К критике Виктора Цоя

25.11.2021 17:44|ПсковКомментариев: 22

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«Искусствоведов группа тихо
восторженно глядит на холст,
и вдруг один, седой и строгий,
отчетливо сказал — говно»

Белое четверостишие

Поводом к этому тексту стал очередной приступ негодования псковской околокультурной общественности. В Пскове на улице Калинина, как известно, с некоторых пор формируется Музыкальный сквер. Проект реализуется в формате частной благотворительной инициативы псковского предпринимателя Юрия Сорокина. То есть на его собственные деньги, без использования бюджетных средств. Практика, увы, не слишком распространенная в современном Пскове, впрочем, требовать в нынешних реалиях от бизнеса еще и широкой благотворительности рука не поднимается.

Но вот есть у нас такой пример. Несколько недель назад там же, в Музыкальном сквере на улице Калинина, появилась «музыкальная скамья». А теперь к ней добавился еще один объект — мурал с изображением Виктора Цоя. Скамейку псковская общественность еще как-то стерпела и в целом промолчала, видимо, на тот момент не найдя, к чему придраться. А вот появление Цоя в Пскове встретила во всеоружии.

Я думаю, за весь период бессмертия, на которое обрек себя Виктор Цой 15 августа 1990 года, он не услышал и половины того негатива, который вылила на него просвещенная и, несомненно, высококультурная псковская общественность.

Здесь мы имеем дело с обычным, типовым, к сожалению, тиражным сюжетом из современной жизни Пскова. Всегда одно и то же: если в Пскове появилась какая-то инсталляция, архитектурный проект, на него тут же набрасываются самопровозглашенные активисты-градозащитники.

На эту историю, вероятно, можно было бы не обратить внимания, если бы дискуссию о неуместности мурала с Виктором Цоем не начал известный псковский архитектор Владимир Шуляковский. Для меня это стало большой неожиданностью. Не секрет, есть в Пскове сообщество унылых злобных «градозащитников», которые хейтят практически любой городской проект. Они не особо известны за пределами Фейсбука, где с пеной у рта изображают защитников исторического наследия. Обращать внимание на эту кучку троллей давно считается моветоном. Но критику представителя профессионального сообщества невозможно игнорировать.

Вот давайте попробуем представить, что же такого плохого может быть в мурале с Виктором Цоем. Может быть, Цой — не герой нашего времени и недостоин исторической памяти? Или место не подходящее для мурала выбрали? Быть может, художники напортачили и недостаточно точно изобразили культового персонажа эпохи заката советской империи? Отнюдь. Главная претензия заключалась в том, что Виктор Цой никак не связан с Псковом, а значит, не место ему в нашем городе. И вообще в России в последнее время неоправданно раздутый культ этого вашего Цоя, прямо как с Че Геварой получается — куда ни плюнь, попадешь в наскальное изображение лидера группы «Кино».

Скриншот из группы «Защитим исторический Псков» (Facebook)

Давайте признаем, что это утверждение лишено смысла. Цой — фигура трансцендентная. Его невозможно ограничить рамками ленинградского рок-клуба. Цой — это эпоха, важнейшая веха истории страны, зашедшей в тупик. Было бы очень хорошо, если бы из него сделали культ, сопоставимый по масштабам и влиянию на умы с культом Че Гевары. Но приходится констатировать, что у нас по-прежнему культ Ленина в стране, что не вызывает ни малейшего отторжения псковской культурно-архитектурной общественности.

Вообще, что значит «Цою здесь не место, потому что он не связан с Псковом»? А кому же тогда? Первым секретарям обкома КПСС второй половины прошлого века? Может быть, надо создать галерею региональных начальников УФСИН и Следственного управления? Кстати, возможно, и это имеет право на существование, потому что в жизни есть место не только подвигу, но и гротеску. Но, увы, у нашей творческой интеллигенции весь запал уходит в критику на Фейсбуке.

