Соло на клавиатуре: Скобари и варяги

30.03.2011 11:03|ПсковКомментариев: 87

На последней встрече с журналистами «без галстуков» (лично я был в футболке) губернатор Андрей Турчак в очередной раз, - уж не помню, по какому поводу, - вставил в свою речь концептуальное словцо варяг (1).

Упоминание всуе этих самых «пришельцев», к коим сам питерский уроженец Турчак и относится, высвечивает как бы некий комплекс, навеянный сугубо псковскими фобиями. Живя на Псковщине, нельзя не заразиться, не попасть под мощное внушение скрытой или явной идиосинкразии (2), так или иначе свойственной местным жителям вне зависимости от уровня их образования или социального статуса. Болезненная реакция части населения на пресловутых варягов, причем как так называемой «элиты», так и «плебса» есть самобытный и трудно объяснимый феномен, с которым еще предстоит разобраться научному сообществу и художникам. Я же сейчас предлагаю лишь наметки темы, ее предварительную заявку на будущее, поскольку убежден, что «варяжский фактор» и «варяжский вопрос» еще долго будут определять самобытность псковского бытия.

Фобии псковичей возникли не на пустом месте.

Илья Глазунов. «Внуки Гостомысла. Рюрик, Синеус, Трувор»

Скобарь (3) - как житель пограничья, угрюм и недоверчив. Он вечно сидит на своем пне у болота, с опаской и с подозрением вглядываясь вдаль, во все четыре стороны света: на запад, на восток, на юг, и даже на север. Отовсюду жди напасти и подлога. От тевтонцев, ливонцев, шведов, ляхов, татар и московитов. Никому нет доверия, и лучше всего укрыться в своем темном хронотопе (4), за высокими и крепкими стенами, приготовив нежданным гостям химическое оружие собственного производства страшной убийственной силы – огромные чаны кипящих фекалий.

Суровый, неулыбчивый менталитет скобаря складывался веками в ситуации перманентной опасности и постоянной готовности к отпору. Какие такие варяги? Кал им на головы, секир им башка!

Поразительно, но подобные настроения оказались живучи и заразны настолько, что цепляют и захватывают всякого, кто задержится в заповедном ландшафте с вылезшими, будто из-под земли, древними стенами и башнями хотя бы года на три-четыре. И по причине того, что нынешний губернатор не природный скобарь, он всегда готов как бы к упреку, немому или высказанному вслух: мол, понаехали тут всякие, даром, что питерские, и несчастных скобарей теперь прессуют. Сами, понимаешь ли, дела свои ловко обделывают, устраивают конкурсы да аукционы, проводят Всероссийские Масленицы, оперы в Псковском Кремле, Изборские юбилеи, а скобари от злобы и обиды никак в себя прийти не могут.

Подобная мифология довольно широко распространена на родине вечно зеленых помидоров, и пусть термин варяг здесь не что иное, как концепт (5), употребляемый в довольно узком политологическом значении, преимущественно в пропагандистских целях, недоверие к власти, в которой на руководящих постах преобладает приезжий из столиц управленческий элемент, глубоко сидит в интуициях населения.

Помню, как-то, накануне первой Всероссийской Масленицы, я зашел в парикмахерскую постричься. И в ходе легкого, ни к чему не обязывающего трёпа с парикмахершей, она задала мне вдруг вопрос с подковыкой:

- Как вы к Масленице относитесь? Пойдете туда?

- Ну, да. – Говорю. – Пойду, погляжу, погуляю. А что?

- А я вот нет. Не пойду принципиально! – Твердо ответила мастерица ножниц и расчески. – Там же все питерские устраивают. Наших бизнесменов не пускают. Это ж бизнес: распилы, откаты.

Вот так вот и прямо заявила, и не было в ее голосе никаких сомнений.

Помнится, я подивился такой осведомленности, а главное, какой-то иррациональной принципиальности и местному патриотизму обычной, в общем-то, женщины пролетарского происхождения, явно не озабоченной проблемами сложных взаимоотношений здешней «элиты» с питерскими назначенцами.

Это удивительно еще и потому, что истинных, коренных скобарей на Псковщине осталось не так много. Согласно социологическому исследованию, проведенному в Пскове в конце 90-х годов, доля родившихся в Пскове горожан составляет 40%, соответственно приезжих – 60%. Сейчас, по оценкам экспертов, это соотношение не в пользу коренных псковичей стало еще разительней: 30% на 70%.

Примерно такая же картина наблюдается и в районных центрах. В 2008-м году, еще до кризиса, Центр социального проектирования «Возрождение» провел исследования в шести малых городах Псковщины, так вот: в Гдове коренные жители составили 40%, в Дно – 54%, в Невеле – 50%, в Опочке – 31%, в Порхове – 41%, в Печорах – 26%. Остальные, получается, - варяги.

Когда псковичи «соображают на троих», то только один из них скобарь, два других, согласно статистике, варяги.

Иначе говоря, «варяжский вопрос» на Псковщине касается не только исключительно власти, расширяясь на всю среду обитания. А в некоторых сферах бытия варяги составляют абсолютное большинство. Скажем, артисты старшего и среднего поколения в Псковском театре – все сплошь «варяги», а здешних режиссеров не сушествует в природе. В «Союзе художников» местных живописцев – раз два и обчелся. Что уж говорить о таких профессиях, как врачи или военные?

Но «варяги» в бытовой ипостаси никого особо не волнуют, все-таки Псковщина, при всех издержках российского федерализма, пока неотъемлемая часть России, и скобари – не отдельный этнос. Пусть и гремучая смесь потомков кривичей с чудью белоглазой, но не какие-то там кураты (6), а чистокровные русские, в большинстве своем, люди.    

Все мы, разумеется, помним по учебникам отечественной истории провиденциальную формулу из «Повести временных лет»: «Земля наша велика и обильна, а наряда (то бишь, порядка, управления – авт.) в ней нет. Приходите княжить и володети нами». – С такими словами, если верить летописцу Нестору, обратились к варягам из заморского, предположительно – датского, племени Русь новгородцы. «И пришли, и сели, - повествует далее летописец, - старший, Рюрик, - в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Обычно фраза про обильную землю, в которой нет наряда, цитируется применительно к людям, которые не способны наладить собственную (производственную, общественную, культурную и т. д.) жизнь, и надеются на помощь извне, сообщает нам Интернет-энциклопедия «Известные выражения»; сами местные жители, де, раздираемые имущественными и духовными дрязгами, не способны ни к какой форме порядка, сиречь, государственного устройства, и им требуется призыв внешней силы, дабы организовать плебс, примирить бояр и установить какую-никакую властную вертикаль, чтобы на земле мирных хлебопашцев настал покой, а в городах расцвели ремесла и торговля. И пусть многие современные историки считают легенду о призвании варягов весьма сомнительным артефактом, для нас важно то, что в этом мифическом эпизоде варяги выступают в однозначно позитивной роли неких устроителей, носителями высшей гармонии и порядка, тогда как местные жители предстают в виде инертной массы, устремленной к хаосу и распаду.

Местные, таким образом, - лохи, а варяги - молодцы.

Замечу, что и в советские времена практически все партийные руководители были приезжими, но подобная кадровая политика была в порядке вещей, и не воспринималась как что-то враждебное. Скобари мигрировали в соседнюю Прибалтику, в Ленинград и Москву, жители других регионов приезжали по обязательному в те годы распределению. Нечто подобное происходило и на руководящих постах. Советские люди жили в единой стране, где все решала и за все отвечала «партия – наш рулевой», и по поводу варягов разрешалось только мило пошутить. Не исключаю, что какие-то конфликты на бытовом уровне и случались с сакраментальным восклицанием: «Понаехали тут!»; возможно, что и сами приехавшие чувствовали себя на Псковщине инородными телами, долго не могли прижиться и, наконец, уезжали, но фактором политической жизни варяги тогда не были, но это что касается диахронии (7).

После распада Советского Союза, в синхронии (8), с утверждением демократических институтов, прежде всего – выборов, ситуация кардинально изменилась, и слово варяг тут же обрело дополнительные коннотации (9).

В политическом лексиконе Псковщины, внезапно обретшем необычайную подвижность и взрывоопасность, слово варяг зафиксировалось на негативном значении «чужак», буквально:  пришлый человек, обычно – представитель власти, «понаехавший из столиц», чтобы унижать, гнобить и пользовать несчастных скобарей.

Кто запустил в активный оборот «варяга» именно с этим отвратным пучком значений, сейчас выяснить практически невозможно, если только сам автор, томимый гордыней, не признается в авторстве. Однако у меня имеются основания подозревать, что оценочные смыслы в его специфической интерпретации как «чужого и чуждого представителя власти» обрели жизнь на философической кухне природного скобаря Льва Шлосберга, семья которого, кстати говоря, живет в Пскове вот уже дольше века.

