21 июня - почти народный праздник, день рождения культового российского музыканта Виктора Цоя. Творческие пространства стараются приурочить к этой дате тематические концерты и выставки, соцсети пытаются своими методами культивировать образ романтичного бунтаря, все уважающие себя общественные деятели заваливают подписчиков цитатами из творчества певца.
Очередная годовщина не стала исключением. В наше разобщенное время, где всякий старается тянуть идейное одеяло на себя, в борьбе за убедительность хороши все средства. Представители разных идеологий смело берут слова песен группы «Кино» и цитируют их в качестве дополнительных баллов к своей правоте. «Перемен» требуют и реформаторы, и консерваторы, и довольные, и недовольные. Дискография артиста стала чем-то вроде Библии, которую одинаково рьяно используют как приверженцы религий, так и сектанты.
Что же остается от самого Виктора Робертовича? Об этом мало кто задумывается. Судьба культового персонажа после смерти непредсказуема и никого не интересует, кроме душных биографов. Мои ровесники-почитатели Цоя восхищалось в юности простотой и понятностью его песен, которые было легко играть на гитаре и этим соблазнять девушек. Конечно, привлекал и романтичный образ плохого парня, который шел против системы.
Сейчас певец в восприятии нового поколения стал, скорее, мифом, чем феноменом или гением. Как о нем говорят? Нет ничего человеческого в этих рассказах, уверена, большинство молодежи и не понимают толком, а что такого на самом-то деле сделал этот Цой, и почему он жив. Даже с Лениным и Пушкиным яснее. Зато все смело трактуют смысл сказанного и спетого в меру своей испорченности/политизированности и т.д.
Но есть один важный нюанс, который забывают товарищи, так рьяно популяризирующие подходящие для их идеологического облика явления массовой культуры конца 20 века. На современную молодежь практически невозможно воздействовать через образ какого-то чувака из 80-х или 90-х. Воображают о том, что бы подходящего сказал или сделал сейчас легендарный певец, люди 40+. Хоть вымышленный Багров, хоть реальный Цой - молодым никто не указ. Клиповое мышление давно захватило сознание людей, вкусы и пристрастия, как и кумиры, сменяются с огромной скоростью.
«Кино» перестало быть искусством, став всего лишь инструментом. Правда, работает он только на взрослых людей, однако это пока до политтехнологов не доходит. Русский рок, с музыкальной точки зрения, многими клеймится как второсортное искусство, не заслуживающее внимание. Популярность же исполнителей этого направления делает их лидерами общественных мнений. Цой не первый и не последний, среди наших современников тоже хватает тех, кто заявляет о себе громко, идет против системы (это же рок, как иначе?) и использует свои концерты и соцсети как площадку для высказывания отличного мнения. Жаль только, что не всегда хватает у этих деятелей таланта или такта говорить со слушателем через творчество.
Делили раньше и делят нынче музыкантов на угодных и неугодных, а часто ушедшим вкладывают в уста то, чего требует время. Но живые современники бесспорно убедительнее для народа, чем сфабрикованные мифы о людях, где абсолютной правдой можно считать только ФИО человека, о котором идет речь.
Дина Дабришюте