Развивая критическое оценочное суждение псковский архитектор Шуляковский предлагает «немного пофантазировать и включить голову». Насчет головы не скажу, а вот пофантазировать точно не помешает. Я не первый год живу в Пскове и не перестаю удивляться, в какое такое сакральное место известные псковские архитекторы прячут свою буйную фантазию? Почему на Фейсбуке у них буквально расправлены крылья, а фантазия бьет таким ключом, что Эдриан Смит нервно курит, чувствуя близость своего ниспровержения с Олимпа. Но как доходит до реальных дел, то все выливается в блочно-панельные конструкции, от которых веет творческим наследием «дорогого Леонида Ильича»?

Обычно так выглядит «фантазия» псковских архитекторов

Читаешь подобную критику и думаешь, наверно критикует маститый архитектор, портфолио которого ломится от оригинальных проектов. А что в анамнезе? Вот не хотелось бы вспоминать про известный шедевр на Рижском проспекте в Пскове, названный по имени великого мореплавателя, но... как-то вспомнить особо нечего.

Я оставлю за скобками тот очевидный момент, что специалист вообще не должен критиковать подобные проекты. Мурал с изображением Цоя, «музыкальная скамейка» — это не проекты для архитектурного конкурса. Это для обычных людей сделано — им до фонаря ваши высокохудожественные рефлексии о симметрии и оттенках серого.

Кстати, хорошо известен принцип «критикуешь — предлагай». Вот было бы здОрово прийти на какую-нибудь выставку проектов псковских архитекторов и их архитектурных бюро. Понять, что наши архитекторы реально крутые, ни в чем не уступающие столичным и западным коллегам. Но нет таких выставок, увы. Как и нет в публичном доступе модных современных проектов, которые можно было бы воплотить в Пскове.

Должен оговориться, здесь не всегда уместны обобщения. Есть в Пскове сильные успешные архитекторы — Игорь Черкасов, Сергей Станкевич. Вот только не вижу их в рядах «конструктивных критиков». Возможно, у них много работы, и они не могут себе позволить устраивать многочасовые баттлы в социальных сетях.

Иногда кажется, что это какой-то особый псковский ген, вынуждающий людей, считающих себя образованными и культурными, критиковать любой новый проект. Плохо буквально все. Не то, не так и не там сделано. Покажи им «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, так они и от него камня на камне не оставят, потому что художник выбрал неправильное цветовое решение, центровка неверная и вообще ни одни часы так не могут изгибаться.

Доходит до смешного. Там в поддержку г-на Шуляковского выступило некоторое количество недовольных граждан. Одному стена кажется неподходящей — а, простите, какая должна быть стена, чтобы на ней был достоин появиться мурал? Другому «тона» показались холодными. Не знаю, может быть — я не сильно разбираюсь в тонах. Как по мне, так почти весь Рене Магритт — холодные тона. Ну что, скажем, что Магритт — китч и фуфло?

Что характерно, когда на стенах Пскова пару лет назад стали появляться первые муралы, псковская общественность не была к ним столь строга. Та самая «наскальная живопись» в жанре «милитари» не вызывала законного отторжения, хотя для этого были все основания. Но, видимо, там все хорошо — и с температурой тонов, и с качеством стены.

Если честно, я не понимаю, что может быть не так с муралом Виктора Цоя. Закрадывается одно нехорошее подозрение. Думаю, многие замечали, что в реакции на резонансные общественные темы и градостроительные проекты в Пскове присутствует ярко выраженный стадный инстинкт. Своих превозносим, какую бы ересь они порой не предлагали, чужих пытаемся сравнять с землей. Не в этом ли проблема? Проект на самом деле хороший, но делал человек не из нашей тусовки, поэтому проект плохой?