Виктор Васнецов. «Варяги» 1909 г.

Реанимация негативного смысла слова варяг была обусловлена резким обострением политической войны в середине 90-х и жестким неприятием команды ЛДПР, когда слова «варяги», «захватчики», «оккупанты» практически превратились в синонимы.

Термин прочно утвердился в словаре политической журналистики, породив любопытную дихотомию (10): «скобари – варяги», и начиная с 1996-го года, когда на престол взошел представитель ЛДПР Евгений Михайлов, до первых двух-трех лет нового тысячелетия, дихотомия эта упорно сохраняла свою актуальность.

Трудно представить себе нечто подобное где-нибудь на юге России или в Сибири, поскольку там, в принципе, все жители так или иначе пришлые, сваренные в одном этническом «бульоне».

А вот в «исконно русских» регионах, где жива генетическая память о «Руси изначальной», а, значит, и фантазмы (11) о неком «коренном» народе,  внедрение и раскрутка концепта «варяги» (в его новом, подчеркнуто отрицательном, оценочном смысле) произошли на удивление быстро и легко, что свидетельствовало прежде всего о тектонических сдвигах в массовом сознании: населению, с растоптанной государственной идентичностью (12) – «советский», оказалось мало национальной идентичности – «русский». Срочно потребовалась и дополнительная, местная, региональная, идентичность, - «псковский», «скобарь».

Этого трагического ощущения не могли не почувствовать и не осознать наиболее проницательные носители либеральной идеи. Вводя в свои тексты и устные выступления концепт варягов, сиречь, врагов, они опирались на древние архетипы и генетическую память скобарей, воспринимающих всякого чужого, как скрытую или явную угрозу, и это был, разумеется, актуальный момент острой политической борьбы и прямо на глазах возникающей идеологии местного сепаратизма (13).

Из варягов усердно лепили жупел (14), которым пугали наивных скобарей, несмышленых женщин и маленьких детей. Программная статья Льва Шлосберга «Прихожение Гавунаса на Псков» с более чем прозрачной аллюзией на летописную «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков» является яркой иллюстрацией того беспрецедентного накала, который характеризовал тогда столкновение политических кланов, местных и пришлого. Борьба за электорат в лихие 90-ые протекала в весьма жестких и причудливых формах, и оппозиция «скобари VS варяги» обильно использовалась как в пропаганде, так и в контрпропаганде.

Избранный на пост губернатора в 1996-м году Евгений Михайлов, хотя и был уроженцем Великих Лук, в Пскове и окрестностях в качестве «своего» никогда не воспринимался.

Во-первых, Великие Луки – самодостаточный и отдельный регион в составе Псковщины, нечто вроде «псковского Ольстера», чуждый и оппозиционный анклав, не зря его называют «южной столицей» области. Строго говоря, великолучане - не скобари.

Во-вторых, сам Михайлов давно жил в Москве, и поэтому считался москвичом.

И, в-третьих, вместе с Михайловым на Псковщину свалилась разношерстная команда, и уж эти люди точно были варяги, поскольку, десантировавшись в Пскове, принялись с энтузиазмом оттирать и выдавливать местных с теплых, насиженных мест, захватывать бизнесы и скудные ресурсы, ломать и корежить здешнюю идентичность.

Уже фамилии многих варягов вызывали оторопь и внушали страх и трепет: Гавунас, Поберий, Биговчий, Елфимов, и др. Ну, а уж об их темных ликах и повадках и говорить нечего. Все эти гоголевские персонажи, от Хлестакова до Чичикова с Ноздревым, сильно выделялись на тусклом фоне апатичных нахмуренных скобарей с банальными фамилиями, вынужденных подтирать дерьмо за циничными и бесшабашными ребятами, убежденными, что нельзя упускать внезапно представившийся чудесный шанс схватить Бога за бороду. Кто-то сел на «Псковпищепром», кто-то в «Псковскую типографию», но большинство варягов из ЛДПР медитировало в «Желтом доме» на Некрасова, 23, постепенно обрастая жирком и недвижимостью.

Парадокс, но за четыре года патлатый губернатор преобразился до неузнаваемости, замирился с местными «боярами», и из варяга незаметно, постепенно, подспудно, но верно превратился в самого настоящего скобаря.

Схожее случилось и со следующим варягом – Михаилом Кузнецовым, который из «незваного гостя, хуже татарина» за 10 лет в псковской политике мутировал в представлениях скобарей в «своего парня». Большинство представителей псковской элиты без проблем встроились в его команду, признав его полноправным лидером местного «тейпа».

Вчерашние варяги вписывались в ландшафт.

Опытным путем было установлено, что срок метаморфозы, превращения из варяга в скобаря составляет примерно три года плюс минус личные качества правителя, как-то: природное обаяние, умение складно глаголить, с усердием позиционируя себя «плоть от плоти» Земли Псковской.

Таким образом, в последней избирательной битве летом и осенью 2004-го года участвовали не два варяга, Михайлов и Кузнецов, и не варяг со скобарем, а два, вернее, три (учитывая мэра Пскова Михаила Хоронена) вполне себе полноценных скобаря. И Хоронен по праву рождения имел явные преимущества. Однако результат оказался непредсказуемым: Михайлов на последних метрах предвыборной гонки вытолкнул Хоронена с финишной дорожки, и другой натурализовавшийся скобарь, Кузнецов стал победителем, показав соперникам ядреный кукиш.

Вот это по-нашему, то есть по-скобарски!

«Посажение» президентом на псковский престол Андрея Турчака и приезд в Псков питерской команды сподвижников, как уже догадался проницательный читатель, вернуло понятие варяг в актуальный лексикон политологов и журналистов, заодно воскресив в общественно-политическом дискурсе (15) и его дихотомического оппонента – скобаря.

Здесь необходимо подчеркнуть, что пресловутый скобарь в данном казусе – такой же идеологический концепт, как и варяг, часть общего объема одного целого понятия: псковичи, русские, граждане России.

Однако у скобаря более противоречивая культурная семантика (16).

Кто такие собственно скобари?

Для начала скобари есть самоназвание жителей Псковской области, имеющее отношение к их региональной идентичности, в отличие от новгородцев, тверичей, петербуржцев, туляков, смолян, москвичей и т. д.

О самоназвании скобари в фольклоре существует легенда о Петре Великом, который, приехав в Псков возводить фортификационные сооружения накануне Северной войны, якобы был поражен отменным качеством скоб, которые ковали местные кузнецы. «Так быть вам скобарями!» - Провозгласил царь, откуда и пошло наименование жителей губернии.

Понятно, что легенда о Петре I - пример так называемой ложной (народной) этимологии (17). На самом деле слово скобарь является диалектным аналогом понятия пскович, псковский, «скобской», и до 30-х годов 20-го века в словарях это слово не фиксировалось.

Другое значение слова скобарь не очень приятно для записных патриотов Псковщины, поскольку полностью совпадает со значением слова «жлоб». Именно в этом уничижительном значении слово «скобари» употребляется жителями других регионов России. Свое «триумфальное» распространение по территории страны слово начало, по-видимому, еще из Ленинграда, куда с начала 60-х стали активно и массово выезжать на работу и ПМЖ жители Псковской области, по преимуществу крестьяне, на большие стройки и промышленные предприятия.

Интересно свидетельство питерского писателя Валерия Попова в его книге из серии ЖЗЛ «Довлатов». Эту историю Попов датирует 1971-м годом. Итак, Довлатов и Попов, встретившись на Невском проспекте, являются в квартиру бывшей жены Довлатова Аси Пекуровской на улице Жуковского. Годовалая дочь Довлатова Маша находится в манеже, а бывшая жена болеет.

Довлатов был неприветлив и хмур и даже демонстративно не снимал пальто, фиксирует Попов, который не снимал пальто за компанию. «Пришли и сидят. А девочка стоит в манежике и смотрит. – Свидетельствует Попов. – Приходит врач. Раздевается в прихожей, вскользь взглянув на нас, сидящих на кухне, проходит в комнату, о чем-то разговаривает с Асей. Уходит. Возвращается Ася. Прикрывая ладонью простуженное горло, смеется: «Знаете, что врач сказал? «Сочувствую вам – у меня соседи – такие же скобари!» Сергей мрачно усмехается». Валерий Попов. Довлатов. М., «Молодая гвардия», 2010.

Из всего этого винегрета следует один вывод: скобарь в качестве концепта явление амбивалентное (18), объемное, живое, содержащее в себе как плюсы, так и минусы, тогда как варяг в качестве концепта почти однозначен.

Варяг – принципиально плоское понятие, узкий термин, варягом быть дурно, вот и всё. Единственное, что может сделать варяг, это поскорее перестать им быть, перейти в иное качество, и превратиться в... да, в скобаря, что неизменно и происходило с выше охарактеризованными «варягами».

