«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
Темнеет рано, светает поздно. Всего несколько часов солнце на небе, да и всё равно его нет. Оно за тяжелыми, серыми тучами, из которых на землю падают - нет, не кружевные снежинки, а капли дождя. Под дождём тает последний снег, а лёд скользит ещё больше, и серый декабрьский город становится окончательно невыносим.
Гирлянды на мосту не помогают – ты смотришь не на гирлянды, а на ямы, присыпанные щебёнкой: они каждый день новые. Ёлка на площади не помогает – ты уже видел этот пластиковый конус и в прошлом году, и в позапрошлом (а в позапозапрошлом не увидел и всё спрашивал, где он, неужели погрызли крысы?). Не помогают и все эти яркие картинки из телевизора – в каждом новогоднем фонарике, в каждой лампочке на московской ёлке ты видишь недополученную упаковку бесплатного лекарства или зарплату медсестры, из-за которой она уволилась.
Где русские люди берут новогоднее настроение? Как возникает «ожидание праздника» и «предчувствие чуда»? Где волшебный источник вдохновения для сценаристов новогодней рекламы и аниматоров с детских утренников? Неужели в этой теплой слякоти под ногами?
Чем ближе 31 декабря, тем больше аналитики и подведения итогов. И чем больше итогов собрано в одну корзину, тем меньше там места для праздника. Новогодняя традиция – всё вспомнить и подытожить – работает против Нового года. Ещё один упавший самолет, ещё одно громкое убийство, ещё один международный скандал, ещё один несправедливый суд, ещё один пример воровства – а что хорошего-то было? Такого, чтобы на всю страну радость? Ничего в голову не приходит.
Это хорошо, если дома все хорошо. Тогда можно не включать телевизор, отрубить интернет и порадоваться своим, семейным итогам. Хуже, если и дома как везде. Зарплату срезали, цены выросли, машина сломалась.
Так откуда этот ежегодный предновогодний восторг?
Моя подруга вчера рассказала мне сон. Ей снился ад. Она металась в аду по темным коридорам в черных пещерах, и ад дышал ей в спину. Она убегала, а голос в голове говорил ей: от ада есть оружие, всего семь букв. Какое оружие, какие семь букв, гадала она, убегая, и вдруг увидела их, написанными углём на стене. НАДЕЖДА. Оружие против ада – это надежда.
Вот это и есть Новый год, подумалось мне. Нас окружает ад со всех сторон, и к концу года он все плотнее и плотнее. Но каждый раз удается сбежать. Потому что есть надежда.
Это надежда на то, что следующий год будет лучше. Что мы проводим старый год и вместе с ним уйдет всё плохое, что с нами случилось. Что пробьют куранты – и разобьют вдребезги все неудачи и неприятности. Что новый год – это чистый лист, и на этот раз мы раскрасим его аккуратно и правильно.
Да, в этом году не вышло. Опять была война, и кризис, и воровство. В стране поводов для праздника мало, и опять надо выключать телевизор, чтобы порадоваться хотя бы своему, частному: один ремонт закончил, у другого сын родился, третий свой бизнес начал. В городе, вон, мост починили и парк новый сделали, на Завеличье почти достроили школу, а Балагины выиграли суд и получили компенсацию за Дом привратника. Ну хорошо же!
А в следующем году будет еще лучше. Должно быть лучше. Я надеюсь, что будет лучше.
С наступающим!
Светлана Прокопьева