Райкин и гопота

31.10.2016 15:27|ПсковКомментариев: 41

Скандал, спровоцированный художественным руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным, легко превратить в пьесу и поставить на театральной сцене. В этой пьесе есть все: яркие персонажи, захватывающая интрига, искрометные диалоги и намеки на подноготные обстоятельства. Даже преувеличивать ничего не надо; жизнь, как часто бывает, оказалась богаче вымысла. У скандала образовался интерактивный сюжет, который теперь развивается вдаль и вширь. Мнения «за» и «против» нанизываются на выступление Райкина по принципу постмодернистской «ризомы», растущей и заполняющей эфир: отдельная реплика порождает десятки новых, одна гиперссылка - сотни соседних веток.

Участники дискуссии более чем медийные: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, патриотический мотоциклист Хирург, глава Чечни Рамзан Кадыров, знаменитый телеведущий Владимир Познер, режиссеры, актеры, журналисты. Уж не знаю, кого больше в этой истории попутал бес, художников или чиновников, но Райкин явно попал в некий оголенный общественный нерв. И не то чтобы до худрука «Сатирикона» про засилье цензуры молчали - вовсе нет, но именно Райкину удалось поднять высокую информационную волну. Вот что значат актерский талант и умение найти верные слова!

Разумеется, в сети сразу обнаружилось немало злопыхателей, которые принялись обвинять Райкина в том, что он поднял бучу тупо из-за денег. У театра «Сатирикон», мол, финансовые трудности, вот Райкин и шантажирует власть, давит знаменитой фамилией и авторитетом. У сюжета имеется предыстория - заседание Общественной палаты 17 октября 2016 года, на котором чиновник минкульта Аристархов позволил себе оскорбительные высказывания в адрес Райкина. Сейчас все друг перед другом извинятся, договорятся и успокоятся. Собственно, в известном смысле это уже и произошло. На сайте минкульта уже размещена соответствующая информация. Чиновники от культуры явно желают притушить дурно чадящий фитиль скандала. Но исчерпан ли сам конфликт?

Ни в коем случае! Конфликт между художником и государством принципиально непреодолим; это - вечная коллизия, фатальная неизбежность. Пусть по конституции цензура запрещена, в том или ином виде она все равно существует и будет существовать. Мало ли что у нас декларируется в конституции! Цензура - непреложный факт, и об этом знает любой активно практикующий художник. И до мозга костей сервильный, и распоследний нонконформист. Просто цензура имеет множество имен и личин. Редакционная политика СМИ, коммерческий формат, худсовет, требования Роскомнадзора, некоторые статьи Уголовного кодекса наконец. Смешно! В стране  вовсю преследуют людей за репосты по пресловутой 282-й статье, а кто-то всерьез заявляет об отсутствии в России цензуры. Расскажите это тем, кому впаяли штраф или срок за ссылку на песню группы «Кровосток». Кстати, так называемый «госзаказ», о котором говорил Песков, я бы к проявлениям цензуры относить не стал. Трудно назвать цензурой то, что налагается добровольно, как вериги; по большому счету никто не заставляет художника обслуживать интересы власти.  

Лично я сталкиваюсь с цензурой чуть ли не ежедневно, ведь публицист - тот же художник. Да, сегодня в отдельном кабинете не сидит специальный человек из Главлита и не «литует» текст (от слова - литовать, то есть разрешать к публикации) перед его выпуском в эфир, как это было еще 25 лет назад. Однако в любом издании существует главный редактор и, если брать шире, редакционная политика, то есть целая система фильтров, - политических, идеологических, эстетических, этических, языковых. При этом мой двадцатилетний опыт в журналистике показывает, что чем либеральнее издание в своих декларациях, тем жестче в нем цензура. Со стороны, для профанной публики, это выглядит парадоксом, но на самом деле это именно так.

