«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
1 440 000 рублей — примерно столько собирается отобрать у меня государство. Точнее, недодать. Ну а это, в принципе, одно и то же: эти деньги могли бы у меня быть, но их не будет. А в Пскове это стоимость однушки, между прочим.
Однушку в нормальном районе можно сдавать тысяч за десять в месяц, было бы плюс десять тысяч рублей к ежемесячному доходу. Считай, плюс один прожиточный минимум. То есть, будет минус один, в реальных условиях.
Что это я такое рассчитываю? А рассчитываю это я потери от объявленного повышения пенсионного возраста, которым осчастливил нас премьер-министр Медведев 14 июня. День выбран удачно, но об этом позже. Сначала про деньги.
Итак, согласно заявленной реформе, мне предстоит выйти на пенсию не в 55 лет, а в 63 года. Мой «возраст дожития», как прямодушно называет это Пенсионный фонд, сокращается на 96 месяцев. На 96 пенсионных выплат больше я могла бы получить по состоянию на 13 июня. Запомним эту цифру: 96.
Далее, идем на сайт ПФР, находим там калькулятор будущей пенсии и после ввода необходимых данных вычисляем сумму, на которую государство предложит вам доживать оставшиеся деньки. Я округлила свой результат в меньшую сторону до 15 тысяч рублей. Умножаем 15 тысяч на 96 месяцев — и получаем ту самую однушку, которую я могла бы купить, если бы не бросила работу в 55 лет, но получала бы пенсию и откладывала ее все восемь лет.
Теперь-то уж точно мне придется работать на восемь лет дольше, но вот откладывать будет нечего. И после 63-х у меня будет не «пенсия плюс рента», а только пенсия. Не условные 25 тысяч дохода в месяц, а только условные 15. Какая грусть.
Давайте не будем обсуждать вопрос, а можно ли не повышать пенсионный возраст и существует ли другой способ спасти бюджет ПФР — есть государственный медиахолдинг, который объяснит псковичам, что не повышать нельзя и нет другого пути вообще. Прозвучит еще масса правдивых и бесспорных аргументов. Достаточно ссылки на данные по демографии, что уж.
Но неизбежность повышения пенсионного возраста не делает это решение справедливым по отношению к людям. Потому что отодвигая выплату пособия на срок «как в развитых странах», государство не создает для нас условия жизни «как в развитых странах», согласны? При таком же возрасте выхода на пенсию, у нас не будет такой медицины как в Швейцарии, такого рынка труда как в США и даже таких дорог как в Бельгии. Ровесники канадец и россиянин, одновременно выйдя на пенсию в 65 лет, окажутся в принципиально разных условиях «дожития».
Другая несправедливость — в том, что залезая в карманы простым людям, государство нисколечки не пытается поджать самое себя. Не снижаются заоблачные зарплаты депутатов Госдумы и федеральных чиновников, не заводится каток борьбы с коррупцией и воровством на госзакупках. Не летит волшебный пендель менеджменту госкомпаний, успешно скрывающих прибыль от главного акционера. Не отменяются «стройки века», на которых зарабатывают известно какие подрядчики. Да внутри той же пенсионной системы (уж сколько раз сказано!) остаются при своем военные, прокуроры и уфсиновцы, которые в 40-45 получают вполне приличную пенсию и вкладывают в малый бизнес или непыльную работу охранником свои силы, нерастраченные за выслугу лет в силовых структурах. Для «своих» уровень потребления остается прежним. А всем остальным — извините, дефицит Пенсионного фонда и демографическая яма!
Одновременно 14 июня Медведев объявил о повышении НДС с 18 до 20%. Повышение налога — это не только дополнительная нагрузка на бизнес, это и грядущий рост цен. Это еще один удар по кошельку простого человека. И повышение НДС, и отложенные пенсии — это завуалированный грабеж.
И ладно, если речь идет всего лишь об упущенной выгоде, как в моем примере с однушкой. Это ерунда, пережить можно. Но полно примеров, когда отсроченный выход на пенсию критичен для жизни.
Например, человек болеет, а инвалидность не дают — он ждет пенсии, чтобы проще было покупать лекарства. Или женщину уволили после пятидесяти — без выдающейся квалификации работу в этом возрасте не найдешь. Или родился внук с тяжелым заболеванием — кто-то должен сидеть с ним, и лучше бабушка, чтобы родители могли работать. Или самый распространенный случай: вы живете в сельской местности.
В районах рынок труда просто никакой. Самая частая жалоба от селян помоложе: нет работы. Даже продавцом в «Пятерочку» не устроишься, потому что нет там «Пятерочки». И уборщицей в школу не пойдешь, потому что школу закрыли. В деревнях и поселках нет даже тех нищенских вакансий, которые в городе занимают как раз пенсионеры (у санитарок, вахтеров, уборщиц зарплаты такие, что без пенсии не проживешь). После всех этих оптимизаций в Псковской области остались сотни людей, которые мечтают наконец выйти на пенсию, чтобы в семье появился гарантированный источник дохода.
Размечтались, ага — еще пару лет нищеты, не угодно ли?
Думаю, что господа министры, которые сейчас хором расписывают выгоды грядущей реформы, просто не в состоянии представить себе такие жизненные сценарии — когда наличие пенсии становится реальным условием выживания.
А потому что очень вовремя сделан анонс. Действительно, удачно выбрал день Дмитрий Анатольевич, чтобы возвестить о реформе: 14 июня начался чемпионат мира по футболу. Да как начался — с разгромных 5:0 в пользу сборной России! - и не важно, что против Саудовской Аравии. Уже есть анекдот по этому поводу: «Дедушка, а что ты делал, когда пенсионный возраст повысили? - Я вышел на улицу вместе со всеми, и мы кричали. - А что кричали? - Гоооооол!!!»
Легко предсказать, как будут развиваться события. Возмущение граждан ни к чему не приведет — во-первых, недовольный ропот приглушен ором болельщиков, во-вторых, действует указ президента об ограничении массовых акций во время чемпионата мира. После 17 июля (поскорее, пока не остыли эмоции финальной игры) Госдума рассмотрит законопроект в первом чтении. Потом поторгуются и ко второму чтению внесут косметические поправки. Например, с барского плеча отвалят нам не 63 и 65 лет, а 60 и 63 для женщин и мужчин соответственно, а повышать пенсионный возраст начнут не с 19 года, а например с 21-го. Объявит об этом, конечно же, Путин, добрый царь, радеющий о народе.
Совсем отменить реформу, как многие надеются, он вряд ли сможет, я в это не верю — потому что другой экономики нам Владимир Владимирович за свои 18 лет во главе государства не выстроил. Других министров у него тоже нет. Да и отношение к гражданам, признаться, другим никогда не было.
Единственная добрая служба, которую может сослужить этот ползучий грабеж, заключается в том, что государство такими реформами последовательно убивает веру в патернализм. «Не ждите от меня ничего хорошего», - говорит государство. - «Не надейтесь на пенсию. Не рассчитывайте на бесплатную медицину». «Окей», - отвечают граждане и переключаются в автономный режим: соглашаются на серую зарплату, покупают медстраховку в частной клинике и строят дом с автономными коммуникациями.
Граждане привыкают к мысли, что рассчитывать стоит только на свои силы. А с такой мыслью можно будет и новое государство построить.