Вишенкой на этом торте стало высокохудожественное обсуждение «музыкальной скамьи», находящейся рядом с муралом Виктора Цоя. Тут уже не только архитектор Владимир Шуляковский — все местные эстеты столпились, испытывая острую потребность высказать наболевшее. Сразу видно — настоящие эксперты, истинные ценители скамеек. К тому же в Пскове на этот счет богатый выбор — есть с чем сравнивать. Мало того, что эстетический вкус остался не удовлетворен, так была высказана претензия, что «скамейка холодная». Надо же — в ноябре в Пскове скамейка холодная. Какая неожиданность — видимо, забыли искусственный подогрев подвести. Сильно подозреваю, что в июле ровно та же скамья может оказаться чересчур горячей, и тогда снова придется критиковать…

«Серая получилась, нерадостная вещь», заявляет еще один из критиков. Вам, взыскательные господа с обостренным, чисто псковским чувством прекрасного, не угодишь. А какая должна была получиться? Я из детства и юности помню, что биография Цоя и эпоха в целом были не особо радостными. Время было серое, если кто не знает. Вспомните фильм «Игла» и попробуйте хайпануть на том, что сюжет нерадостный.

Что порадовало. За каплями яда все же слышен голос разума. В любой подобной теме в Пскове солирует группа товарищей, живущих по принципу «Баба Яга против». Небольшая, но шумная кучка людей, известная главным образом тем, что они всегда против. Но в этот раз немало известных псковичей поддержали проект «Музыкального сквера» и по достоинству оценили идею и реализацию мурала с Виктором Цоем. Каждый нашел там что-то важное для себя. Очень точно смысл данного произведения искусства передал известный псковский журналист Олег Константинов.

Я же скажу, что на данный момент это, без сомнения, лучший мурал в Пскове как в идейном смысле, так и в плане исполнения. Он зубодробительно точно передает дух того времени. А, быть может, и нашего. Стопроцентное попадание и идеальное раскрытие смысла месседжа «Перемен требуют наши сердца…».

Константин Калиниченко

опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 237 человек
ПравилаКомментарии 22
Так в чем балаган? Ну захотелось этому персонажу скамейку с Цоем рядом со своим коттеджем, построенном на пропитанной кровью земле, иметь)))
13
нуф- нуф 25.11.2021 18:54
не имею ни чего против скамейки, Цоя, и даже депутата Сорокина, да простят меня сограждане. у Цоя функционал - он как в мультике картина "дырку на обоях загораживает" (сарай-то страшненький был!), скамейка очень даже зачетная (правда-правда! и зонтик супер!). но поскольку вся эта лепота расположена на обочине проезжей части, то трудно назвать это сквером. идея хорошая, исполнение тоже (и не спорьте, всяко лучше ялюблюпсков и россияначинаетсяздесь), но место НЕ ТО! тем более, что в 2-х шагах Покровка, Ямщиков, и скоро дом притча. да и скамеек на Калинина наставлено в пыли, выхлопных газах и на солнцепеке, больше, чем прохожих, желающих на них присесть. вот даже если бы всё это разместить около ГКЦ со стороны Советской и то лучше было бы. там хотя бы какие-никакие деревья остались, а стены даже после ремонта будут страшнее аутентичного сарая
а вообще, это тот случай когда "не нравится - сделайте лучше". никому этот сквер не навредил и ничего не испортил, а поругать в Пскове и без него много чего есть (к сожалению!)
3
Главное, что демонтировали незаконное сооружение у ц. Покрова от Пролома, внесенного в список ЮНЕСКО, по его же желанию, так он там вроде еще хотел купола покрасить)))Депутат, который не знает законов и не следует им.
5
Главное, что демонтировали незаконное сооружение в виде малых архитектурных форм у храма Покрова и Рождества от Пролома, внесенного в список ЮНЕСКО, установленного по его же желанию, так он там вроде еще хотел купола покрасить)))Депутат, который не знает законов в сфере охраны культурного наследия и не следует им.
7
А почему Цой, а не Тальков?
27
Петр Васильев 25.11.2021 19:11
25.11.2021 19:09

