Взялись за основы

17.04.2014 12:50|ПсковКомментариев: 17

Вчера в Пскове опять горел дом Батова. Ровно месяц назад - дом Седельщикова. Оба дома - памятники федерального значения XVII века. Как и дом Печенко (в апреле 2011 года около него горела подызбица, состояние самого памятника несколько лет характеризуется кратко - катастрофическое), Солодежня, дома на Романовой горке - предводителя дворянства (горел в мае 2009 года, находится в долгосрочной аренде у ЗАО «Псковэлектросвар»), Марины Мнишек, Сутоцкого...  

Символично, что очередной «памятный» пожар случился на фоне жарких дискуссий об «Основах государственной культурной политики», которые пока еще существуют на уровне сбора материалов и предложений. Или даже на уровне «межведомственной переписки», как сообщил недавно министр культуры Владимир Мединский в интервью «Коммерсанту».

Мы сейчас не будем отвлекаться на критику проекта со стороны ученых-философов, которые уже указали, что он содержит множество «некорректных, односторонних и просто ложных   утверждений». Да и советник президента РФ Владимир Ильич Толстой, волею судеб ставший одним из его разработчиков, уже заявил, что, по крайней мере, тезиса «Россия - не Европа» там не будет. Зря не будет. Это не тезис, это - констатация.

В концепции «Основ...» много таких то ли тезисов, то ли констатаций - разной степени глубины (но больше всего - цитат из Владимира Владимировича). Примечательно, что из сотен определений культуры разработчики выбрали понимать под ней «исторически сложившуюся систему ценностей и норм поведения, закреплённую в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии».

Культурный код, традиционные ценности, от поколения к поколению - «вот это вот всё», как говорила Света из Иваново. Означает ли это, что теперь все силы, вся мощь государственного финансирования будет направлена на спасение памятников, на их реставрацию, а потом и использование? Ведь даже первая сформулированная «основогосударственниками» задача лежит «в сфере сохранения наследия и его актуализации, втягивания в профессиональный, образовательный, досуговый оборот, обеспечения к нему свободного доступа граждан, внедрения новейших технологий доступа к наследию». Это точная цитата, так нынче пишут «Основы государственной политики», особо не прислушиваясь к тому, что говорят: наследие втянут в оборот, как раньше хороших детей втягивали в плохие компании. Актуализируют, одним словом. Слово «толерантность» для разработчиков неприемлемо, а  «позитивные  социально-демографические тренды» - ничего так, катят.

Но то, что охранители основ сами не понимают, как глубоко въелся в них этот птичий «новояз», щедро приправленный еще советскими штампами, это не самое страшное. Главное же смысл, правда? Поэтому хоть мытьем, хоть катанием, но пусть уже приводят в порядок то, из чего и состоит Россия! Пусть чинят тот  «фундамент для самоопределения граждан, источник самобытности и основу для понимания национальной идеи» (это из выступления В.В. Путина на заседании «Валдайского клуба» в сентябре 2013 года — президент говорил о русской культуре). Потому что разрушенный памятник - это источник разрухи в головах. От него хочется отвернуться, понимаете? От наследия да от самобытности... Поэтому - давайте с этого и начнем. Ударно,срочно, по всей стране!

Но очень слабо верится, что с этого начнут. Не верится даже, что начнут вообще. Потому что общество, разгоряченное перспективой взять такую государственную политику за основу, пункта первого не замечает вообще (на что, кажется, разработчики и рассчитывали).

Все вполне ожидаемо озаботились избирательностью подхода к государственному финансирования творческих исканий. То есть цензурой: будет таковая или нет? Именно на этот счет раздает свои искрометные комментарии министр культуры Владимир Мединский. В материалах к проекту «Основ...» его цитирует наряду с Путиным: «Пусть расцветают сто цветов, но поливать мы будем только те, которые нам полезны». Конечно же, профессиональное и околопрофессиональное сообщество сразу вскинулось (и правильно сделало): а судьи кто? Какой худсовет будет решать: дать ли много государственных миллионов на очередной «великий фильм о великой войне», на который нельзя будет пригласить ветеранов, или на фильм о Чайковском Кирилла Серебренникова? Впрочем, это и так уже решают. Важнейшее из искусств много лет выживает без господдержки, а если она случается, то у поучаствовавших в дележе надолго сохраняется во рту металлический привкус: так сурово карает победителей презрение товарищей по цеху.

