«Спас Вседержитель»: почти детективная история

11.12.2009 11:31|ПсковКомментариев: 24

Сюжет с предполагаемой передачей Спасо-Елеазаровскому монастырю псковской иконы «Спас Вседержитель» все больше напоминает детектив. Здесь есть все для увлекательной истории: конфликт интересов («музей» против «церкви»*), острая интрига (оппоненты обмениваются публичными мнениями-ударами), фактор времени (момент передачи иконы неотвратимо приближается), открытый финал (чья возьмет?). Кроме того, здесь присутствуют те, кто выступает на сцене, и те, кто остался за кулисами. Проступают явные намерения и скрытые мотивы. Ну, чем не детектив?

А главное, всех тревожит вопрос: по чьей недоброй воле одна из святынь древнего Пскова должна уйти из музея, где хранилась долгие годы, за глухие монастырские стены? Зачем людям в рясах, зачастую (как мы, увы, не раз убедились) абсолютно равнодушным к культурной ценности религиозных артефактов, вдруг потребовался «Спас Вседержитель»?

Как бы там ни было, в сюжете вокруг достояния республики столкнулись две позиции:

1)    Икону нужно отдать Спасо-Елеазаровскому монастырю хотя бы на «временное» хранение. Пусть попользуются предметом культа по прямому назначению. Церковь имеет на эту икону право уже потому, что сие «метафизическое окно» незаконно конфисковано государством. Пора восстановить историческую справедливость, и вернуть артефакт верующим.

2)     Икону отдавать ни в коем случае нельзя, поскольку мы рискуем ее утратить. Мало ли что может с ней произойти? Даже если верить в кристальную честность монашествующих особ (в чьих христианских добродетелях многие псковичи справедливо сомневаются), не приключится ли с иконой какая-другая беда? Например, банально: от перепада температур разрушится красочный слой, и всё, поминай, как звали – нет самой древней псковской иконы. Остались только репродукции.

Итак, по существу мы имеем не один и не два, а сразу три вопроса. Должна ли икона вернуться в монастырь? Кто «за» и кто «против» этого откровенно принудительного акта домашней «реституции»? И, собственно, в чьих интересах вся эта затея?

Начнем с последнего вопроса.

Разумеется, изъятие (даже - временное) иконы «Спас Вседержитель» из музейной коллекции, прежде всего, выгодно Спасо-Елеазаровскому монастырю. Древняя икона автоматически увеличивает церковно-религиозный «авторитет» обители, привлекая в монастырь паломников. Монастырь со «Спасом Вседержителем», и монастырь без «Спаса Вседержителя» - это две большие разницы. Можно сказать, это два  разных монастыря.

Для областной власти акт передачи иконы монастырю выгоден как идейный апогей, своего рода «духовная» кульминация празднования 500-летия присоединения Псковской вечевой республики к Московскому централизованному государству. Москва – Третий Рим, и четвертого не дано, старец Филофей и прочее. То есть имеет ритуальный,  знаковый, подчеркнуто имиджевый характер. Если на торжествах предполагается присутствие Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, то торжественная передача иконы выглядит как эффектная демонстрация церковно-державного единства.

Вроде ничего предосудительного в этом благостном сценарии нет, кроме одного «но»: увы, все мы на собственном опыте не раз убеждались, что на Руси нет ничего более «постоянного», чем «временное». И не придется ли после того, как истечет срок временной «аренды» памятника, отбирать у монастыря «Спаса Вседержителя» с боем?

«За» передачу иконы, понятное дело, выступают не только лично заинтересованные представители Псковской епархии, отдельные власть предержащие и лица, их обслуживающие, но и все верующие во Христа люди, искренне убежденные, что иконам в музее – не место.

Любопытно было бы провести на эту тему социологический опрос, но, по самым оптимистическим прогнозам, число тех, кто «за», вряд ли составит и десятую часть от тех, кто равнодушен или активно «против».

У нас в стране людей воцерковленных – от силы 3%. Прибавим к ним 7% неофитов и стихийно сочувствующих РПЦ, как раз и получится 10%.