Если от сухой теории наконец перейти к живой практике повседневности, а именно к политическому контексту и реальным ситуациям, то здесь актуален один вопрос: «Так ли страшны варяги, как их малюют доморощенные политтехнологи, чеканящие свой общественный капитал на навязчивом противопоставлении варягов скобарям?»

Николай Рерих. «Заморские гости». 1901 г.

Последние лет пятнадцать, а то и больше, если считать Владислава Туманова, «заброшенного» на Псковщину аж с Урала, показали с пугающей наглядностью, что при существующей властной вертикали альтернативы варягам у Псковщины, просто нет. Если даже в либеральные 90-ые и в начале нулевых псковичи умудрялись избирать себе не скобарей, а исключительно варягов, что здесь можно сказать о сегодняшних кремлевских нравах, когда высшее руководство страны делает ставку на ротацию в регионах преимущественно «федеральных кадров»?

В чем причины ущербности представителей местной «элиты»?

Отвечая на этот вопрос, можно выдвинуть несколько версий, как фантастических, так и сугубо утилитарных:

  1. Пятьсот лет назад с насильственным присоединением Псковской республики к Московскому княжеству и депортацией из Пскова сотен знатных и родовитых семей ментальности края был нанесен непоправимый удар, и с тех пор псковичи так и не оправились от потрясения. Как емко выразился кинорежиссер Андрей Кончаловский:  «Два города пытались стать свободными - Псков и Новгород, но им отрезали... яйца».
  2. Геополитическое положение Псковской области было таково, что она долгое время находилась между трех центров притяжения людских ресурсов: между Москвой, Прибалтикой и северной столицей, которые «отсасывали» из региона наиболее креативно мыслящих, пассионарных и склонных к риску индивидуумов. Талантливой, творческой и уважающей себя «элите» просто-напросто было не из кого расти.
  3. Региональная «элита» Псковщины не способна к консолидации, она разобщена и не умеет договориться. Ее морально-этические качества ущербны, а уровень общей харизмы не дотягивает до тех кандидатов, которых способна предложить Москва или Петербург.
  4. Я не случайно пишу слово «элита» в кавычках. А может, ее в Пскове и вовсе нет? В силу экономической неразвитости и слабости региона скобари просто не способны породить политическую «элиту». Потому что настоящая элита независима и самодостаточна, а, как показала новейшая история, только очередной варяг садится на псковский престол, так сразу же представители ублюдочной «элиты» бросаются к трону целовать ботинки варяга в надежде не на кнут, а на пряники.

При этом скобари и здесь проявляют свою двойственность. Всеми фибрами стремясь быть поближе к властным кабинетам, они удивительно последовательны в своих эмоциональных реакциях: чтобы варяги не делали, чем бы не занимались, какие бы программы и проекты не предлагали, исключительно всё и вся подвергается огульной и подчас необоснованной критике.

И то не эдак, и это им, скобарям, не так.

Туманова ругали за любовь к княгине Ольге. Михайлова – за развитие водочного производства. Кузнецова – за стремление к бездефицитному бюджету. Турчака костерят за Всероссийскую Масленицу. И т. д. и т. п. Само собой, примеры этих «поводов к критике» можно множить и множить.

Прямо как в брутальной скобарской пословице: «Кто у свекрови обоср...ся? Невестка!». Кто у скобаря не прав и виновен во всем? Варяг. Любые аргументы «за», какие-то скромные попытки объяснить цели и задачи, желание взглянуть на «варяжский фактор» с какой-то иной, например, компромиссной стороны,  сразу целиком отметаются, как априори негодные или корыстные.

В свете вышеизложенного интересен вопрос: а что произойдет в ближайшие годы с Андреем Турчаком? Неужели и он, спустя еще годик с небольшим, подпадет под одуряющее обаяние псковской земли, ее сонной, болотистой, затягивающей в омут атмосферы, и мутирует, как люди Икс, в нововоплощенного скобаря?

Позволю высказать спорную гипотезу, что как раз с Турчаком подобной метаморфозы случиться не должно. И вот почему. Турчак – не просто варяг, а варяг в кубе, «варяг как функция», карьерный чиновник, стремительно движущийся вверх, к рубиновым звездам Московского Кремля, на комфортабельном лифте, изготовленном в одном из цехов питерского холдинга «Ленинец». Бронированная кабина этого лифта должна защитить губернатора от гипноза скобарской Фата-морганы. И сколь бы долго Турчак не задержался на Псковщине, - еще на год, два или на три года, - завтра, по зову партии или президентскому призыву, он может очутиться где-угодно; там, где потребуются его умения и таланты – на работе в администрации президента, на «подъеме» еще одного убитого, депрессивного региона, в непрерывном и кропотливом движении на самый верх, во властные эмпиреи. 

Другое дело, что в своем движении Турчак вполне способен использовать оный лифт и в качестве грузоподъемника для вверенного ему президентом региона. Те депутаты и чиновники, что «просекли» фишку, давно подкрались поближе к телу и сноровисто «вылизывают» в надежде на гешефт. 

Что же остается простым скобарям?

Позволю себе циничную мысль.

Расслабиться и извлечь если не удовольствие, то максимальную выгоду. Уж коли нам на роду суждено жить при варягах, то давайте, друзья-скобари, требовать с пришельцев своего кусочка «манны небесной».  Чел обещал модернизацию областной системы здравоохранения? Обещал. Построить псковское «Сколково» в скобарской деревне Моглино обещал? Обещал. Устроить масштабный Изборский юбилей с реставрацией театра, благоустройством Изборска и модернизацией Псковского музея-заповедник обещал?..

Так пусть делает!

Если до Турчака скобари жили, словно древляне, без ледового дворца, аквапарка, приличного футбольного стадиона, театра, и - прости Господи! - команды КВН высшей лиги, то при нем должны заполучить «недоданное».

Процесс «оскобаривания» неизбежен, он изменил менталитет предыдущих варягов, выбравших Псковскую область на жительство. Произойдет он, вероятно, и с нынешними, ежели они экстренно не вырвутся из загадочного псковского хронотопа.

Скобари, повторюсь, явление амбивалентное, и наряду с лезущим в глаза жлобством, завистью и злобой, им – на другой чаше экзистенциальных весов - присущи и крайне привлекательные качества: простодушие, вера в людей, умение радоваться мелочам, искренне любить свой скудный, но живописный край.

Это значит, что и всякий «варяг», словно герой фильма «Аватар», способен  залезть в здешнее тело, ментально и физически срастись с новым для себя организмом, а вместе с ним и с заповедной ойкуменой, как на волшебной Пандоре, извлечь из обретенной самобытности только лучшие свойства.

Саша Донецкий.

От редакции ПЛН: Не в полной мере разделяя мнение автора, мы посчитали необходимым опубликовать данный текст и рассчитываем на его обсуждение. Мы предлагаем всем, кто хотел бы высказаться по  обозначенной теме, не ограничиваться комментариями в форуме, а прислать свои размышления в адрес редакции. Наиболее интересные письма мы готовы опубликовать на сайте ПЛН.

Примечания и термины:

1) Варя́г - так называли на Руси выходцев из Скандинавии, др.-русск. варягъ (с IX в.)., «телохранитель, воин из наемной стражи византийских  императоров»; арабск. varank (X – XI вв.); сюда же русск. варя́га, варя́жа «корзинщик, коробейник», владим., также «пройдоха, босяк, прощелыга»; укр. варя́г «борец, крепкий, рослый человек»; др.-русск. Варяжьское море «Балтийское море».

Заимств. из др.-сканд. váringr, væringr, от vár  - «верность, порука, обет», т. е. «союзники, члены корпорации». (Этимологический словарь Макса Фасмера: Онлайн версия).

ВАРЯГИ (от др.-сканд. vaeringjar), в русских источниках - скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинники русских князей 9-11 вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки». (Большой энциклопедический словарь).

Варяги [варяги] мн. 1) Древнерусское название норманнов, выходцев из Скандинавии, совершавших в IX-XI вв. походы во многие страны Европы с целью грабежа и торговли, а также служивших в качестве наемных воинов. 2) перен. разг. Люди, приглашенные со стороны, из другого коллектива, учреждения и т.п. обычно с оттенком шутливости. (Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой).

Варяги - варягов, ед. варяг, варяга, м. Название норманского племени, из среды которого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (истор.). Призвание варягов. || перен. Иностранцы, пользующиеся такими политическими или экономическими преимуществами, которые ведут к умалению прав коренных жителей (устар. ирон.). (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова).

2) Идиосинкразия - (от греч. ídios — своеобразный, особый, необычный и sýnkrasis — смешение), болезненная реакция, возникающая у отдельных людей на раздражители, которые у большинства других не вызывают подобных явлений. (Большая Советская Энциклопедия).