Тем не менее, кино еще выкрутится. С театром хуже. Потому что тот же Серебренников (как театральный режиссер и продюсер)  в столицах обязательно найдет, чем бы полить свои «цветы зла». И Василий Сенин в Пскове найдет. Раза два. Узок круг псковских меценатов, страшно далеки они от искусства... И петербургские далеки, хотя бы географически. То есть остальные восемь раз придется вставать на мостик и доказывать (перед кем, где???), что родившаяся творческая идея — она очень даже в русле основ и самых ценностных ценностей.

И в этой-то избирательной «государственной поддержке», по-моему, и таится давно предвозвещаемая гибель репертуарного театра. Здесь не государственной культурной политикой пахнет, а «политэкономией», оптимизацией бюджетных средств на такую непозволительную во всем мире роскошь, как репертуарный театр. И даже если никаких «Основ государственной культурной политики» не будет в принципе: не доработают, не примут, поговорят и забудут — то вот этот подход к госфинансированию творцов свое отражение обязательно где-нибудь найдет. В какой-нибудь более монументальной, законной форме.

А памятники? Ну что памятники... Они ведь доверенными лицами на выборах быть не могут, письмо в поддержку политики президента не подпишут. Надо бы и их, конечно, как-то втягивать. Но сразу-то это не происходит! В конце концов, есть много государственных программ с каким-никаким финансированием. Выбираются приоритеты, идет последовательная работа... 

Идет время, которое разрушает фундамент, то есть основы государственной культурной политики. А она, если верить разработчикам, важнее экономики, обороны и системы управления.