Остальные разделятся на тех, кому по барабану, и тех, кто не склонен разбрасываться государственным имуществом, коль скоро проблема переходит в юридическую плоскость и касается судьбы музейных «единиц хранения».

Во всяком случае, пока «Спас Вседержитель», как и другие иконы из псковского собрания, - это народное достояние, вполне доступное для всякого гражданина, верующего и неверующего. Можно купить билет в Поганкины палаты и узреть Лик Спасителя.

В Спасо-Елеазаровском монастыре это будет сделать намного сложнее. Монастырь есть монастырь. К тому же - женский.

Отсюда следует ответ на первый наш вопрос: нет, икона не должна возвращаться в монастырь, как бы того кому-то не хотелось из соображений PR-a либо искренних религиозных устремлений.

Явление культуры (русской, европейской, мировой), к которой относится и псковский «Спас Вседержитель», гораздо шире и объемней, чем контекст церковной жизни, интересы небольшой православной общины и «хотелки» чиновников.

В противном случае нам недалеко до тех отнюдь не вегетарианских времен, когда советские вожди «толкали» за рубеж шедевры из коллекций «Эрмитажа».

Впрочем, сегодня ничему удивляться не приходится, и недавний казус с транспортировкой из Русского музея иконы «Богоматерь Одигитрия» в шикарную церковь элитного коттеджного поселка «Княжье озеро» - наглядное тому подтверждение. Разрешение на передачу поступило из самого Министерства культуры, то есть проблема была решена, судя по всему, на самом высоком уровне, и все доводы искусствоведов Русского музея государственные мужи привычно проигнорировали.

Теперь сравним: где Русский музей и где наш областной музей-заповедник? Что, если у идеи передачи псковской святыни в монастырь есть жители других, куда более элитных, коттеджных поселков?

Псковичам вообще-то есть, из-за чего беспокоиться. На их святыни давно идет атака, причем даже не из корыстных соображений, а из элементарного невежества. Церковники не устают слать челобитные во все инстанции – в Министерство культуры, Госдуму, правительство, президенту – с требованиями вернуть «отобранное», поражая искусствоведов и реставраторов каким-то запредельным варварством. Предложение отколоть уникальные  фрески со стен древних псковских соборов и перенести их в музей – вовсе не анекдот, а суровая реальность. Реставраторы, работающие в псковских храмах, прекрасно осведомлены о поистине пещерном культурном уровне наших священнослужителей, и церемонию передачи в веденье РПЦ памятников мирового значения видят в кошмарных снах.

Увы, вера и культура не всегда совпадают в отдельном человеке, а если этот человек, не дай Бог, занимает высокий пост в церковной иерархии, то такое «несовпадение» чревато катастрофическими последствиями. Дай ему волю, он снова, как в средние века, забелит «некрасивые», с его точки зрения, византийские фрески, наймет бригаду современных богомазов и закажет «лепоту».

И 99% прихожан одобрят этот неолубок.

Печально, но я ничего не выдумываю, а только пересказываю факты. Если хотите, расспросите об этом наших реставраторов, им по долгу призвания приходится постоянно контактировать с церковниками, в том числе и с митрополитом, спорить и доказывать, лицом к лицу выступая на защиту столь уязвимого теперь отечественного наследия.

Современные православные пастыри недалеко ушли от своей паствы. Поэтому, не стоит удивляться, когда натыкаешься на такие, к примеру, забавные пассажи: «Любой человек, который хотя бы  раз побывал в Храме Христа Спасителя (кстати, тоже покалеченного евроремонтом) скажет...»

А!?. Каков «Пелевин»!

Это не оговорка по доктору Фрейду. Далекому от православия «мелкому чиновнику», по-видимому, действительно невдомек, что нынешний Московский Храм Христа Спасителя был построен вовсе не в 19-м веке, а буквально десять с небольшим лет назад, и то, что он там увидел – не «покалеченный» оригинал, а сугубый «лужковско-церителиевский» новодел, впрочем, надо признать, полностью соответствующий эстетическим ожиданиям как большинства православных пастырей, так и всего нашего богоспасаемого стада.

