Как разом поймать трех зайцев…

30.01.2013 16:12|ПсковКомментариев: 19

Безработица. Молодежная преступность. Трудные подростки. Бесперспективность. И одновременно - нехватка квалифицированных специалистов, рабочих кадров. Все эти темы характеризуют сегодняшний день, что в России, что в Европе, что в Африке… Где-то их только обсуждают, где-то ищут варианты разрешения, где-то решают. Те, кто постарше, и помнят времена Советского Союза, могут привести примеры из нашего недалекого прошлого, когда действительно не было безработицы, когда не было такого всеобъемлющего понятия «молодежная преступность», а трудным подросткам давали хорошие варианты влиться в трудовые коллективы. Даже кино на эту тему снимали, вспомните фильм «Семь нянек» с Семёном Морозовым в главной роли. Таких примеров в России осталось немного – единичные случаи. Практически исчезли и такие, честное слово, замечательные институты, как наставничество, ученичество. Когда любого молодого человека, подростка, в том числе так называемого «трудного», брали на предприятие, в цех, в бригаду, и там он учился и профессии, и жизни, и дружбе, и пониманию коллектива. И все это прямо на рабочем месте. Из недавнего грозы дворов вырастал хороший токарь, слесарь, электромонтажник… А главное - человек. Вырастал благодаря тому, что к каждому ученику прикрепляли наставника, учителя, который возился с ним не хуже отца родного.

Сегодня, к сожалению, приходится приводить примеры современного наставничества, не нашего, а европейского. Например, датчане, с успехом используют модернизированный опыт, который был наработан еще в Советском Союзе. И если в России теперь принято открещиваться от всего советского, то может хоть на опыт датчан у нас кто-то обратит внимание.

В городе Орхусе несколько организаций объединили усилия и создали школу для подростков и молодежи, не собирающейся идти после средней школы учиться в вузы. Большинство из них – «трудная» молодежь от 18 до 25 лет, которые никак не могут определиться в жизни. Офис школы находится прямо на территории одной из самых масштабных строительных площадок в городе. Строительная корпорация, которая ведет все работы, тоже в числе участников проекта. Как правило, строительство настолько большое, что растягивается в одном месте на несколько лет - например, возведение крупного городского квартала с высотными зданиями. При завершении строительства и при необходимости сохранения школы она переедет в другое место, где компания начнет возводить новый объект.

Рабочий и учебный день ребят длится с 06.45 до 13.30. В просторном классе, который устроен в одном из строительных вагончиков-боксов, они изучают не только специальные профильные предметы, но и те, которые недоучили в школе – математику, языки и пр. Преподают им как обычные учителя, так и профессиональные рабочие, сотрудники строительных фирм. Период обучения соответствует циклам стройки. Так, когда ведутся работы на этапе устройства котлована, бетонирования фундаментов, заливки и кладки стен в школе обучаются те ребята, которые пожелали освоить профессию бетонщика, каменщика... Позже придут те, кто захотели стать плотниками, электриками, монтажниками и т.д. Прослушали урок-другой и, надев рабочие костюмы, обувь, каски, ученики становятся полноценными рабочими, под руководством своих наставников выходят на строительную площадку. Во время обучения они получают еженедельно определенную сумму денег в качестве стипендии, если конечно соблюдают условия договора и правила школы. А нормы эти весьма строгие, к примеру, ребята должны иметь хорошую физическую форму, им запрещено пить, употреблять наркотики и т.д.

Авторы проекта, неравнодушные высокообразованные молодые люди, хотят дать ребятам навыки, специальные знания, обеспечить необходимую квалификацию и устроить их на хорошую работу с помощью подрядчиков, причем, с возможностью профессионального роста. При этом молодежь ориентируют на получение в недалеком будущем настоящего профессионального образования… В год примерно семьдесят человек проходят тут подготовку. Плюс, набирающиеся практического опыта студенты, например, технического колледжа – до обеда они учатся в колледже, а после приходят на стройку.

В результате в выигрыше все участники проекта. То есть вопреки поговорке удается поймать не только двух, а трех зайцев: и молодым людям – определиться в профессии и жизни, и компаниям – найти себе перспективных специалистов, ведь они видят, как учатся студенты и могут рассчитывать на подготовленных работников, и муниципалитету – улучшить социальную ситуацию в городе, снизить безработицу и пр.

Весь этот проект стал результатом беспокойства общества ситуацией с незанятостью молодежи. Некоторое время назад правительство Дании потребовало, чтобы 95 процентов молодежи получили образование и были заняты на работе. В Орхусе разработали целых 23 пункта, которые должны помочь в этом. В России беспокоиться об этом надо бы уже давно. Особенно в регионах и городах далеких от столиц. Это только один из способов, предложенных датчанами для решения своих проблем. Может и у нас этот опыт или опыт советского периода кого-то натолкнет на добрую мысль.

