«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
Забавно читать комментарии про выборы в Гдове. Точнее, не «комментарии», а «комментарий». Если не брать в расчет пресс-релизы победившей стороны, то по итогам гдовских выборов прозвучал один-единственный официальный комментарий - от председателя областной избирательной комиссии Николая Цветкова.
«Избиратели голосовали за кандидата, а не за партию», - сказал он. И добавил: «Я ответственно заявляю о том, что в Гдовском районе было не столкновение политических партий, а конкуренция различных взглядов на социально-экономическое развитие и выстраивание коммуникаций с избирателями».
Интересно, а как тогда выглядит «столкновение политических партий»? Вообще-то, «конкуренция различных взглядов» - это оно и есть. Наверное, Николай Юрьевич настолько отвык от нормальных конкурентных выборов, что просто не узнал их в лицо. Немудрено - все отвыкли!
На самом деле, в Гдовском районе выборы прошли по классической демократической схеме: власть против оппозиции, привычный курс против альтернативного. Кандидат партии власти, Николай Капитонов из «Единой России», олицетворял преемственность и стабильность - он бывший первый зам, потом и. о. главы района. Он всецело за губернатора (неважно, которого) и за президента с его правительством. Ему противостоял Юрий Павлов, глава городской администрации Гдова, выдвинутый партией «Яблоко». Они выступили против и бывшего главы, и губернатора, и правительства с президентом, и всей их политики, что федеральной, что местной. Павлов олицетворял смену курса.
Юрий Павлов
Да, это была самая что ни на есть «конкуренция различных взглядов на социально-экономическое развитие»: оставить все как есть или попробовать жить иначе. Третьего варианта не было. Что и доказали результаты: оставшиеся три кандидата получили всего 137 голосов на троих.
Понятно, что когда Цветков говорит «голосовали за кандидата, а не за партию», он пытается сгладить горечь системного поражения. Если принять точку зрения, что оппозиции просто повезло с кандидатом, то и партия власти как бы не виновата — ну разве что в том, что первой на этого кандидата не вышла. Но думается мне, это слишком большая натяжка. Гдовский результат — это не столько победа оппозиции, сколько поражение административного ресурса. На месте Павлова и «Яблока» мог оказаться другой кандидат и другая партия — и они точно также победили бы в Гдовском районе, если бы точно также вели нормальную, серьезную политическую работу во время избирательной кампании.
Потому что власти, на самом деле, нечего противопоставить серьезной политической работе.
Так что, и комментарии на форумах типа: «гдовское фиаско», «поражение политблока АПО», «очередная неудача кураторов внутренней политики региона» и так далее, сформулированы, мягко скажем, не точно. Чтобы говорить о провале внутренней политики, эта внутренняя политика как минимум должна существовать. А ее нет. Место внутренней политики давным давно заняли кулуарные интриги, административный нажим и давление по служебной линии.
Вся сумма технологий на гдовских выборах сводится к тому, что админресурс проиграл. Для начала, Капитонов оказался неспособен провести собственную, инициативную избирательную кампанию. Не знаю, что тому причиной — безволие или дисциплина, но склоняюсь ко второму: это логичный итог встраивания местного самоуправления в вертикаль. Отобрали полномочия, отучили думать головой — теперь местные начальники сами себя выбрать не могут. Плюс, не вовремя поменялся губернатор. Начальству из Пскова было некогда — начальство из Пскова как раз переезжало в Москву.
Николай Капитонов
Образовался технологический вакуум, а заполнить его могла только живая, повседневная, естественная политическая жизнь. И вот на этом фланге у админресурса полный провал. Без направленных технологических усилий не сработала беспроигрышная, казалось бы, схема: «Единая Россия» равно власть. Оказалось, что не равно.
Дело в том, что в Псковской области (и не только в Псковской) давно нет здоровой внутренней политики. То, что у нас называют этим словом, это, по сути, банальный шантаж и торговля страхом. Власть на каждом своем уровне продает нижним этажам одну и ту же угрозу: а мы вам денег не дадим! Неугодный губернатор не получит субсидий из Москвы, нелояльный глава района не сможет выбить деньги в Пскове. Голосование за «Единую Россию» представлялось некой гарантией на доступ к бюджетной кормушке. Своих, дескать, не обидят. А вот чужим, хм, придется самим выкручиваться. «Выбирайте».
Это работало, пока в кормушке хоть что-то хлюпало. Но толпиться вокруг пустого корыта смысла нет никакого.
Страх имеет свои пределы. Шантажировать можно тех, кому есть что терять. Ну а что сегодня могут потерять сельские волости и райцентры? Последние четверть ставки библиотекаря?
На местном уровне нет никаких мегапроектов, которые будут либо не будут закончены «после выборов». Нет перспективы размещения производств с привлекательными рабочими местами. Не стоит вопрос, где бы на селе построить современный дом культуры или спортивный комплекс. Райцентры не соревнуются между собой в надежде открыть парк с ландшафтным дизайном и аттракционами. Волости не спорят о том, где должна пройти новая трасса и где сделать пристань для пароходов.
Государственные инвестиции в развитие сельских районов закончились так давно, что никто уже и не вспомнит, что значит «развитие». Самый ходовой товар админресурса - «стабильность» - на местности означает стабильное, неуклонное затухание. Аргумент «вдруг будет хуже» больше не срабатывает: любое новое, любое другое, не из этой партии, априори привлекает, потому что старое и знакомое уже в печенках сидит. Никому не нужна преемственность воровства и разгильдяйства.
Поэтому нет смысла говорить о том, что наши кураторы внутренней политики провалились. Это внутренняя политика сама по себе провалилась: нечего больше курировать. Нечего предложить, не за что торговаться, нечего выпрашивать. И обещать нечего — деньги в бюджете кончились. Нет, понятно, что, принимая областной бюджет, всегда можно в что-то отрезать от одного района и добавить другому. Но тут масштаб цифр такой, что этот плюс-минус роли не играет.
Районы потихоньку начинают понимать, что им нечего терять, кроме своих цепей. В сентябре это понял Плюсский район, в ноябре — Гдовский. Думаю, скоро дойдет и до остальных. И если так, что кураторам внутренней политики еще повезло — большая выборная волна как раз закончилась.