А вот псковские храмы, при всех невосполнимых утратах и поздних чуждых перестройках, - подлинные. Настоящие. Живые. Так же как и «Спас Вседержитель». Из 14-го века Он смотрит на нас с укоризной, вопрошая: Сохраните ли вы, псковичи, Мой Образ для потомков, или утратите чудесное вещество, сквозь которое просвечивает Вечность, - навсегда, без возврата?..

Соло на клавиатуре исполнил Александр Донецкий

* Здесь «музей» и «церковь» - условные обозначения групп людей, выступающих за и против передачи иконы в монастырь. Под «музеем» подразумеваются представители общественности: ученые, искусствоведы, писатели, журналисты, не побоявшиеся выступить в защиту позиции музея-заповедника. Под «церковью» имеется в виду спайка верхушки Псковской епархии и представителей исполнительной власти.

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 230 человек
ПравилаКомментарии 24
поклонница Донецкого 11.12.2009 13:37
Ну вот, и специалист по игрищам и забавам высказался. Не удержался. Да, словесный понос -вещь плохо излечимая, даже если ее подают под видом "размышлений".
0
11.12.2009 14:07
Нормальный текст, слава Богу на ПЛН есть еще живая дискуссия
0
11.12.2009 14:11
Донецкого читаю не часто, из прочитанного первая статья, которая понравилась и слогом, и содержанием.
0
11.12.2009 14:22
Турчак и Евсевий - мафиозная спайка по окончательному дележу и ограблению нашего народа. Ведь любому человеку с неотмороженными мозгами ясен этот факт.
0
11.12.2009 14:28
Если нельзя, но очень хочется, то можно. По такому принципу сегодня живет спайка вертикали и РПЦ
0
11.12.2009 14:34
Вторая. Еще про Ленина неплохо было и без завихрений.
0
11.12.2009 15:14
Александр Николаевич изложил все очень достойно и без кривляний или заигрывания с Турчаком Третьим... Увы, мы переживаем очередную Смуту на Руси, гораздо более страшное время, чем бывало прежде. Печально, конечно, что того же "смелого" Курбатова не видно и не слышно, ибо обещано ему место (господи, прости) аж в Общественной Палате!
0
11.12.2009 15:36
Да уж Курбатовы и Бологовы засунули языки в задницу. Они теперь общественные деятели под крышей власти
0
11.12.2009 17:09
турчак наконец-то показывает истинное лицо молодого проходимца от кремля. прислан грабить псковщину. будет кипеть в аду этот жирненький мальчик.
0
11.12.2009 17:09
турчак наконец-то показывает истинное лицо молодого проходимца от кремля. прислан грабить псковщину. будет кипеть в аду этот жирненький мальчик.
0
11.12.2009 17:09
турчак наконец-то показывает истинное лицо молодого проходимца от кремля. прислан грабить псковщину. будет кипеть в аду этот жирненький мальчик.
0
Гала 11.12.2009 22:23
Очень переживаю по поводу судьбы Спаса. Сегодня только подумала: как это такая "горячая" тема прошла мимо Саши Донецкого? Упустил как-то... Но не ожидала, что бросишься догонять. Поскольку внимательно слежу за перепалкой, точно могу сказать, что весь текст - пересказ уже сказанного разными лицами. Плюсов два: 1. Хорошо, что обозначил свое мнение. 2. Оценила финальный пассаж со строгим взором через века.
0
Фаталист 12.12.2009 01:16
Увы, Богоматерь Торопецкую передали - и Спаса та же "планида" ждет. И ничего-то мы не сделаем. НО - хоть обозначим, что не всем все по барабану! И ежели будет когда в России гражданское общество - авось вспомнят и этот спор как этап на долгом и трудном пути его формирования.
0
мне не по барабану 12.12.2009 14:32
По моему скромному обывательскому мнению, икона должна содержаться там, где для ее хранения будут созданы наилучшие условия - монастырь это будет или музей - не важно. Но, думаю, что на данный момент в монастыре идеальных условий для хранения древнейших икон, фресок вообще не существует и вряд ли в ближайшее время церковные лица будут этим обеспокоены, да и чиновники тоже.
0
13.12.2009 17:10
Уверен, что если бы провели социологический опрос - объективный - то большинство псковичей было бы против передачи иконы монастырю. По-моему, хорошая идея - передать список.
0
13.12.2009 20:42
Посмотрите, как проводятся в монастыре работы по укладке брусчатки. Грубейшие нарушения, ни о какой сохранности культурного слоя не идет речи. Просто ужас. Похоже, также будут относиться к сохранности иконы. Построен гостевой дом, грубейшее нарушение правил пожарной безопасности в части несоответствия противопожарного разрыва между строениями.... и т.д. Поддерживаю предложение в части передачи копии.
0
13.12.2009 21:36
Какой социологический опрос??? Вы о чем??? Кто спросил псковичей, кого они хотят видеть своим губернатором? Никто! Нужно им ваше мнение об иконе... И на икону им наплевать. Исключительно собственный интерес и ничего более.
0
14.12.2009 00:33
Напомню, что пишет в своей книге "Беседы иконописца" архимандрит Зинон.
Цитата: "Очень важно вернуть икону Церкви. Но для этого, конечно, нужно сначала иметь гарантии, что они будут там находиться в должных условиях, чтобы не начали разрушаться. Я думаю, что очень древние иконы не могут находиться в храме: должны быть особые помещения для их хранения, и только в праздники они могут выноситься для Богослужения, для молитвы".