Игорь Докучаев

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 251 человек
ПравилаКомментарии 19
30.01.2013 16:31
на этом не своровать...так что пустое
0
30.01.2013 16:38
Во первых у нас образование платное.
Во вторых крупные производства все оптимизированы.
В третьих бабла на этом не срубить
Утопия это.....
0
30.01.2013 16:38
Во первых у нас образование платное.
Во вторых крупные производства все оптимизированы.
В третьих бабла на этом не срубить
Утопия это.....
0
30.01.2013 16:41
Было такое и у нас.Теперь наставником быть не выгодно))
0
30.01.2013 17:08
Вот,читаешь эти материалы,и понятно,что все))все можно сделать. И молодым все объяснить,что надо.И надежду им дать.Но никто,никто этого делать у нас не хочет.Почему?)))
0
Владимир 30.01.2013 17:47
В своё время правители думали о будущем. Потом 90е, зачем нам ПТУ, зачем тратить средства- "запад нам поможет". Не забуду как меня, в свое время срезал сын, когда я его ругал за учёбу мол: чтобы хорошо работать надо учится, а он в ответ- папа ты всю жизнь пашеш и учишся и что мы имеем?. Слава Богу потом одумался. Нынешним правителям грамотные работяги не НУЖНЫ. В нынешней обстановке им выгодно иметь шпану а не работяг, так легче воровать, в СМИ орать о молодежи.
0
30.01.2013 20:39
А сам-то в рабочие не хочешь пойти?
0
30.01.2013 20:40
А сам-то в рабочие не хочешь пойти? Адресовано автору колонки.
0
Чиновники - проклятье России 30.01.2013 22:25
И сказал ребятам Юра:
«Я пойду в номенклатуру:
Буду всюду я ходить,
Буду всем руководить.
Главная моя забота –
Научить других работать.
Всем давно пора понять:
Надо перевыполнять
Ночью, днем, в жару и в холод,
Города, деревни, села.
Догонять, перегонять,
Честь мундира не ронять,
Чтобы до седьмого пота,
Чтоб работать и работать,
И давать, давать, давать,
Чтобы отрапортовать».
0
31.01.2013 10:00
Владимир
30.01.2013 17:47
"Нынешним правителям грамотные работяги не НУЖНЫ."

Грамотные работяги нужны прежде всего самим себе. Так всегда было. Сын-школьник к учебе относился прохладно, но поработал одно лето на стройке, второе на производстве и... успеваемость резко повысилась без какого либо давления со стороны родителей. Начало доходить, что "ученье - свет, а неученье -чуть свет- на работу".
0
Витек 31.01.2013 10:35
На самом деле те из ребят кто приходили сразу на завод,не учась нигде - становились опытными и нужными спецами.Тех,кто приходитли после ПТУ,а тем более после институтов,все равно нужно было переучивать и нацеливать на конкретное производство.Так что понимаю датчан,сам строитель,нужно самим готовить себе кадры.
0
Витек 31.01.2013 10:35
На самом деле те из ребят кто приходили сразу на завод,не учась нигде - становились опытными и нужными спецами.Тех,кто приходитли после ПТУ,а тем более после институтов,все равно нужно было переучивать и нацеливать на конкретное производство.Так что понимаю датчан,сам строитель,нужно самим готовить себе кадры.
0
MIB 31.01.2013 10:39
Проект ДОМ-2 на ТНТ- достойный ответ датчанам, сотни трудных подростков нашли себя в профессии: плотники, каменщики, крановщики, сантехники, электрики и, наконец, стропальщики.
0
31.01.2013 10:54
Никтто у нас в рабочие не хочет,а вот срубить бабла по-быстрому это да,это не ручками от зари до зари!
0
31.01.2013 12:13
Автор,как всегда-на высоте! Спасибо!
Мягко,не навязчиво-не хотите возрождать опыт СССР -учитесь у обожамого большинством Забугорья!
НО!!!"нашим" властным структурам-трубы хватает,а на стройках-гастеры обслужат дёшево..А некачественно-это уже забота будущих жильцов!
0
kleva 01.02.2013 13:29
О чем вы говорите? Опыт СССР? Очнитесь - никакие рабочие в России давно не нужны, поэтому не нужно сотрясать воздух идиотскими воплями. СССР развивался, пока не стали активно добывать нефть и газ, а поскольку этого добра хватит еще на несколько поколений, то этим поколениям нужно либо свыкнуться с ролью кухарок и сторожей, либо сдохнуть под воротами хозяев жизни.
0
01.02.2013 17:10
Неклёвой клёве-твоим детям уже не пожить так,как жили мы и наши дети!
Те,кто пользуется трубой,и их дети-на ПЛН по клаве не стучат!
0
Витек 02.02.2013 16:24
По этому поводу могла бы интересная дискуссия получиться - нужны ли стране собственные спецы или гастерами обойдемся.Если не нужны,то надо так людем и сказать!
0
кэп 04.02.2013 23:37
чего базарить надо дело делать, если каждый "из стучащих по клаве" возьмет по одному человеку (а трудными почему то только ребят считают) и помогут в этом мире непростом освоиться по своей профессии или к другу в фирму (на стройку, в магазин, на производство и т. д.) и контролировать процесс - это же немного внимания требует, вот ВАМ и результат... про масштабы говорить поздно, да и без бабла или протекции власти большой объем не освоить - полегонечку без флагов и криков надо. Удачи! 7 фпк
0
Рейтинг@Mail.ru