3) Скобарь (ско-ба́рь). Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Значение: разг. житель города Пскова и Псковской области. Скобарь с колом страшнее танка (псковская поговорка). Синонимы: псковитянин, пскович. Гипероним: русский. (Викисловарь).

Скобарь – жадный. (Словарь воровского жаргона). Жадина, деревенщина, крестьянин, единоличник. (Словарь синонимов русского языка).

Цитата: «Псковичи скобарями себя называют. Но многие не знают, что такое скобарь. Однажды спросил я человека: «Что такое скобарь?». И он ответил, что это нация. На самом деле скобарь - это гордость!».

Вопрос: «Называете ли Вы себя скобарями?» - задавался нами при проведении двух общеобластных социологических опросов - в 2002 и 2003 годах. Эти опросы дали очень близкие результаты. Так, примерно половина жителей Псковской области доста­точно часто использует самоназвание «скобарь», а треть - не ис­пользует его совсем (остальные употребляют это слово крайне редко или затруднились с ответом на этот вопрос). В частности, данным региональным самоназванием пользуется около 60% уро­женцев Псковской области и четверть тех, кто родился за преде­лами области. Интересно, что скобарями называют себя от 5% до 10% жителей соседних с Псковской областью районов Ленин­градской, Новгородской, Тверской и Смоленской областей. Сре­ди них особенно выделяются Солецкий район Новгородской об­ласти и Торопецкий район Тверской области, ранее входившие в состав Псковской губернии.

Основной массив респондентов, назвавших себя скобарями, проживает в средней части Псковской области, которую можно назвать «псковским культурным ядром». Культурный ареал с максимальным использованием данного регионального самоназвания (до 80% и более от коренного населения) протянулся с се­веро-запада (от Пскова, где скобарями называет себя около 70% местных уроженцев) до Опочки на юго-западе и до Порхова и Дно на северо-востоке области».

Из книги А. Г. Манакова «На стыке цивилизаций: этнокультурная география запада России и стран Балтии». Псков. 2004. (Сайт «Псковская держава. Краеведческий архив).

4) Хронотоп - введенное в эстетику и теорию литературы Михаилом  Бахтиным понятие (ранее оно употреблялось в математическом естествознании и биологии), подчеркивающее неразрывную слитность в структуре образа пространственных и временных характеристик (дословный перевод с греч.: «время – пространство»). Различным жанровым и историческим хронотопам посвящено исследование  Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» (1937—38), характеристика хронотопа занимает большое место в книгах Бахтина о Ф. Рабле и Ф. М. Достоевском. (Гуманитарный словарь).

5) Концепт - (лат. conceptus - понятие)  - содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Карнап поместил концепт между языковыми высказываниями и соответствующими им денотатами. В научном знании определенным образом упорядоченный и иерархизированный минимум концептов образует концептуальную схему, а нахождение требуемых концептов и установление их связи между собой образует суть концептуализации. Концепты функционируют внутри сформированной концептуальной схемы в режиме понимания-объяснения. Каждый концепт занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. (Новейший философский словарь).

6) Курат - эстонец, пренебрежит.-неуважит. Употребляется не в присутствии эстонцев. Пример текста: «Тыву, этот курат из Тарту, глаз на мою телку положил, козел!». Происхождение: От эст. курат - чёрт. (Словарь сленгов неформалов).

7) Диахрония - (от dia - сквозь, через и chronos - время) буквально«сквозь время». Временная последовательность различных рядов событий и процессов, вплетенных в общий исторический их поток наподобие «прядей». (Новейший философский словарь).

8) Синхрония - (от syn - вместе и chronos - время) буквально: совремённость.(Там же). Еще: Синхрония - (от греч. synchronos – одновременный) существование, совпадение во времени элементов какой-либо системы; методисследования отношений между элементами в лингвистике, других гуманитарных и социальных науках (противопоставляется диахронии). (Энциклопедический словарь).

9) Коннота́ция (позднелатинское connotatio, от лат. con (con) — вместе и noto — отмечаю, обозначаю) — сопутствующее значение языковой единицы, слова. Коннотация включает дополнительные семантические или стилистические элементы, устойчиво связанные с основным значением в сознании носителей языка. Коннотация предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. Коннотации представляют собой разновидность прагматической информации, отражающей не сами предметы и явления, а определённое отношение к ним. Например, слово «лиса» имеет коннотации «хитрость», «коварство»; «петух» — «задиристость»; «пилить» — «монотонность»; «ветер» — «непостоянство», «быстрота». Коннотации синонимовмогут различаться: например, «осёл» (коннотация — «упрямство») и «ишак» (коннотация — «способный долго работать»). (Википедия).

10) Дихотомия - (от греч, dicha и tome - рассечение на две части)  — деление объема понятия на две взаимоисключающие части, пол­ностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихотомического деления объема понятия служит наличие отсутствие видообразуюшего признака. Например, объем понятия «человек» можно разделить на два взаимоисключающих класса: «мужчины» и «не-мужчины». Понятия «мужчины» и «не-мужчины» являются противоречащими друг другу, поэтому их объемы не пересекаются. Дихотомия обычно используется как вспомогательный прием при установлении клас­сификации. (Новейший философский словарь).

11) Фантазм - воображаемый сценарий, в котором исполняется то или иное желание. (Библиотека Он-лайн).

12) Идентичность (лат. identifico отождествление) - осознание личностью своей принадлежности к определенной группе, своего статуса и роли. В разной степени артикулированное, остро и интенсивно переживаемое индивидом, группой, социумом чувство их принадлежности к «своему» миру: самоотождествление с определенной социокультурной средой, ее нормами и ценностями; весьма высокая потребность в одобрении своих действий самой личности (группы) со стороны такой среды и ее авторитетов; чувство неотъемлемой принадлежности к генетическим, историко-культурным, духовным корням этой среды; ощущение и осознание неразрывной связи своего собственного будущего с перспективами этой среды. (Словари-Он-лайн).

13) Сепарати́зм (фр. séparatismeот лат. separatus — отдельный) — стремления к отделению, обособлению, движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. (Википедия).

14) Жупел - 1) в христианских религиозных представлениях горящая cepa, смола, якобы уготованная для наказания грешников в аду. 2) В переносном смысле — нечто пугающее, внушающее ужас, страх; пугало. (Большая советская энциклопедия).

15) Дискурс (фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод) — одно из сложных и трудно поддающихся определению понятий современной лингвистики, семиотики и философии, получившее широкое распространение в англо- и особенно франкоязычных культурах. Значение слова - речь, выступление, рассуждение. В русском языке, как и во многих европейских, этому слову нет эквивалента. Оно переводится как дискурс, дискурсия, речь, слово, текст, рассуждение. Дискурс как сходен, так и отличен от языка и речи. С речью его сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако в отличие от речи дискурс предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, жанра и стиля. Свойство системности сближает дискурс с языком. Язык является универсальной абстрактной микросистемой, тогда как дискурс - конкретной мини-системой. Дискурс – это речь, наделенная социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и включенный в конкретный социокультурный контекст. Типология дискурса включает религиозный, политический, литературный, философский и другие дискурсивные жанры. Мы в подобных случаях обычно используем понятие языка, считая, что каждая область культуры имеет свой язык: литературный, филос. научный и т.д. (Философия: Энциклопедический словарь).

16) Культурная семантика – специфическая проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и многообразные и т.д.) рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации - смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак - коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака). (С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия).

17) Ложная этимология - объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории. В отличие от научной этимологии, Л. э. основывается не на законах развития языка, а на случайном сходстве слов (например, «деревня» — «дерево», хотя «деревня» обозначало первоначально «очищенное от леса место для нивы»). Коллективная Л. э. (народная этимология) отражает стремление говорящих к максимальной семантической мотивированности языковых знаков. Этимология (греч. etymología, от étymon — истинное значение слова, этимон и lógos — слово, учение), отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. Термин введён античными философами более 2 тыс. лет назад. (cultinfo.ru | Культура в Вологодской области).

18) Амбивалентность (от лат. ambo — оба и valentia — сила), двойственность чувственного переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, например удовольствия и неудовольствия, любви и ненависти, симпатии и антипатии. Обычно одно из амбивалентных чувств вытесняется (как правило, бессознательно) и маскируется другим. Амбивалентность коренится в неоднозначности отношения человека к окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «амбивалентность» предложен швейцарским психологом Э. Блейлером. (Большая Российская Энциклопедия).

