«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева высказывает свое мнение и проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
Таких случаев уже десятки - тех, что попали в поле зрения СМИ, потому что были записаны и слиты в инет. А так, наверное, сотни: не всякий же раз будешь включать камеру, беседуя с педагогом.
Я имею в виду истории, когда классный руководитель, или завуч, или сам директор вызывает к себе ученика и начинает отчитывать за протестную активность. Это всегда один и тот же сценарий: группа женщин (мужчины в образовании - редкость) стращают парнишку лет шестнадцати полицией, комиссией по делам несовершеннолетних и статьей 282 УК РФ. Угрожают отчислением, погубленной молодостью и проблемами у родителей. «Ты уже попал в списки ФСБ! Ты никуда не поступишь! Твои родители будут за тебя штрафы платить и их с работы уволят!»
Мальчику из Владивостока, который пришел в школу со значком Навального, сказали, что «так мог поступить только предатель». Во Владимире замдиректора школы пригрозила детям, что их «заберут из семьи» за участие в митингах. Первокурснику Нефтекамского машиностроительного колледжа объяснили, что раньше «за такое расстреливали» - имеется в виду негативное отношение к действующей власти.
Тяжело слушать эти записи. Немолодые, хронически усталые тетки, которым мало платят, но много требуют, включают весь свой «авторитет взрослого» и «проводят воспитательную работу». По задумке, смысл подобных бесед в том, чтобы открыть глаза заблудшему юнцу. Направить молодой, ищущий ум на верный путь с высоты, так сказать, опыта прожитых лет.
Ничего не выходит. Беседы не получается. Эти тетки просто орут, а даже если не орут, то хамят, давят, оскорбляют и слова не дают сказать в ответ. В их речах нет ни логики, ни смысла. Они на полном серьезе заявляют, что все протесты «инспирированы Западом» и «оплачены деньгами Госдепа», что «Навальный - иностранный агент» и у него «куча денег в офшорах». Весь их арсенал - это ложь, директивные запреты и неловкое жонглирование «патриотизмом» и «государством».
Им нечего сказать по существу. Они не только детям, но и самим себе не могут объяснить, почему у них такие мизерные зарплаты, почему не попасть к врачу, почему нет дорог, а бюджетные стройки съедают миллиарды, но так и не заканчиваются. Поэтому борьбу с коррупцией они объявляют «работой на развал государства», а демократические уличные акции - подготовкой к майдану: «Ты что, хочешь, чтобы у нас было как на Украине?»
Но главный мотив всех этих бесед - угрозы. В образовательном учреждении школьник и студент априори находится в подчиненном положении по отношению к учителям и администрации. И вот, весь этот властный ресурс обрушивается на юную психику. Тебя поставят на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Ты никуда не поступишь. Ты вообще о своем будущем подумал? Ты понимаешь, что тебя уже взяли на заметку? Полиция составляет списки таких, как ты. Это вообще-то экстремизм - статья! Да что ты говоришь?! Выучись сначала, повзрослей, а потом будешь тут рассуждать.
Гнетущее впечатление производят эти записи. Быть свидетелем хамства всегда неприятно. Еще неприятнее, когда хамство сочетается с откровенным враньем и глупостью. Но совсем невыносимо понимать, что вся эта дурь произносится с позиции силы, и что тот, к кому она обращена, не может и слова вставить в ответ.
И это - школа. Место, где учат, воспитывают и готовят ко взрослой жизни.
Как же мы докатились до такой школы - вот вопрос.
Я не знаю, какой возраст и педагогический стаж у Татьяны Агеевой из Владимира или у Ирины Горбатенко из Самары. Понятно только, что последние 17 лет они работают в путинской школе. Все годы путинского правления в России выстраивалась вертикаль власти, и главным атрибутом этой вертикали было единомыслие. Теперь есть один-единственный президент, сильный и безгрешный, есть мудрая правящая партия, а вся оппозиция - ничтожные маргиналы. Никакой критики, тем более в публичной сфере. Культура дискуссии, которой не было в багаже советского наследства, не имела шанса сформироваться за эти годы.
Эти женщины, повзрослевшие или постаревшие при Путине, банально не умеют спорить. Им сложно, когда на одну проблему могут быть две разные точки зрения. У них есть программа и они следуют этой программе. Физика, химия, биология, Владимир Владимирович Путин.
Судя по тому, что хамившие старшеклассникам преподы не были с треском уволены, они представляют большинство в российских школах. По всей видимости, мы можем судить о состоянии школы в целом по этим отдельным аудиозаписям. И это грустная картина.
Получается, что нынешняя российская школа противоречит принципам двадцать первого века. Учителя не принимают и пытаются подавить базовые ценности современного общества: свободу выбора и право на личное мнение. Свобода для них пустой звук. Закон - тоже. Эти взрослые не могут понять, почему политизированные подростки ходят на митинги требовать буквального исполнения норм Конституции - сами-то они не чувствуют потребности в этих нормах. Они привыкли не воспринимать закон всерьез, потому что весь их взрослый жизненный опыт говорит о том, что любой закон можно интерпретировать с позиции политической целесообразности и воли начальства. Или переписать.
Может быть, они хорошие предметники, и слава богу. Наверняка любовь к Путину не мешает готовить детей к ЕГЭ, а топить за Навального в школе нельзя точно так же, как и за «Единую Россию». Школа - не про политику. Школа - про человеческий капитал. И он, как мы видим, в российском образовании сегодня безнадежно потерян.
Светлана Прокопьева