---------------а потому, карга тупая олькалександрова, что тальков - это не цой.
13
Честный Человек 25.11.2021 20:38
Кто таки ничего не понял - просто читайте Иван Владимирович Дроздов
Последний Иван...
4
Константин Викторович написал оду (хвалу) в прозе депутату («Сведения о судимости: имелась судимость часть 2 статьи 206 "Хулиганство" Уголовного кодекса РСФСР, погашена 15.06.1987 г.»).
3
ПЕТР ВАСИЛЬЕВ 25.11.2021 19:11
Я же не тебя, 30-летний наркоман, спрашивала. Что ты, сопляк, вообще можешь знать о Талькове?!
16
Елена Ми 26.11.2021 04:38
Логичнее было бы если Талькова изобразили, он из Пскова.
16
ЕЛЕНА МИ 26.11.2021 04:38
"...он из Пскова."
родился 4 ноября 1956, д. Грецовка Щёкинского района Тульской области
11
А что касается мурала, почему нет?
Сделано качественно, можно сказать с душой. И это куда лучше чем обшарпанная стена с надписями указывающими "дорогу в известном направлении..." и тд.
Я вообще за то, что бы в городе появились больше подобных муралов, тем более есть кому их посвятить.
У нас и своих ушедших музыкантов знаменитых и деятелей культуры хватает, Мамедов, Гарик и тд...
А вспомните исторические личности Каверина, Врангеля, Лаптевых, Римского-Корсакого и тд...
Есть над чем поработать.
А если ещё и краткую историческую справку рядом вывесить, вообще было бы здорово, а то молодежь о многих именитых земляках и знать не знает...
12
Петр Васильев 26.11.2021 07:28
Я же не тебя, 30-летний наркоман, спрашивала. Что ты, сопляк, вообще можешь знать о Талькове?!

-------------старая тупая карга олькалександрова. если ты их сравниваешь, то ты безмозглая совковая овца
7
Андрей Константинов 26.11.2021 07:49
Да уж, вот автор прав - "... кажется, что это какой-то особый псковский ген". Комментарии эту мысль подтверждают!
5
А так и поговорить бы было не о чем....
0
Дмитрий Никитин 26.11.2021 11:08
Прочь руки от Цоя! Это великий человек!
8
Елена Барсова 26.11.2021 13:12
Достали калякать про этого недопевца! Нашли кого увековечивать! Мне плевать на то, что малюют на стенах, и портит этот или не портит облик города, церквей и прочего. Только вот подобных личностей не стоит малевать, они ничего выдающегося не сделали, просто любит наш народ всякое г, раздули одержимые себе кумира из узкоглазого паренька-бездарщины, вот до сих пор и культивируют.
20
Елена Барсова 26.11.2021 13:14
Мне что цой, что тальков, что высоцкий - одна и та же шушара с недопеснями. Всегда раздражала эта троица с искусственно раздутой популярностью!
22
Алекс Немо 26.11.2021 18:30
А Константин прав!Ну просто необходимо обхаять все, что делается за собственные деньги.Загаженный угол облагородили - опять хреново!Кстати, у Шуляковского был прекрасный проект остановочного автобусного комплекса на вокзале(покопайтесь в инете), и деньги перед Ганзой у города были, что ж Гауди местный, проблему не дожал?Думал на коленях Цецерские и пр. приползут? Гордыня обуяла и вот опять шалманы серого цвета встречают гостей.
3
ПЕТР ВАСИЛЬЕВ 26.11.2021 07:28
Сравнивать бездарного Цоя и мега-талантливого Талькова могут только такие сопливые наркоши как ты.
13
Обидно стало за Цоя. "В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен - перемен! Мы ждем перемен!" Очень актуально и для нашего времени.
2
Рейтинг@Mail.ru