опрос
Пользуетесь ли вы замедленными / запрещенными в РФ соцсетями и платформами?
В опросе приняло участие 215 человек
ПравилаКомментарии 87
30.03.2011 11:29
много букв, не осилил
0
30.03.2011 11:40
метафора с бронированным лифтом Ленинца хороша ))
0
30.03.2011 11:41
бессмысленно, похоже на реферат по истории, основная идея теряется в многословии
0
30.03.2011 11:53
Многа букаф!!!
0
Для тех, кто не смог дочитать до конца: 30.03.2011 12:01
Скобари- исторически забитые обитатели Псковской области. Погоняло выбрали для себя сами, чтобы как- то выделиться. Коренных скобарей осталось мало, при этом все приезжающие автоматически оскабариваются. Скобари не любят варягов потому, что варяги их имеют, преследуя свои интересы. В этом скобари не правы, потому что варягам Бог дает. Предыдущие варяги были так себе, а вот последний, в принципе,более менее. Поэтому скобарям надо расслабиться и получать удовольствие, ожидая, когда починят лифт.
Аплодисменты автору.
0
30.03.2011 12:05
Для 12.01 - +100
0
30.03.2011 12:14
Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов, давкою в два яруса, на земле и на небе, свинством, захлестнувшимся вокруг себя тройным узлом, как заворот кишок. Даки, герулы, скифы, сарматы, гиперборейцы, тяжелые колеса без спиц, заплывшие от жира глаза, скотоложество, двойные подбородки, кормление рыбы мясом образованных рабов, неграмотные императоры. Людей на свете было больше, чем когда-либо впоследствии, и они были сдавлены в проходах Колизея и страдали.

И вот в завал этой мраморной и золотой безвкусицы пришел этот легкий и одетый в сияние, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский, и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, человек, благодарно разнесенный по всем колыбельным песням матерей и по всем картинным галереям мира.(1)
Вот , по-моему мнению, первая часть о варягах, а вторая - о скобарях
(1) Б.Пастернак. "Доктор Живаго"
0
30.03.2011 12:15
для 12.01 отличная аннотация. В принципе, текст можно не читать. Концепт есть
0
30.03.2011 12:22
В Пскове после освобождения от немцев оставалось не больше сотни скобарей. Уточнить можно у НКВДшников ветеранов, которые их описывали.
0
30.03.2011 12:30
Но многие после войны вернулись на историческую родину
0
для 12:01 30.03.2011 12:42
12:01
Спасибо за краткость.
0
30.03.2011 12:43
Отдельное спасибо аффтару за примечания и термины, иначе нам, скобарям, было б такое ниасилить, умых слов и букаф многа.
0
30.03.2011 12:46
У Донецкого, оказывается, иногда получается и мыслить.
0
30.03.2011 12:47
ПЛН, в следующий раз статьи заказывайте 12:01 - кратко, ёмко и по делу, не требует примечаний.
0
30.03.2011 12:54
Саша, пишите хорошо...только пришлых губеров и их приспешников нельзя относить к "варягам"...они очень сильно повязаны с "родовыми" местными (российскими) племенами...Варягов к нам звали "княжить" именно за отсутствие "родо-семенных" связей, т.е определенную непредвзятость к местным.., а понятие "местные" у нас разрослось до уровня государства, вот поэтому и зовут Адвоката или еще кого...княжить, если б головали, я тоже голосовал за какого-нибудь шведа-норвега...
0
30.03.2011 12:54
Угу, еще нужно добавить что во всех регионах России, кроме одного, слово "скобарь" имеет крайне негативный и оскорбительный характер (аналогично слову "дурак" или "идиот")
0
пионист Сидарав 30.03.2011 13:03
Ну какой -же Турчак варяг, да еще в кубе. Он и вся его команда -типичные гастрабайтеры. Приехали-уехали. Деньги семье, а она далеко. Здесь подженились.Чем не таджики.
Варяги , да и вся Михайлово-Кузнецовская команда , которую к варягам причисляют, все- ж таки жили на Псковщине.
А эти бреззгуют.Да и временна вся их работа. Завтра снимутся и в другое место ураганить.
0
строитель 30.03.2011 13:26
"Дремучая ненависть к варягам..." и отсюда тоже. Очень познавательная статья, рекомендую : - "Верные "ленинцы". zaks.ru/ new/ archive/view/54417
Это не про Ленина, это много познавательней!
0
скобарка 30.03.2011 13:28
не хочу обсуждать варягов, Александр молодец, для кого много "букаф", всё же прочтите, местами интересно.
0
30.03.2011 13:28
Пскопские да витебские-все люди питерские.(Русская поговорка). Если москали еще могут нас презирать,как и всех жителей России, то питерские говорят-"скобарь" если соседи не слышат.
0
30.03.2011 13:29
Мне единственному показалось, что это пародия на Губернию, которую Александер недавно попытался критиковать? :-)
0
строитель 30.03.2011 13:29
Если zaks.ru откроется не на нужной стр, наберите на этом сайте в поиске "Верные "ленинцы"
0
Вячеславъ 30.03.2011 13:47
По прочтении сложилось устойчивое впечатление, что сначала у автора сформировалась некая финальная мысль данной статейки (врпочем, утонувшая в многословии, суесловии, и т.п.), и затем он начал одевать эту мысль в мясо слов, доводов, умозаключений, фактов, не гнушаясь при этом недоговаривать, выдавать желаемое за действительное, передергивать и умалчивать. Простите, но автор своей статьей (и причем, не только этой, заметьте), из многих мест которых уж слишком откровенно торчат "уши" манипуляторского подхода, выказывает почти неприкрытое презрение к умственным способностям читателя. Вот лишь один пример - коренными жителями Гдова названы 40 проц живущих в нем. И на основании этого автор делает сногсшибательный вывод "Остальные, получается, - варяги." Очевидно, имеются ввиду остальные 60 проц гдовичей. Мысль о том, что эти 60 проц - выходцы из близлежащих к Гдову деревень и сел - автора не посещает. Ведь этот очевидный факт никак не подверстать под центральную мыслишку жалкой статьишки. И это только один маленький кусочек статьи, впрочем, пахнущий никак не розами. А в сумме - автор, ваши вирши сильно подванивают. Стыдно-с.