Еще цитата:" О паломничестве. Вы не задумывались, почему до Константина места учения и крестной смерти Христа были в забвении, никто их не посещал? Потому что потребности не было. Человек носил полноту Христа в себе, без туристических поддержек, да и Господь не заповедал, как доброго дела, путешествия к святыням. Вот как об этом сказано у Григория Нисского: "Да что больше получит тот, кто побывает в этих местах, точно Господь доселе телесно обитает в них, а от нас удалился, или будто Дух Святый обилует среди иерусалимнян, а к нам не может прийти... Перемена места не приближает к Богу".

Князь Евгений Трубецкой говорит, что не мы смотрим на икону, - ИКОНА СМОТРИТ НА НАС.
0
Чернь 14.12.2009 15:09
ПЛН, куда мчишься ты? Как правильно отметил автор, тема эта (как впрочем и все остальные темы сайта) интерессует 3-10 процентов жителей. Нет, не жителей области. Жителей Пскова. Остальных волнуют куда более насущные проблемы. О которых вам (таким продвинутым и крутым) писать, видимо, слабо!

Уж простите. Настоения нет...
0
Для сала на клавиатуре 14.12.2009 17:02
Саша Донецкий ты просто глуп.
Сам для себе соло.
Сам себе сало-виртуальное.
Ну, ИКОНА на тебя, при всём твоём желании не смотрит, поскольку не может дать тебе сала.
0
16.12.2009 17:23
Ну не идиот ли Донецкий?
Икона она прежде всего чья? Кто ее создал? Неужели музейный работник? Откуда икона вышла туда и вернулась.
А Саша Донецкий вперед в Вашингтонский обком за 30 серебренниками.
0
18.12.2009 09:50
Создал её иконописец (не факт, что он был служителем церкви). Создал для людей и люди вполне могут любоваться ею в музее. В том, что люди переживают за сохранность иконы не вижу предательства, скорее наоборот. Не допускаете мысли, что такое недоверие к настоятельнице монастыря не на пустом месте родилось?
0
Ольга 03.01.2010 16:52
Народ в спячке или ему на всё наплевать. Уважаемый А. Донецкий, это ведь видно из количества комментаторов. Одни и те же люди пишут по несколько раз, а остальные играют в стрелялки. А у большинства вообще нет интернета. Я против передачи иконы в монастырь. Но кому нужен мой голос, как и тех кто - "за"? Ведь не выборы же! Если уж Вас и музей не хотят слышать, то что говорить о таком писке, как мой. Властям вообще недосуг выслушивать ни "за", ни "против". Все-таки власть должна быть избираемой, потому, что тогда есть мизерная надежда, что она хоть оглянется в своем победном шествии: кто там тявкает?
0
CATAHИCT 06.01.2010 12:13
Достаточно спорно, но как вариант
0
Рейтинг@Mail.ru