Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию программы Дениса Кугая. Напомним, его авторский аудио-блог «Ржавчина» выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове».
Как проходит твой день? Как движение на голом, пыльном и бессмысленном Рижском проспекте? Что происходит на лысеющем проспекте Октябрьском? Что нового на улице Труда, этой невероятно точной метафоре современного тебя и меня, а также нашего отношения к своему городу и жизни в нем? Вероятно ничего?
Не страшно. Постепенно, как всегда с переменным успехом наступает лето – сезон отпусков, дач, детских лагерей, недорогих санаториев и коротких поездок. В туризме последние годы это называется high season. Но это у них, в туризме. А у нас с тобой это сезон душной тоски, безысходности и зависти к тем, кто смог хоть куда-то вырваться на недельку.
Мой коллега, Саша Донецкий, написал очередную хорошую колонку, где сетует на то, что город с тысячелетней историей не привлекает туриста. Что это потому, что им никто не занимается – тротуары разбиты, программы развития города как туристического центра нет и в помине, а туризм только событийный. Итожит Александр, в частности, тем, что «… Псков так и будет оставаться … [городом], который вызывает одновременно гордость и стыд».
Это все, кажется, правда. Нет экскурсионного туризма. Пыльно. Тротуары раздолбаны в хлам. Везде автомобили. И фоном всему этому звук бензопил. Но.
Мне думается, что, во-первых, нам с тобой не следует обольщаться. Стыд за родной город испытывать мы вполне можем, да. И ты, и я живем в нем прямо сейчас. И то, что он такой – наша с тобой прямая «заслуга». А вот для гордости поводов особых нет, честно говоря. Саша предлагает считать таким поводом славную историю Пскова, но, извини, а мы-то с тобой что сделали для нее? Родились тут, что ли? Велик подвиг! Или, может, наш подвиг и наша гордость в том, что мы эту историю помним? Как говориться, «от каждого по способностям»? Народ поизмельчал?
Во-вторых, я думаю, что развивать экскурсионный туризм в двадцать первом веке – это примерно как возрождать забытые промыслы кривичей: это, безусловно, похвально, но локомотивом развития такая штука не станет никогда. Потому что «не взлетит». Экскурсионный туризм в ближайшем будущем, особенно на такой де-концентрированной территории показа, как исторический Псков и его окрестности, это юдоль немногочисленных предложений авторских экскурсий. Тех, где сам экскурсовод иногда представляет собой объект показа поинтересней, чем те церквушки, вокруг которых он водит группы. Ну и, конечно, группы! Ну, скажи на милость, как долго люди еще будут ходить на экскурсии группами?! Зачем?!
Я думаю, скоро стандартные экскурсии станут дешевле и доступнее. Они не будут зависеть от гидов и групп. Смартфон, GPS и наушники – вот ближайшее будущее экскурсионного туризма. Качается приложение, качается аудио-гид, включается GPS – voila! Если я промахнулся с прогнозом, я и сам обрадуюсь.
Причем, разработкой именно такого контента стоит заниматься нашему краеведческому музею при активной поддержке властей города. Но куда там… Музеи потом. Мы пока учимся класть асфальт. Шел две тысячи семнадцатый год…
В-третьих, мне кажется, я довольно точно знаю, чего не хватает нашему с тобой городу, пскович. Не хватает для того, чтобы привлечь гостей. Чтобы им не хотелось уезжать. Чтобы им очень хотелось вернуться.
Пскову не хватает вкусной жизни. Ведь Донецкий прав – нельзя жить от фестиваля к фестивалю! А в нашей с тобой жизни нет ничего вкусного. Если совсем коротко, то так: вот скажи, когда тебе не хочется уходить из гостей? Ну, правильно – когда там «хорошо»! А что это значит? Это значит, что там интересно. Там вкусно или необычно едят или пьют. Возможно, там очень интересно разговаривают и о чем-то удивительном спорят. Там, наверняка, очень красивые и ухоженные хозяева. Сидишь в таких гостях, влипнув в удобное мягкое кресло, и невольно примериваешь: «А неплохо было бы жить тут или, хотя бы, так же жить!»
Мы с тобой живем скучно и скорее вопреки, чем в удовольствие. Мы не делаем ничего интересного. Мы не занимаемся ничем необычным и увлекательным. Мы не говорим о невероятном – мы ноем об утраченном и недостижимом! Мы назначаем не тех управляющими. Мы довольствуемся браком и ширпотребом во всем – в еде, в напитках, в одежде, в искусстве и культуре – да что уж там! Даже в выборе тем для разговоров!
С нами скучно и неинтересно. С нами можно только выпить и перемыть кому-то косточки. А лучше и вовсе помолчать. И я это понимаю. И ты это понимаешь. И это как ржавчина, разъедающая изнутри. Давай меняться.
До скорого. Это был Денис Кугай и «Ржавчина».