0
30.03.2011 13:50
Бред сивой... Или сивого?
Ну,Саша, Вы даёте! То нормальную статью напишете, то...
Уж и не знаю, что Вам посоветовать. Как и многие, дочитать до конца не смог: надоело.
О себе: потомственный пскович. Исходя из имеющихся документов, моя семья жила на Псковщине, как минимум, с середины 19 века. На самом деле - ещё дольше, скорее всего (из незадокументированных источников) - с Петровских времён. Тогда именно и моих предков называли, наверное, "варягами".
Обидно конечно, что управляют местными приезжие, но если делается это не корысти ради, а искренне и во благо народа, то почему бы и нет.
Хотя моё субъективное мнение следующее: 1510 год - чёрная дата в истории Пскова. Если бы Новгородско-Псковская республика сохранила бы свою самостийность, то жили бы здесь и сейчас значительно лучше чем в огромной России. Малые государства имеют свои преимущества в плане управляемости и самоидентификации народа.
0
Скобарь 30.03.2011 13:52
А я горжусь, что я скобарь и потомок скобарей. Я никого не зову варягом или пришлым. Мне до этого дела нет. Я работаю на своей земле, где жили и умирали мои предки, ращу детей и всем доволен! Да, может у нас не так хорошо как в Москве в материальном плане, но в духовном мы намного выше!Вот этот парадокс не могут понять приезжие. Почему псковичей гнобят, а они ругаются, скрипят зубами, но тянут свою "лямку".
Кто такой Донецкий, чтобы судить обо всех скобарях? Выкидыш без роду и племени!Если судить о людях только по представителям своего круга(с которыми тебе доводится общаться) это будет в корне неправильно. Мне не нужна луна с неба, и к принадлежности к "элите" не стремлюсь. Я доволен тем, что имею. А уж оценивать власть я могу и сам, по конкретным действиям для жителей области. Если жить стали лучше(врачи, учителя, рабочие всех специальностей, пенсионеры, ветераны, молодежь)тогда я скажу, что власть работает( и мне все равно питерцы это или москвичи). Если этого нет я говорю, что власть ничего для людей не делает. А брызгать ядом на эту тему не вижу смысла. Пусть этим занимаются такие как Донецкий. К тому же поливать дерьмом псковичей безопаснее, чем власть. Не так ли?
0
Совет от Саши 30.03.2011 13:56
Донецкий просто делится опытом. Он уже расслабился и получил удовольствие . теперь нам советует.Говорит, варяги, они не очень противные, а местами даже ничего. Ну-ну.
0
30.03.2011 13:57
К сожалению, иногда приходиться быть невольным свидетелем лингвистических конвульсий серого вещества некоторых современных авторов.
Невольно задаешься вопросом: где они, "эти акробаты фарса, эти гиены пера! Эти виртуозы ротационных машин!"?
0
Yesterdey 30.03.2011 14:04
В чем причины ущербности представителей "варягов"? По моему мнению не правильный подход варяг-не варяг. Есть люди умеющие и желающие работать и менять жизнь жителей Псковской области к лучшему, а местные они или пришлые какая разница.
Есть поставленные цели и задачи и их необходимо выполнять.
0
Про варягов 30.03.2011 14:14
Судьба варягов незавидна… Ну позвали их, предки наши прекраснодушные – в своем-то Отечестве пророков нет. Ну вскинулись они бедолаги на махину эдакую, ширь бескрайнюю. Пошумели, поворовали – вреда конечно много от них было. Замутили тему про Русскую государственность. Сработали катализатором много к чему, что в русском человеке и есть и будет, и с ними без них, и хорошему, а больше то - плохому. При этом сильно толкались локтями и мало слушали и слабо понимали землю, по которой топтались. А в результате - и себя не сберегли и что создали прос…ли. Ну и где они теперь эти варяги??? Может кто по-шведски размовляет или по-датски хозяйство ведет, или где губернатор – Рюрикович?. А скобарь, он и в Африке скобарь. На него одна надежда да на других «смолян, новоторжан, новогородцев…». Они и защитят и построят и накормят. А эти, «из-за моря» сами «сами вспухнут – сами сдуются». Ничего скобари – прорвемся!
0
30.03.2011 14:20
согласен с одним из предыдущих. Статья-пародия на опысы Шлозберга, так к ней и надобно относиться. Как к художественным выкрутасам Донецкого
0
Господзииссусии 30.03.2011 14:31
Тема варягов высосана из пальца. В Америку и Австралию тоже когда- то варяги пришли. И население на этих территориях находилось на стадии первобытного строя. А посмотрите, какой результат!
0
Архашастра 30.03.2011 14:32
Блестящая статья. "Скобарь - варяг" как базовая политическая разводка - в точку. Предлагаю альтернативный вариант: скобарь с варягом - братья на век)
Автор не только литератор, здесь он еще, обалдеть, компетентный (в отличие от того же ЛМ) исследователь! Удивлён
0
30.03.2011 14:39
Понятно, что статья должна состоять из определенного количества слов, поэтому мысль автора "одевается", порой" в демагогию.
Отбросив статистику, исторические факты, позволю высазаться коротко и просто, поскольку самому, еще в детстве, пришлось оказаться на псковщине, перебравшись из Ленинграда по причине получения отцом высокой должности. Скобаристан был воспринят новым домом, куда мы переехали ВСЕЙ семьей и здесь обосновались. Варяги ли мы? Возможно.
С Турчаком исторя могла бы быть похожей, если бы он пусть бы даже построил себе здесь гуьернаторский дворец и привез сюда свою семью, мы бы ему верили, доверяли, было бы совсем другое отношение и какая разница варяг он или нет. Но Турчак живет с гостинице, как пришлый неизвестно зачем, хотя, конечно, очень даже известно. Смотришь на все это и становится как-то противненько и гадко на душе за такое "поведение" этого молодого человека. И все его потуги что-то сделать, преобразовать в скобаристане выглядят двусмысленно. Ну хоть убейте, не верю я ни одному слову Турчака. Да он и сам это подтвердил некоторыми своими поступками, действиями и обещаниями. Нам остается ждатьлучших времен, а сейчас время Шариковых, к коим я отношу и нашего губернатора. Ну какой он, к бесу, губернатор?
0
30.03.2011 14:41
Обалденно, ржал долго
0
для 30.03.2011 12:22 30.03.2011 14:44
=======
В Пскове после освобождения от немцев оставалось не больше сотни скобарей. Уточнить можно у НКВДшников ветеранов, которые их описывали.
=======
И какой же вывод Вы из этого делаете?
А ветеранам НКВДшникам и их внучатам не приходила в голову мыслишка, что много людей с оккупированной территории было угнано на принудительные работы в Германию, например?
0
30.03.2011 15:13
Местами забавно, но у 12:01 - ёмче. Автору - поменьше пренебрежения к читателям
0
Старик 30.03.2011 15:19
После освобождения Пскова, действительно, жителей Пскова насчитали всего 115 человек (если память не изменяет). При этом, 85% жилого фонда было разрушено полностью, пригодного жилья практически не было. Псковичи были либо на фронте, либо в эвакуации, либо в близлежащих деревнях, либо в Ленинграде, либо в партизанских отрядах (коих в области насчитывалось великое множество). Позже многие вернулись и восстанавливали Псков с любовью, радостью и большим энтузиазмом. Это было время героическое, бедное и очень бескорыстное. Люди любили и уважали друг друга. Даже сталинские "чёрные воронки" по ночам не могли убить дух доверчивой доброты и счастья от того, что окончилась война, что МЫ победили! Во дворах в выходной (он был только в воскресенье) женщины сажали весной клумбы, мужчины обустраивали палисадники, а вечером собирались все вместе: женшины делились новостями, а мужчины играли в домино и, втихаря от женщин, в меру пили водочку. И это был мир, отдых, счастье...
0
30.03.2011 15:21
Донецкий оказывается еще и умен!
0
30.03.2011 15:23
Интересненько.Но заумненько.Много воды.А идея как у котика Леопольдика - ребятки давйте жить дружно.Дружно но как-то хреновенько :-(((
0
Ветеран 30.03.2011 15:26
Не знаю как другие,но очень внимательно прочитала статью, смысла не уловила. В конечном итоге смысл свелся к обсуждению персон ,руководивших областью последние 20 лет.Но этот период характеризуется периодом распада социализма,передела имущества ,начала и концом всенародных выборов губернатора и назначением(как царь назначал генералов-губернаторов)своего человека губернатором. Причем здесь приезжие актеры и юристы? Они обосновались у нас в городе,как все молодые специалисты СССР направленые по распределению после окончания учебных заведений. Считаю,что губернаторы Туманов и Михайлов,руководя в труднейшие годы областью смогли сохранить промышленность и сельское хозяйство,значит и рабочие места. Сегодня опять псковичи колесят по России в поисках работы,чтобы прокормить свою семью,либо заработать на какое то жилье.Кто они? Варяги. Поэтому народ и не понимает,почему справляют праздники, жгут и восстанавливают культурные учреждения. О социальных условиях для человека не думают. Народу всеравно ,пришлый барин или приезжий,но если взялся за гужь, так управляй,чтобы людям было хорошо. Просто многие ждут,скребутся в этой жизнь и уходят в иной мир так и недождавшись своей звезды.
0
30.03.2011 15:44
А что тут непонятного?
Саша призывает нас полюбить Турчака-тот играет, как умеет. А все остальное- подводка к основной мысли, явно заказной.
Тут, по-моему, надо кричать"Браво, Савенко!".
0
30.03.2011 16:17
Тут нечто среднее между пародией на Л.М.Шлосберга, заказухой и искренним (надеюсь) взглядом Автора на проблему: "Скобарский быт и варяг-Турчак (взаимопроникновение, влияние и поглощение). Кто - кого."?..
0
Саше Д. 30.03.2011 16:35
Саш, жалко тебя до слез. имеют тебя варяги как хотят и сколько хотят. хоть платят-то за моральные страдания?
0
12:01 30.03.2011 16:35
Всем спасибо за положительную оценку!
0
30.03.2011 16:37
Да тут недавно и про Мишу спрашивали. Может ответ.
0
30.03.2011 16:50
И «Турчак на сцене» и «Турчак в лифте» - про одно и тоже. Донецкий очень хочет приблизится к властной команде. И в то же время старается не потерять лицо в среде псковской богемы. «Турчак на сцене» писался , очевидно, в расчёт на то, что интеллигенты в среде варяжской команды оценят тонкую лесть, а «скобари» ничего не поймут. Однако малину испортили комменты, часть которых ничтожила Донецкого. Ему бы взять тайм-аут, умно переждать. Но уж хочется побыстрее к закромам. Не вытерпел и в «Турчаке в лифте» стал куда уж более ясным. Маскировался дымовой завесой из ненужных терминов, что местами превращало сочинение в пародию на чеховское «Письмо к образованному соседу». Однако заключительные аккорды то ли из-за того, что терминов не хватило, то ли потому, что вновь появился страх быть вновь неправильно понятым (и усилия перенапрягшегося ума пойдут прахом) - звучат ясно и недвусмысленно: хочу к вам, варяги! От этих противных скобарей так дурно пахнет. Надоело мне болтаться, как. . . в проруби. Возьмите!
И тут уж от интеллигентности варяжской команды зависит судьба Донецкого. Поведутся на лесть – быть Саше в шоколаде. А если иначе – то ему не позавидуешь. Ведь и прежнее скобарское окружение его такого уже не примет, хотя и может питать к варягам уважение.
0
Для 16:50 30.03.2011 17:14
Все хотят оказаться в лифте в тот момент, когда диспетчер отправит его на верхние этажи. Пешком-то не добраться, высоковато уж очень. Вот и спешат занять местечко.
0
для 17:14 30.03.2011 17:18
Не правда. не все. по себе судить не следует.
0
Для 16:50 30.03.2011 17:19
Ваша проекция, а не факт.
0
30.03.2011 17:36
на 16:50 ваше скобарское окружение не очень-то Донецкого и баловало, а если точнее, то отторгало. Таких, как он, у нас не любят. Так что ему давно пора плюнуть и податься к варягам
0
17:18 30.03.2011 17:59
Все, дружище, все. В штатах это называется американской мечтой, у нас сказкой о Золушке. Просто когда этого шанса нет и не предвидится, все занимаются самообманом, льстят себе и говорят- это не мое, я честный. А когда выпадает такой шанс, бегут вперед лифтера. Это жизнь, чего уж тут стесняться.
0
17:18 30.03.2011 18:17
Это ваш опыт действия в такой ситуации. Ваши мотивы.А ваша радость, в данном контексте очень скобарская, как я воспринимаю.
0
Для 17659 от 17:18 30.03.2011 18:29
Честных, порядочных, совестливых и не продажных людей, бесспорно, мало, но тем не менее они всегда были есть и будут. Мне вас жаль, если вы с такими не встречались. Ну полистайте историю, литературу, а лучше оглядитесь - непременно увидите, но если перестанете всех мерить своей меркой. Удачи!
0
30.03.2011 19:27
Прочитала - убедилась, не случайно журналистов проститутками называют. Донецкий из них.
0
30.03.2011 20:01
Какова цена этого фарса?
0
30.03.2011 20:02
Жить захочешь- не так раскарячишся, а Саше ещё рожать и рожать.
0
30.03.2011 20:41
Если Донецкий стебался,то стёб боле-мене получился. Но в тексте большинство признаков того,что это - мессидж варягам, на полном серьёзе. И тогда жаль Донецкого. Как же он опустил адресатов,если добросовестно перепечатал из каких-то словарей и справочников пояснения для своих академизмов. Мол,варяги,простите, но я сомневаюсь в вашем уровне и не наю, годен ли он вообще для понимания моей глубокой глубизны. Так что, не обессудьте, на всякий случай, даю пояснения к своим умизмам. А то ведь до вас,упаси бог, не дойдёт ,как я вам необходим.
И тут вспоминается персонаж из замечательного фильма Марлена Хуциева "Июльский дождь". Был там такой юрок,который ставку делал на то,что всех крыл эрудицией. Другие персонажи,которые были глубже и тоньше, терпели этого эрудита ради развлекалова. Так вот,этот "эрудит" в одном из эпизодов фильма сглубоко
0
30.03.2011 21:50
Продолжение к 20:41.Так вот, этот эрудит в одном из эпизодов фильма с глубокой горечью признаётся, что ему не везёт,особенно с девушками.
А что касаемо мессиджа, то ведь точно: Саша активно продвигает себя на роль эксперта в области скобарско-варяжских отношений. Все важные секреты скобарей передал на ту сторону: и что мы дерьмо кипятим на страх ворогам,что сычами на своём болоте сидим, во всех сторонних готовы плевать. И что (ужас,ужас!) в польтах в питербурхских комлатах сидим.
Вот вас,варяги,куда занесло - стращает Донецкий. Только я ,поскольку наполовину сам такой, помогу вам расшифровать эту угрюмую скобарскую душу.
Одно успокаивает. Поскольку свои писания знаток нашей дурной натуры Донецкий публикует на ПЛН,постольку он со своими эссе в кабинеты на Некрасова не был допущен. Нет. Хотя и стремится.
Александр! Если вдруг услышишь как-нибудь тёмным вечерком под окнами гармошка запиликала "Скобаря под драку" .... Ведь писал же ,что пьяный скобарь страшнее танка. И не надо было усугублять, разбалтывая скобарские секреты по кипячёное дерьмо.
0
Для 30.03.2011 18:29 31.03.2011 09:02
Все это оправдание для неудачников. У каждого есть своя цена.
0
ответ предыдущему 31.03.2011 09:52
Не обольщайтесь, если сейчас волей судьбы вам везет. и не спешите унижать других. все меняется. скоро сами убедитесь.
Вы правы, конечно, у каждого есть цена своего труда, таланта, кому что Бог дал. Но говорилось совсем о других ценностях - совести, цену которой каждый определяет самостоятельно.
0
DTR 31.03.2011 10:04
Я коренной пскович, как минимум с прапраколена, и для меня понятие скобарь давно уже равно понятию "быдло". БОльшего количества быдла на метр квадратный я не видел нигде, а бывал я во многих городах, российских и не очень. Так вот еще буквально в конце 80-х - начале 90-х в Пскове были совсем другие люди, как бы смешно это ни звучало. Не знаю, уехали ли они в Питер, Москву или другие города, вымерли или были злостно ассимилированы, но факт остается фактом.

