратьева не ассоциируется. Возможно, со мной не согласятся архитекторы и застройщики – те, кому приходилось заносить документы в управление градостроительной деятельности – но для обычных жителей Пскова присутствие Сергея Николаевича на должности главного архитектора города прошло незаметно. Что был он, что не было его – никакого коренного перелома в градостроительной политике не случилось. Конфликты на почве урбанистики не прекращались, ни одна из проблем, что ранее общественность объясняла отсутствием этой должности, с приходом Кондратьева решена не была.
Возможно, проблема в том, что ожидания были завышены?..
Эта должность вернулась в муниципальное штатное расписание в конце 2014 года. А на несколько лет до того пришелся целый ряд крупных градостроительных скандалов, начиная от появления дома-окурка в устье Псковы и заканчивая реконструкцией набережной. Разбирая каждую конфликтную ситуацию по косточкам и отыскивая первопричины (будь то жадность застройщиков, дефицит вкуса или низкий профессионализм заезжих урбанистов), эксперты каждый раз подводили к одному и тому же выводу: нужен тот, кто будет понимать законы архитектуры и градостроительства, планировать развитие Пскова и обладать правом решающего голоса. То есть главный архитектор.
Возвращение должности в реестр, да еще в ранге руководителя УГД (а не зама, как было раньше), было воспринято с непомерным энтузиазмом. Вот теперь-то мы уйдем от неудобной микрорайонной планировки. Ну наконец-то прекратится точечная застройки. Развитие транспортной сети теперь будет идти параллельно с жилищным строительством, а не с безнадежным отставанием. Не посмеют больше застройщики городить свои панельные частоколы без детских садов, школ и зеленых скверов.
Какая наивность. За эти четыре года в Пскове, как ни в чем ни бывало, выросли новые высотные гетто. Конфликты по поводу благоустройства продолжились. Частный сектор на Запсковье продолжал отступать перед поступью многоэтажных панелек, а на Завеличье так и не был разбит ни один парк.
Когда понадобилось построить новую школу, город не нашел иного места, кроме спортивной площадки. Принципиальнейший вопрос о судьбе территории стадиона «Электрон» - места, зарезервированного Гепланом под парк – решали на митингах и пикетах. Западная окраина Пскова по-прежнему остается Псковским районом, хотя с момента, как Кондратьев занял должность, бюджет успел потратить деньги на изменения Генплана.
Все эти годы не прекращался беспорядочный спил деревьев. Все с большим размахом разрастались уродливые металлические ограждения на исторических улицах. Появилось новое явление – красные повизгивающие боксоматы, которых неведомый собственник понаставил в охранных зонах архитектурных памятников.
То есть, мы видели, как в городе хозяйничает УГХ, но где был главный архитектор? Может быть, к Ганзе готовился? – такую задачу ставил перед собой Сергей Николаевич четыре года назад. Если готовился, то морально – потому что фасады у нас стали красить только в конце лета. До первого снега покрасить все, что нужно, конечно же, не успели, увы. Я уж не говорю о других, более сложных элементах подготовки. Планирование доступной среды, например, или городская навигация на иностранных языках, для гостей. Молчу и про дизайн-код городских вывесок и рекламы.
Ожидания четырехлетней давности не оправдались. Неподъемная тяжесть навалившихся на Псков проблем развития при зияющей пустоте на том месте, где должен быть главный архитектор, породила иллюзию, что это и есть решение. Что принципиальный профессионал с полномочиями сумеет обуздать градостроительный хаос.
Не случилось. Может быть, это сама по себе наивная идея, и должность главного архитектора ничего не значит. Или – позволим себе эту нелицеприятную догадку – Сергей Кондратьев был не тем главным архитектором, в котором нуждался Псков. В конце концов, не место красит человека, а человек – место.
Теперь должность главного архитектора как руководителя УГД, скорее всего, будет ликвидирована. Вновь архитектора сделают замом, который будет советовать, рекомендовать и ничего не подписывать. Зато теперь есть главный архитектор области, и говорят, он уже развернул некую бурную деятельность, чтобы упорядочить, привести в соответствие, исправить…
Но знаете, что? Давайте не будем загадывать. Незачем нагружать наивными ожиданиями еще одного чиновника. Талант всегда себя проявит – если он есть, этот талант.
Светлана Прокопьева