Образование - дело государственное?

08.10.2013 13:42|ПсковКомментариев: 9

Не знаю, что имели в виду руководители России, принуждая отечественное образование к Болонским соглашениям, но судя по всему, были они себе на уме. Только преследованием какой-то тайной цели можно объяснить реформы, происходящие ныне в науке и образовании страны. Разнообразные международные и внутренние обязательства здесь выглядят только как прикрытие для сокращения расходов.

Никакой системы действий в образовательной политике пока не создано (по крайней мере, не обнародовано). Ни одна из проблем, стоявших перед вузами лет десять назад, не решена. Большая часть положительных (хотя все-таки косметических) изменений, проявившихся с начала 2000-х, была порождена увеличением количества платных студентов и докризисной (к сожалению, вполне бессистемной) щедростью руководства страны. Кстати, это незапланированное улучшение сыграло с системой образования злую шутку. Будучи бедным, оно мало кого интересовало, зато, немного разжившись деньгами, неизбежно превратилось в кормушку.

Несмотря на заклинания в духе «экономика знаний», образование само по себе вызывает интерес разве только у самых пропащих. Сильных интересует результат. Как обычно, он должен быть уже вчера. Завтра, тем более послезавтра ни для бизнеса, ни для политики не актуальны.

Бьюсь об заклад, что российский бизнес, почти всегда местечковый и мелочный, даже не знает разницы между образованием и профессиональным обучением. Да и к последнему у него нет никаких четких требований. Неизвестна ни требуемая глубина, ни ширина охвата предмета потенциальным специалистом, пардон, теперь бакалавром, разговор идет разве что об умениях, но и тут пожелания, как правило, не выходят за рамки «Ну, желаю, чтобы все!». Поэтому когда предлагают привлечь работодателя к формированию программы обучения, думаю, становится страшно прежде всего работодателю. Хотя что тут фантазировать насчет образования – в основные фонды деньги вкладывать не хотят.

Для власти же образование вроде приблудной собаки: и отогнать страшно, и кормить не хочется. Высшее образование, не говоря про школу, не выходит за пределы социалки со всеми вытекающими. Да, образование – мощный электоральный ресурс, так как по определению консервативно. Но проблема в том, что его цикл абсолютно не совпадает с «политическими месячными» – выборами. Даже при новых сроках полномочий властей цикл образования куда масштабнее. И никакая это не социалка.

Несмотря на то, что в последние годы многие представители власти обзавелись научными степенями (честь и хвала Путину, что он этого не сделал), на ситуацию это совсем не повлияло. Наоборот, образование завалено бумажной работой: отчеты, рейтинги, коэффициенты и т. д. и т. п. Как результат – всё чаще реальная деятельность подменяется виртуальной. Пиаром, короче. От того, что это мировая тенденция развивающихся стран (см. результаты исследований Гарварда по качеству научных журналов) нисколько не легче. Тем более что в такой системе профессор и студент – константы образования испокон веков, отходят на второй план, уступая место управленцам. Что ситуацию усугубляет еще больше. Нормы и регламенты начинают плодиться все сильнее и изменяются все чаще.

Хорошо Штатам, им всю эту галиматью создавать некому и незачем, потому в частном и не самом неэффективном Гарварде на одного преподавателя приходится три студента, аспирантов чуть больше – семь. В России же министерство зорко следит, чтобы количество преподавателей сокращалось: недавно норма студенто-преподавателей была один преподаватель на девять обучающихся, теперь стала один к одиннадцати. И это, говорят, не предел. По слухам, специально обученные люди в Москве уже подсчитали, что в стране 30% преподавателей остро нуждаются в сокращении.

Все это полбеды, если бы не самая большая проблема – почти полное отсутствие мотивации у студентов. Возможно, желание учиться отбивают еще в школе, но факт в том, что в институты и университеты люди приходят чаще всего пройти необходимую ступень/отбыть время/получить корочки. Потом они идут в бизнес и власть. Людей интересующихся – единицы и они никак не могут, да и не хотят перевлиять людей-транспарантов.

И все-таки отсутствие положительной образовательной политики и у регионов, и у Москвы играет решающую роль. Все воспринимают это как сигнал – это не сфера интересов государства, вещь вторичная и допускающая весьма произвольное обращение.

Константин Шморага

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 267 человек
ПравилаКомментарии 9
08.10.2013 14:41
Все так и есть.
0
08.10.2013 16:00
Путин - кандидат экономических наук
0
08.10.2013 16:13
Ну отчего же нет программы... а как же "дорожная карта", там все расписано надолго и с показателями, сколько вузов и преподавателей сократить, пардон, реорганизовать, сколько денег должны зарабатывать и т.д. Другой вопрос, что она нам может и не очень нравится, но она абсолютно точно есть и обнародована
0
08.10.2013 17:51
Супер
0
08.10.2013 18:25
автору надо бы знать, что Путин кандидат наук.
0
08.10.2013 18:26
Раз автор не знает, что Путин остепенен, то и всему остальному я не верю.
0
08.10.2013 19:27
Гарвард - некорректный пример, там не столько учат, сколько занимаются исследованиями. А вот в Беркли, где больше учат - 15 студентов на преподавателя. И ничего, тоже в десятке. Дело не только в том, сколько преподавателей, а еще и в том, как поставлены методики, как организован процесс обучения. Но это уже слишком сложная концепция для автора, проще на Гарвард сослаться.
0
Наденька. 09.10.2013 00:18
Зачем путать и смешивать русских и другии нации у нас есть отличая как по биологии образно сказать так и по мировозренчеству, в большей степени образовательные учреждения должны образно говоря воспитывать роботов, а гении, это не редкость среди русских, но из за домашнего насилия они скрыты, и умам не надо индивидуальное образование, так как они медлительны и кропотливо изучают материал, они предирчивы ко словам и им не надо педагоги, им надо иследовательский материал и всё сразу, а если не дать им скучно, начнут играть в оценки и т.д. Так организация образования в РФ не существует и действительно несет только вред, даже тот факт что за бугром луше может закрыть не сложившего гения, пособий в РФ отсуствует, и даже в библеотеки книги дают по возрасту, а правильно по предпочтениям. Можно долго говорить о образовании, но образование начинается с дома-домашние задание для родителей, а всё остальное не важно. Как в советское время было построено НИИ для одного окончил он лишь медучилище, а остальное ему было в падлу. так что для современной России важно наладить хотябы производство роботов профессии. А гениям надо чтобы дома было масса книг всея тематики и без возрастных ограничений, высшая математика так высшая и никая другая-свободное время изучений, отсюда и рождается нужное образование.
0
kleva 09.10.2013 09:40
Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений :Санкт-Петербург и Ленингр. обл.

Год:
1997
Автор научной работы:
Путин, Владимир Владимирович
Ученая cтепень: кандидат экономических наук
Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
Специальность: Экономика и управление народным хозяйством
Количество cтраниц: 218
Самостоятельно написано - 2 страницы. Остальное списано с работы двух профессоров из Питтсбургского университета («Стратегическое планирование и политика» Уильяма Кинга и Дэвида Клиланда, 1979 год.)
0
Рейтинг@Mail.ru