Вообще одно из значений слова «цензура» (от латинского - censura: строгое суждение) связано с экономикой, точнее, с аудитом, оценкой стоимости имущества. «Осуществлять цензуру» означало «устанавливать имущественный ценз», относить человека к тому или иному сословию. Позже слово перенесли на оценку содержания книг и искусства. Считается, что первый список запрещенных к чтению книг появился на Руси за сто лет до написания «Слова о полку Игореве» - это был перечень «отреченных книг» в «Изборнике» 1073 года.

Официально светская цензура в России была введена указом Екатерины II от 16 сентября 1796 года. До указа ответственность за напечатанное в стране несли владельцы типографий. С этим фактом связана история книги Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Писатель издал книгу в мае 1790 года в своей частной типографии, и несколько месяцев она спокойно продавалась в книжных лавках, пока «Путешествие» не прочитала императрица и не назвала сочинителя «бунтовщиком хуже Пугачева». Тираж книги был изъят из продажи и уничтожен. Радищев был приговорен к смертной казни, помилован и сослан в Сибирь. До 1905 года «Путешествие из Петербурга в Москву» было запрещено в Российской Империи. Впрочем, как и многие тексты Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского. «В России цензурное ведомство возникло раньше литературы; всегда чувствовалось его роковое старшинство: так и подмывало по нему щёлкнуть», - писал Набоков в романе «Дар».

Так что прав Константин Райкин, «запрет цензуры» - это огромное достижение нашей страны, просто слово «запрет» не следует понимать буквально. Цензура в России сегодня существует и прекрасно себя чувствует, но она, конечно, несравнимо мягче, чем в СССР. В принципе издать сегодня можно все, что угодно, вот только вопрос, каким тиражом, и какие за это настанут последствия. Ситуация напоминает казус Радищева: можно опубликовать в интернете пост и загреметь за это на нары, как это случилось с «ловцом покемонов» из Екатеринбурга.

Не трудно предположить, что чем сложнее и дороже произведение искусства (например, в театре, и особенно - в кино), тем строже и жестче предварительная цензура, осуществляемая самими продюсерами, поскольку речь идет о больших деньгах, и никто не хочет рисковать прокатом. Стало быть, чем бюджет скромнее, тем степень гипотетической свободы творчества выше. Когда художник почти ничем не рискует, он может позволить себе почти всё.

Писатель, живописец, фотограф, даже театральный деятель или кинематографист  могут нарушать любые общественные табу, сколько угодно экспериментировать с границами приемлемого и дозволенного, но как только дело дойдет до более-менее значительной аудитории, так сразу же включается цензура, в том числе и со стороны так называемой «общественности», неких людей, поливающих работы мочой или выбрасывающих на сцену свиные головы. Это и есть та самая «чернь», в современных терминах «гопота», о которой писал еще Пушкин. Перечтите еще раз стихотворение «Поэт и толпа», в нем все сформулировано предельно точно, не хуже, чем в нашумевшем выступлении Райкина.

Истинный художник всегда противостоит не только государству, но и публике, в этом трагизм его положения, ведь на первый взгляд именно от мнения публики художник и зависит (как подчас зависит он от государства в финансовом отношении). Но если художник начнет потакать публике, ориентироваться на ее вкус, он тут же как художник и кончится. Одна из задач художника - идти вперед, разрушать границы, отвоевывать пять за пядью территорию личной и общественной свободы. И это тотальная война, которая никогда не кончается. То, что кажется навсегда отвоеванным вчера, запрещено сегодня. Помним ли мы, что до начала 1960-х годов в США были запрещены романы Генри Миллера и других «непристойных писателей», что одним из достижений Хичкока в постоянной борьбе с цензурой, как ни странно, было то, что он впервые в кино показал зрителю унитаз?