А локальный шовинизм - явление как раз распространенное, чтобы это обосновать не обязательно было писать лженаучную статью с обилием терминов и минимумом достоверных фактов.
0
31.03.2011 10:14
Быдло-слово нормальное. По-моему, обозначает тягловой скот. Работающих.Когда так обзывают нас, простых людей, я думаю: "опять за трудоголиков взялись". Но, конечно, из двух женщин Мария была ближе Иисусу, чем Марфа. А быдло -слово нормальное.
0
31.03.2011 11:49
Быдло=дерьмокра-казнокрад, бизнесмен-уголовник, чиновник-взяточник! Вот это быдло! Во что оно не обрядится и какой значок(депутатский или генеральский) на себя не нацепит, все равно останется быдлом!
0
31.03.2011 11:49
во время Отечественной войны во Пскове был убит каждый третий житель. О каком коренном населнии может идти речь?
0
31.03.2011 11:49
во время Отечественной войны во Пскове был убит каждый третий житель. О каком коренном населнии может идти речь?
0
31.03.2011 12:02
Там живут несчастные
Люди дикари.
На лицо ужасные
Добрые внутри.
На лицо ужасные
Добрые внутри.
Там живут несчастные
Люди дикари.

Там живут несчастные
Люди дикари.
На лицо ужасные
Добрые внутри.
На лицо ужасные
Добрые внутри.
Там живут несчастные
Люди дикари.

Что они не делают
Не идут дела.
Видно в понедельник
Их мама родила.
Видно в понедельник
Их мама родила.
Что они не делают
Не идут дела.

Крокодил не ловится
Не растет кокос
Плачут, богу молятся
Не жалея слез.
Плачут, богу молятся
Не жалея слез.
Крокодил не ловится
Не растет кокос

Вроде не бездельники
И могли бы жить
Им бы понедельники
Взять и отменить
Им бы понедельники
Взять и отменить
Вроде не бездельники
И могли бы жить

Как назло на острове
Нет календаря
Ребетня и взрослые
Пропадают зря
Ребетня и взрослые
Пропадают зря
На проклятом острове
Нет календаря

По такому случаю
С ночи до зари
Плачут невезучие
Люди дикари
И рыдают бедные
И клянут беду,
В день какой неведомо
В никаком году.