Елена Ширяева

опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 201 человек
ПравилаКомментарии 17
17.04.2014 12:58
Главное, чтобы 2 млрд. через театр прошли (((((
0
17.04.2014 13:15
Ширяева, твоя близость к искусству выражена твоим лицом, внешним образом и резко отрицательным отношением к почти любой действительности. так что поменьше апломба по поводу того, что делают другие, и побольше старайся думать, что ты сама можешь сделать доброго для людей и своей страны. пока доброго $& *@*я ничего не видно
10
17.04.2014 13:21
а главное непонятно. ну написала Ширяева, что опять все не так делают. Тогда почему не написала, как надо делать - если она такая умная?
7
17.04.2014 13:22
Если человек злой, как Ширяева, от него культуры никогда не дождешься. Культура исходит только от добрых людей
7
17.04.2014 13:24
Ширяева не злая, она просто мымра
6
Депутат Калинин 17.04.2014 16:11
В городе есть памятники федерального значения,регионального и местного значения.Все требуют к себе особого,трепетного отношения.Снести нельзя необходимо отреставрировать сохранив первоначальный вид.Сколько это будет стоить и удобно ли будет жить или пользоваться культурную общественность не волнует.Инвесторы не готовы вкладывать миллионы рублей непонятно во что,бюджет тоже.Поэтому и стоят в городе полуразвалившееся халупы годные только под снос.Не каждое старое здание есть памятник.Необходимо отодвинуть ненужные амбиции в сторону и совместно-органам власти региональной и местной обществу охраны памятников провести ревизию памятников регионального и местного значения сократив их количество.Должно остаться только то что красиво интересно и украшает город. В свое время защитники памятников защитили от сноса деревянный шалман возле центробанка на Октябрьской площади.Кричала общественность дружно и громко.Власть дрогнула.Вот и торчит "памятник" как гнилой зуб на Октябрьской площади. Далеко не всегда самый горластый прав.
2
17.04.2014 16:16
Ширяева - умница и красавица - редкое надо сказать сочетание. К тому же добрый неравнодушный человек. Если кто-то видит другое - смотри в себя.
1
17.04.2014 16:18
если она такая красавица, отчего не видит вокруг себя ничего доброго, а во всем находит только депрессию?
5
17.04.2014 19:09
Пожары эти - позорище. Чего ждать, если бы Голышев, Губернатор имели желание, они бы нашли возможность достучаться до федералов, проявили бы настойчивость. Отмахнуться и сказать, это не наше, это федеральное, (наше хороводы, песни и пляски) - легко, но сначала могли бы приложить хоть какое-то усилие. Дом Батова в центре Пскова - это такое уныние, что все разговоры, о том, как Псков прекрасен и не понят и прочее восхваление самих себя, всё это сводится на нет.
Для людей приезжающих или проезжающих мимо, Псков глубокая провинция районного масштаба. И плясать можно только вокруг Кремля и то недолго, больше ни чего не осталось, все разрушается и ветшает. Увы.
0
Депутату Калинину 17.04.2014 22:35
Про чистку и ревизию - это не ново, мы уже это слышали. По школам в сельской местности, по здравпунктам и больницам там же, по количеству коек в псковской горбольнице и т.п. Теперь оптимизаторы добрались до памятников культуры. Вы вообще-то понимаете, что это памятник КУЛЬТУРЫ? И что КУЛЬТУРА значит для народа, для его самосознания? Слова "народ", "традиции", "самоидентификация" Вам понятны вообще? А до состояния "халупы" памятники культуры доводят именно представители власти. Интересно зачем? Чтобы потом "провести ревизию" и сократить их количество? И, почти наверняка, уже есть планы, что именно и кто именно построит что-то на этом удобном для бизнеса месте. "Должно остаться только то что красиво интересно и украшает город" - так это зависит впрямую от власти, а от кого же еще? В советское и постсоветское время в доме Батова был кукольный театр. В детстве мы ходили туда с родителями и ждали этого чуда, затаив дыхание. Такая там была сказочная атмосфера. Прямо от входа, прямо с лестницы. А во что вы, власть, его превратили? И с поджигателями, по-моему, надо серьезно разобраться прокуратуре, а то после вышеприведенных высказываний представителей власти, подозрительные мысли рождаются... Депутату Калинину, если он так более за дело, советую посмотреть практику сохранения памятников культуры в советское время. Дайте возможность работать в этих помещениях представителям культуры, образования, не заставляйте их платить налоги, пусть оплачивают только коммуналку и были бы живы эти памятники. А когда вы эти памятники до ручки доводите, а потом говорите, что никто их брать не хочет, так кто ж виноват в этом? И если б так было только с памятниками...
0
18.04.2014 01:09
Вот спроси: "О чем это автор написала?" И не ответишь. Вот по этой причине и памятники в Пскове гибнут. Каждый должен заниматься своим делом.
3
депутату калинину 18.04.2014 10:03
который ничему не учился,ничего не понял,даже,зачем сидит в депутатах,от таких депутатов становится ясно,что с сохранностью памятников дело безнадежно..
0
горят 18.04.2014 10:05
места расчищают для новых строек и офисов,а иван все ездит и хвалится древним псковом,больше нечем..
0
для 17.04.2014 22:35 20.04.2014 18:01
"В советское и постсоветское время в доме Батова был кукольный театр. В детстве мы ходили туда с родителями и ждали этого чуда, затаив дыхание."...
Ну вообще то он там и остался, горел сам Дом Батова а театр рядом. Так что власть его ни во что не превратила, просто равнодушно позволила выживать как могут.
Они видимо своих детей не водят в кукольный мимо развалин.
0
Депутату Калинину же 20.04.2014 20:06
Вас так сильно коробит деревянненькое здание у банка по причине утонченности вашей натуры?
0
Депутату Калинину же 20.04.2014 20:06
Вас так сильно коробит деревянненькое здание у банка по причине утонченности вашей натуры?
0
21.04.2014 11:31
Как известно, рыба гниет с головы. Видно Матушке - Москве не до нас горемычных, у нее другие более важные задачи. Вот и горит Псков, исчезает в пожарищах историческое наследие федерального значения! Что не истребили немцы, уничтожается в наше время нерадением и равнодушием наших властей.
1
Рейтинг@Mail.ru