Надо понимать, что «гопота» способна отыграть назад любой художественный прорыв и даже вроде бы общепринятую норму. И не надо делать вид, что власть не имеет к этому никакого отношения. Имеет, и самое непосредственное. Власть фактически разрешает хулиганские действия гопоты и санкционирует вздорные требования Госкомнадзора. Доходит до абсурда: то, что было разрешено в тоталитарном и полностью подцензурном Советском Союзе, запрещено в номинально не подцензурной демократической России. Об этом очень внятно сказал известный писатель и журналист Андрей Константинов, заметив как нынешние цензоры замыливают на экране голые мужские задницы в старой французской комедии «Четыре мушкетера». 

И не только задницы. Многие фильмы по телевизору сегодня просто невозможно смотреть. Замыливают курящих людей и сигареты, обнаженные части тела, безбожно запикивают или вырезают мат, который был неотъемлемой частью замысла художника. Нынче такие фильмы, как «Копейка» Ивана Дыховичного или «Глянец» Андрея Кончаловского, без потери художественного качества можно посмотреть только в интернете. Ну, и кому это надо? Неужели исключительно бесноватым активистам с мочой и свиными головами?

Очевидно, что нынешнему государству необходима атмосфера затхлости, обмана, лицемерия и тотального испуга, в которой всякий художник чувствует себя неуверенно и шатко; шаг в сторону - и если не расстрел, так гнилые помидоры и неминуемый запрет. А кому хочется, чтобы какие-то гопники и малограмотные чинуши уничтожали дело твоей жизни? И вот тут у художника начинаются компромиссы с самим собой; включается «самоцензура». Для искусства, если оно не коммерция или изначальный госзаказ, - это чистое самоубийство.

Потакать вкусам толпы - значит, убивать себя. Действие постыдное и бессмысленное, то есть греховное, ошибочное. Внутри себя эту истину знает всякий художник, даже если сейчас он предпочитает сиюминутные соображения выгоды и политической конъюнктуры. Обычно без губительных последствий для личности художника и его творчества подобные компромиссы не обходятся, как сформулировал один из героев Довлатова: «Я всего лишь убил человека и пытался сжечь его труп. А ты?!».

Саша Донецкий

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 202 человека
ПравилаКомментарии 41
ПРАВДОРУБ! 31.10.2016 15:35
А вот была бы цензура - мы бы не читали омерзительную чушь Донецкого. А, может, и вообще не было бы ПЛН.
Верните цензуру, спасите хотя бы детей!
30
31.10.2016 15:37
Перечтите еще раз стихотворение «Поэт и толпа», в нем все сформулировано предельно точно, не хуже, чем в нашумевшем выступлении Райкина.
=====
Ну, Сашок отжёг!
У Пушкина ,видишь ли,НЕ ХУЖЕ,чем у Райкина!!!