0
31.03.2011 12:04
Про скобарей, если кто не понял
0
31.03.2011 16:44
Кто здесь?
0
Для DTR 31.03.2011 10:04 31.03.2011 19:54
А может, ты вообще стыдишься, что ты русский (если ты вообще – русский)? Здорово же тебе тараканы с радио «Свобода» и из «Новой газеты" мозги повыели.
Вообще-то стыдиться названия своей малой родины – всё равно, что стыдиться имени матери. Какое-то моральное уродство.
Кстати, известный русский этнограф позапрошлого века И. Сахаров собрал названия и дразнилки жителей разных российских местностей.
Балахонцы – балахня стоит рот распахня.
Борисоглебцы – кислогнёздые.
Брянцы – куролесы.
Дмитровцы – лягушечники.
Заднепровцы – задрипанцы.
Каргопольцы – чудь белоглазая.
Клиновцы – лапотники и т. п.
Ну и что?!
Знаешь, вали-ка ты к задрипанцам. Может, наконец,душа твоя успокоится и прекратятся моральные мучения. Я, мол, гордый задрипанец, а не скобарь какой.
0
31.03.2011 21:18
Однако!
Вы батенька - ФАНТАЗМист ЖУПЕЛьный
с АМБИВАЛЕНТНОСТЬЮ./см.словарь свой/
Крестьян с1929г. нет, стало быть
СКОБАРЬ - не ЖАДНЫЙ,а - НИЩИЙ.
Ни лошади,ни коровы,ни земли,ни орудий для
её обработки,ни телеги себе позволить не может.
ВАРЯГ - ВОРОГ,ВИКИНГ,НОРМАН.Это ж завоеватель.
Разбойник,грабитель,насильник и работорговец.
Отбивались от них, как могли в VIII-IXвв.Нечем
стало.Замирились,поженились,покняжили.Не долго.
Кровь не обманишь.Потомки их на Византию пошли.
Так,что СКОБАРЬ - ВАРЯГУ не товарищь.
Да и варяги то сейчас больше на звание ЖЛОБОВ
тянут.Простите...
0
12:02 и 04 -му 31.03.2011 22:57
Понедельники отменить-не плохо бы.
Вместе с таким колличеством дутых праздников и фестивалей.
Хотя бы до преодоления разрухи...
Да и с сартирами в стране напряжёнка.
Пятницу сделать выходным днём для всех варягов и не...
Всё равно она Всероссийская "ТЯП-ница".
0
Варяг 31.03.2011 23:04
А мне картинки понравились)))
0
01.04.2011 00:25
Автору!
У Вас спина белая!
0
01.04.2011 12:47
Наполнению отрицательным смыслом слова "скобарь" вполне возможно, послужил фильм бывшегог сотрудника ВЧК-ГПУ Ефима Львовича Дзигана (sic!) "Мы из Кронштадта", в котором есть эпизод,где запуганные крестьяне,попавшие в армию ЮЮденича,твердят "Мы псковские,мы псковские!"
Крестьянская Псковщина для челоывека с явно троцкистским уклоном в мышлении не мог8ла вызывать острой идеологической
0
01.04.2011 12:55
Наполнению отрицательным смыслом слова "скобарь" вполне возможно, послужил фильм бывшего сотрудника ВЧК-ГПУ Ефима Львовича Дзигана (sic!) "Мы из Кронштадта"(1936г), в котором есть эпизод,где запуганные крестьяне,попавшие в армию Юденича,твердят: "Мы псковские,мы псковские!"
Крестьянская Псковщина для человека с явно троцкистским уклоном в мышлении не могла не вызывать острой идеологической неприязни. И этот эжпизод,поданный с явной издёвкой, унижал не только "скобских",но и русских крестьян вообще - этакого болота,то есть людей,которых,по выражению Льва Троцкого "надо загонять к счастью железной метлой". Дзиган снял также одиозный демобилизующий общественное мнение фильм "Если завтра война". Но когда началась настоящая война - оказался в Алма-Ате, где продолжал снимать агитки, звавшие красноармейцем (тех же крестьян и рабочих) к самоотречению и самопожертвованию. Молодец, однимс словом.
0
02.04.2011 10:01
И чо они так скобарей не любят? Неужта завидуют. А если статья заазная? ( что вполне возможно). Наглость кнечно, жрать за счёт местных, да ещё и издеваться это ни по-христиански, ни по-"ленински" Ну да за свою истрию Псков всяких болтунов повидал 9 кой кого и на кол посадил) так что нам не привыкать.
0
02.04.2011 15:45
А Пацаны из 76-ой в марте 2000-ого показали смертью своей,кто
такие СКОБАРИ.Хотя крестьяне,рабочие,интелигенция - рождённые
во всех уголках НАШЕЙ РОДИНЫ...
Политические пиар-игрища для совсем для других.Вот такой футбол и здоровый "новый образ" жизни.На-На.
0
Автору 04.04.2011 00:27
Весеннее обострение?
0
Вот как раньше скобари относились к варягам 04.04.2011 09:15
ПСКОВСКИЕ летописи под 1477 годом сообщают об очень серьезной распре между горожанами и псковским князем Ярославом Васильевичем и его людьми. Это событие приводит хоть и кратко, но с описанием повода, послужившего к дальнейшей брани, 2-я Псковская летопись, а наиболее полно события 1477 г., закончившиеся изгнанием псковского князя, излагаются в Псковской летописи, изданной М. Погодиным. Для полноты изложения воспользуюсь и той и другой.

Возникли эта вражда и ненависть друг к другу, в первые дни нового 1477 г. А надо сказать, что год тогда начинался с сентября месяца. Повез пскович со своего огорода капусту через торг мимо княжьего двора, и шестник (служитель на княжьем дворе), похитив капусту у псковича, отдал ее княжьему барану Не выдержали псковичи и начали ругаться с шестниками. Пьяные княжедворцы пошли на псковичей с ножами, а иные с луками и начали из них стрелять. Псковичи же оборонялись от них камнями и дрекольем. Сам князь Ярослав, в доспехах, пьяный, промчался по всему городу, стреляя из лука и многих раня, а двоих застрелив.

Тогда псковские посадники, бояре и простые жители пошли на торг и убили княжеского повара Курву Трудно сказать, почему княжеский повар имел такое прозвище, но, видимо, неспроста В 15 веке, как и сегодня, слово «курва» означало женщину нехорошего поведения, а на псковском говоре еще и сплетницу, крупный снеток Много было побитых, ведь взметнулся весь город В ту же ночь псковичи с посадниками держали вооруженную охрану на торгу, ведь шестники обещали зажечь Псков и убить жителей. А утром граждане Пскова собрали вече, на котором отрешили князя Ярослава от власти и хотели выпроводить его и его пригородных наместников из города. К Великому князю же был послан псковский гонец с грамотой, где псковичи писали о злодеяниях князя и просили себе другого Правда, князь Ярослав не желал покидать Псков.

Не сразу удалось псковичам достучаться до Великого князя, но они были упорны. Наконец, 12 февраля псковский князь Ярослав Васильевич получил грамоту от Великого князя с повелением ему ехать со всеми своими домочадцами и двором на Москву.

23 февраля князь на вече сложил с себя крестное целование Пскову и покинул город. Несколько ночей он стоял в Мелетове, а псковичи возили ему «по чести» провиант. Злосердный же князь захватил псковичей и увез их с собою на Москву. Только в конце апреля после поездки псковских послов, посадников и бояр в Москву захваченные псковичи вернулись домой.

Изгнанием жестокого князя закончилась история, начавшаяся с кочна капусты. Конечно, кочан капусты был только поводом. Ведь недаром в Псковской летописи записано, что за многие времена не бывало столь злосердного до Пскова и до псковских посадников князя, как и его пригородных наместников, чинивших насилие над крестьянами.

4 года и 4 дня пребывания в Пскове князя Ярослава Васильевича остались для города черным пятном.



0
04.04.2011 14:53
Да,были люди в это время Богатыри - не мы...
Помню книгу в детсве читал "Остров Буян"...
Соляной бунт.
0
04.04.2011 22:20
У Л.В. Успенского есть документальная повесть про войну, которая так и называется "Скобарь". Заканчивается интересно:

"Капитан-лейтенант Савич отнял бинокль от глаз.
- Ну вот, - с легкой грустью сказал он, - ну что ж? Вот и ушел опять наш скобарь. Как, мистер Гаррисон, жаль дружка?
Джемс Гаррисон**, стоя на ветру, грустно вглядывался из-под ладони в ночную дорожку.
- О, но! О, нет, товарищ кэптейн! - пробормотал он. - О, но! Мне не жалко Джонни Журавлева... Я бы скорее пожалел немцев, которых он встретит. Но их не стоит жалеть, кэптейн... А Джонни будет жить. Он - скобарь".

**
Американский журналист Гаррисон Сослсбери, в годы войны работавший в Советском Союзе и оставивший яркое, правдивое описание обстановки в осажденном городе (См.: Солсбери Г. 900 дней. Дневник Ленинградской осады)
0
04.04.2011 22:44
Саша, если бы Вы назвали явление не словом "варяг", которым удобно прикрываться, а "питерские", Вам бы не надо было так напрягаться при написании статьи. Жалко Ваших трудов, право!
0
05.04.2011 01:07
донецкий уж не знает в какую %*$у язык сунуть!Что-то ни кто не башляет, да и придворным журналюшкой видеть не хотят!А так хочется бабла , да санёк?!
0
Даунецкий, 06.04.2011 09:01
&@$а не болит кирпичами срать?
0
30.04.2011 09:25
Интересная статья, сейчас нет времени, но если она останется, обязательно высскажу свою точку зрения.
0
01.05.2011 19:36
Я коренной пскович,и этим горжусь,в Пскове каменные церкви старше деревянной Москвы,демократия была раньше Западной Европы(вече),а быдло 70% приезжих ,это люди которые не нужны у себя на родине(отбросы,а не варяги)
0
Теперь уже пскович 10.05.2011 23:31
Донецкий не совсем прав. Население Пскова скорее делится на 3 категории: псковичи, скобари и варяги. Псковичи - все нормальные и адекватные люди, которые себя таковыми считает, варяги - приезжие из других регионов и не успевшие превратиться в псковичей или скобарей, собственн скобари - все то быдло, которое предпочитает жить по закону курятника (клюнь ближнего, обосри нижнего), сидеть на спинках лавочек, поставив ноги на сидения и жрать семечки, тырить тюльпаны и земли с клумб, которые зеленхоз только с горем пополам начал приводить в порядок, да много чего еще можно и хочется понаписать про эту последнюю категорию. Но мысль одна: люди, будте псковичами, а не скобарями.
0
Рейтинг@Mail.ru