А у Довлатова-лучше или хуже,чем у Пушкина?
5
31.10.2016 15:40
В России власть захватили гопники. И идиоты.
3
Галина 31.10.2016 15:41
Так называемый "правдоруб", иожет уже успокоитесь на счет Донецкого? ей богу, уже надоело каждый день читать одно и то же. Делать больше нечего, как Донецкого обсуждатьс одним единственным посылом: "Он мне ненавистен".
12
для Галины 31.10.2016 15:43
Донецкий, не прикрывайся женскими именами.
13
31.10.2016 15:50
15:37 Это была ирония энд сарказм.
отсутствие чувства юмора - это, конечно, личная беда каждого
5
31.10.2016 15:53
А мне Донецкий нравится, всё верно пишет !
9
31.10.2016 15:54
Гопота требует!
Раскройте - кто оплатил этот опус?
5
31.10.2016 16:00
Всего за 120 млн. рублей - «Псковэнерго» добавит 18 МВт мощности подстанции «Льнокомбинат».
Всего 234 млн. рублей мало Райкину для поддержки штанов!
3
31.10.2016 16:02
Вот действительно : не дали райкину бабла на то что не заказывали - цензура ! Дали бабла - нет цензуры! Вот только остальные должны это бабло зарабатывать, а райкиным выделять из бюджета( подумаешь каких-то 120-140 лимонов, всего-то десяток трехкомнатных квартир купить можно в мАскве).
Ну не могут райкины заработать талантом, зарабатывают политической риторикой( как и донецкие)
10
31.10.2016 16:03
Вот действительно : не дали райкину бабла на то что не заказывали - цензура ! Дали бабла - нет цензуры! Вот только остальные должны это бабло зарабатывать, а райкиным выделять из бюджета( подумаешь каких-то 120-140 лимонов, всего-то десяток трехкомнатных квартир купить можно в мАскве).
Ну не могут райкины заработать талантом, зарабатывают политической риторикой( как и донецкие)
6
31.10.2016 16:05
Из зала выходит судья и смеется, другой спрашивает:
- Что ржёшь?
- Твит смешной прочёл!
- Расскажи! —
- Не могу, только что за него 5 лет дал.
1
31.10.2016 16:06
Вот действительно : не дали райкину бабла на то что не заказывали - цензура ! Дали бабла - нет цензуры! Вот только остальные должны это бабло зарабатывать, а райкиным выделять из бюджета( подумаешь каких-то 120-140 лимонов, всего-то десяток трехкомнатных квартир купить можно в мАскве).
Ну не могут райкины заработать талантом, зарабатывают политической риторикой( как и донецкие)
9
31.10.2016 16:06
Вот действительно : не дали райкину бабла на то что не заказывали - цензура ! Дали бабла - нет цензуры! Вот только остальные должны это бабло зарабатывать, а райкиным выделять из бюджета( подумаешь каких-то 120-140 лимонов, всего-то десяток трехкомнатных квартир купить можно в мАскве).
Ну не могут райкины заработать талантом, зарабатывают политической риторикой( как и донецкие)
5
31.10.2016 16:06
Вот действительно : не дали райкину бабла на то что не заказывали - цензура ! Дали бабла - нет цензуры! Вот только остальные должны это бабло зарабатывать, а райкиным выделять из бюджета( подумаешь каких-то 120-140 лимонов, всего-то десяток трехкомнатных квартир купить можно в мАскве).
Ну не могут райкины заработать талантом, зарабатывают политической риторикой( как и донецкие)
4
Донецкому 31.10.2016 16:07
...Лично я сталкиваюсь с цензурой чуть ли не ежедневно, ведь публицист - тот же художник...
---------------- ... -----------------

Шурик, ты такой же художник, как Райкин космонавт.
7
31.10.2016 16:07
Костя Райкин-из человека стал комедиантом,
а вот отец его наоборот.
7
патриот 31.10.2016 16:10
Тов. Донецкий, неужели к Вам приходит понимание, что заигрывание с чернью - тупиковый путь для уважающего себя автора?
5
31.10.2016 16:15
Майданом в голову наш Костя поражён,
Не каждому дано сие смятение...
Когда он беден, он взбешён,
Когда наоборот-полезен.
7
жена валерика 31.10.2016 16:18
Конкретно Донецкому-ты долбоиоп.Не пиши о том,в чем не понимаешь.А лучше вообще не пиши.
8
любовник жены Валерика 31.10.2016 16:24
А высочайший покровитель Месхиева Мединский - гопота, или нет? Как говорит Шнур, что-то тёлка, в смысле Донецкий, не договаривает
3
31.10.2016 17:47
Саша, молодец. Не для слабых умов написано
7
31.10.2016 17:53
донецкий и есть та самая гопота..именно его "писульки" утверждают меня в том,что нужна цензура
4
31.10.2016 17:53
пошел вон,гопник донецкий
5
31.10.2016 18:07
Великолепно! как цензор пропустил в эфир этот гимн свободе?
5
31.10.2016 21:23
А я с интересом читаю статьи Донецкого,актуально,своеобразно.
В истории с Райкиным правда,как всегда,посередине.Верю,что у него
проблемы с финансированием,и поэтому появилось такоевыступление.
Нечего терять,кроме своих цепей,но - говорил-то он дело,и то,что
давно витает в умах творческих людей.
4
31.10.2016 21:43
Какие цепи? Очнитесь? Райкин - миллионер. Театр егго каждый год получает по 2000 миллионов. Нашим театралам и не снилось
1
01.11.2016 02:07
У Райкина возникли проблемы с Планетой КВН Масляковых. В этом здании КВН, нагло присвоенном Масляковыми, Райкин снимает зал. Без проведения обязательного конкурса - у него госсобственность, конкурс обязателен. Платит бешенные деньги - миллионы. Сам хочет использовать их схему превращения собственности Москвы в собственность, для чего ведет стройку, чтобы часть, а затем все здание ушло ему. Его директор Полянский в сговоре с Масляковыми, совместные бизнеспроекты. Вот такие шутники. Прокуратура спохватилась, расследует. Костя бросился в атаку - всех обвинять, чтобы выглядело как месть за правду в глаза, сказанную власти. Донецкий верхогляд, пусть прочтет Новый блог Олега Лурье о КВН и связи с Райкиным. Театр Эстрады тоже приватизировал один юморист по этой схеме.
1
01.11.2016 06:09
Нашим театралам и не снилось.

хе-хе,, а вашим театралам с позволения сказать Месхиеву с &##&$братьею никто к счастьь миллионов не предлагает. Еще чего, всяких бездарей себе на шею сажать!
1
01.11.2016 10:32
посетите торгово-развлекательный центр Райкина райкин-плаза
0
01.11.2016 14:42
Журналист не художник,он другой профессии.
0
01.11.2016 14:49
Вершителями дум не могут быть скоморохи,а считать всех кроме себя быдлом нескромно.Относительно цензуры можно посоветовать авторам рассчитывать на свои кровные,н е требуя содержания у ненавистного государства и работающего быдла.В общем,или трусы наденьте, или...
0
01.11.2016 23:02
писал не для слабых умов а получилось слабо
лучше помолчать
но не получилось должность теперь у Донецкого такая
ведь служит пресааташе при театралах
0
Хайям 02.11.2016 09:33
Райкин не художник ( в отличие от его отца), он -комедиант.Животных у него неплохо получалось изображать. У Райкиных и иже с ними проявляются смелость, принципиальность и даже некая гражданская позиция когда у них начинаются проблемы с деньгами или законом. А вот до тех пор- ни-ни! И с цензурой мирятся и самоцензурой занимаются и интригуют и о корпоративной солидарности вспоминают только когда их жизнь за яйца схватит.. Дадут денюшек- и начнёт опять чиновничьи задницы вылизывать!
0
Пенсионер 02.11.2016 10:26
Хаям,моё тебе почтение.Полностью согласен.А про "цензуру" хочу напомнить "художникам" Кто девушку ужинает,тот её и танцует. Если умны-поймут.
2
02.11.2016 19:49
Театр воздействует на умы, не надо делать вид, что в головы гражданам кому попало можно безнаказанно вкладывать любые идеи.Ни в одной стране мира этого не позволят, из чувства самосохранения нации. Остальное лирика.
0
02.11.2016 20:29
Торговый центр ООО «Райкин плаза» .Обалдеть...
0
02.11.2016 20:31
Торгово-развлекательный центр “Райкин Плаза”
Шереметьевская ул., д. 6, корп.1.
0
03.11.2016 17:10
это какое-то шоу коммунальных разборок
1
08.11.2016 14:22
а про постановку Райкина о подростке #&#%#асе так никто и не оценил. а все из-за этого и началось не зачем пропагандировать гомосеков!
0
17.12.2016 07:02
Видел бы папа Райкина, в какого "фрика" вырос его сын. Наверное, не раз в гробу перевернулся.
0
Рейтинг@Mail.ru