Селфи с Довлатовым

05.09.2016 15:08|ПсковКомментариев: 29

В воскресенье в Петербурге, по адресу улица Рубинштейна, 23, открыли памятник Сергею Довлатову. Как сообщалось, открыли дважды - в полдень, официально, с чиновниками, и ближе к вечеру, неформально, с речами близких и друзей, фокстерьерами и джазом. Бронзовый писатель как бы выходит из парадной во двор дома, в котором жил до отъезда в эмиграцию. Теперь каждый желающий может втихаря чокнуться с Сергеем Донатовичем, выпить и сделать селфи: я и Довлатов. Даже как-то не верится. Кто бы мог предположить подобное еще лет пятнадцать назад? Никто. Хотя в начале нулевых Довлатов уже был, без сомнений, персонажем культовым.

Памятник на Рубинштейна - апогей официального признания. Канонизация нового классика русской литературы произошла стремительно, за четверть века, буквально у нас на глазах. В Нью-Йорке - улица, в Пушкинских Горах - литературный домик-музей, в Таллине и Уфе - мемориальные доски. А ведь писателю - всего 75. Возраст почтенный, конечно, но еще можно было бы жить и жить. Довлатов и живет, в своих повестях и рассказах.

Впервые я познакомился с Довлатовым двадцать один год назад. Понятно, не лично, а с его прозой. И отлично запомнил тот блеклый, пасмурный, ничем не примечательный день, настолько ярким оказалось первое свидание с писателем Довлатовым. Как-то я зашел в гости к приятелю, у которого намеревался скоротать пару часов до встречи с моим научным руководителем. Приятель заваривал чай, а я шарил по книжной полке с учебниками и конспектами, откуда и выудил тонкую книжечку. Сергей Довлатов, «Чемодан», - прочел я на обложке. - Ленинградское отделение издательства «Советский писатель», 1991. Серия «Новинка года».

«Новинке» исполнилось четыре года. С черно-белой фотографии на меня глядел угрюмый бородатый мужчина кавказской наружности, похожий на бандита. «Что за Довлатов?» - спросил я. «Хочешь, возьми, почитай, - радушно предложил приятель, разливая по кружкам чай. - Мой отец был с ним знаком. Довлатов работал у нас летом экскурсоводом. (Приятель был родом из Пушкинских Гор, а его отец служил хранителем в музее-заповеднике «Михайловское»). «Да ты что? - Я полистал книжечку. - И где сейчас этот Довлатов?». «В Америке. - Был ответ. - Вроде помер уже». Мы попили чай, приятель мой ушел на занятия, а я, поправив диванный валик, завалился поудобней и открыл книжку.

Я прочел несколько страниц, и с головой провалился в смешной и грустный довлатовский мир. Куда-то исчез хмурый февральский денек, насущные заботы и тревоги, и сквозь газетную бумагу проявились, словно в магической оптике, станция метро, редакция многотиражки, лагерь строгого режима под Иоссером, номер гостиницы «Европейская»... Изображенный в рассказах мир был поразительно достоверен, и в центре всех историй, увлекательных и легких, словно гениальное кино, находился он, рассказчик и герой, нелепый, обаятельный и симпатичный. Он не был выше своих персонажей, а действовал с ними на равных, будто и не он сам создал этот вымышленный художественный документ. Он был на равных с читателем, со мной, годившимся ему в сыновья, будто вчера вечером мы вместе выпивали на кухне, а он знай себе травил свои байки. Это было совершенно новое и необычное читательское ощущение. Я проглотил сборник за час с небольшим, как бутылку водки, сразу и навсегда присвоив себе эту особую довлатовскую повседневность, где все так по-житейски узнаваемо и – одновременно – ярко и празднично, словно очутился внутри цветных стереоскопических короткометражек, не то в роли статиста, не то осветителя. Я даже не заметил, как вернулся из института приятель.

«Подари мне эту книжку», - неожиданно для себя попросил я, очнувшись от наваждения. «Забирай, - сразу согласился он. - У нас в заповеднике многие считают, что настоящего писателя из Довлатова не вышло. Он так и остался всего лишь журналистом...». «Неужели?». Рассказы из «Чемодана» отнюдь не показались мне журналистикой, пусть и талантливой; это был, конечно, вымысел, фикшн, прикидывающийся репортажем, актуальный, острый, свежий, обжигающий новизной взгляда и ракурса, покоряющий пластичностью живого разговорного языка. Короткая проза, подспудно и незаметно меняющая твое сознание, озаряющая твой личный житейский опыт, классическая в точном смысле этого слова. То есть такая, которую хочется перечитывать снова и снова.

Странно, но несколько лет меня нисколько не тревожило существование других текстов Довлатова, будто их и не было; а ведь они существовали, дожидаясь меня под «митьковскими» обложками; я спокойно перечитывал свой потрепанный «Чемодан», словно судьба берегла Довлатова для меня, подгадывая удобный момент... Удобный момент явился в добродушной похмельной физиономии оператора телестудии. «Давай, Саш, снимем фильм про Довлатова, - вдруг предложил он. - Ты в курсе? Тут юбилей его приближается. Шестьдесят лет. Ты Довлатова-то читал?». «Читал, но не все». «Зону»? «Заповедник»? «Компромисс»? «Нет». Коллега взглянул на меня так, будто я зря прожил свою половину жизни. На следующий день он притащил мне знаменитый трехтомник с картинками Александра Флоренского.

И снова произошло чудо. Это было откровение. Я проглатывал повести и рассказы, будто только что вышел из заключения, где года три не читал ни строчки. Я получал от чтения почти физиологическое наслаждение. Чтение Довлатова оказывало на меня мощное терапевтическое действие. Успокаивало и примиряло с жизнью. Надо же! Оказывается, я вовсе не одинок в этом мире. И до меня, вокруг, рядом со мной существуют люди, которые, как хрен на блюде. Которые не умеют жить и вечно попадают в дурацкие ситуации. Которые грешат, но остаются людьми. Я убедился: Довлатова следует прописывать больным как средство от депрессии. Об этом открытии хотелось кричать каждому встречному. Встречные, однако, не всегда разделяли мое чувство. Многие относились к Довлатову откровенно враждебно. Вспомним хотя бы писателя Веллера...

На какое-то время фамилия «Довлатов» превратилась для меня в слово-пароль. Люди четко делились на тех, кто читал Довлатова, и на тех, кто не читал. Но особенно удивляли те, которых Довлатов оставил равнодушными. Или, - хуже того, - те, кого Довлатов раздражал, возмущал и так далее. Иначе как художественной глухотой я объяснить это не мог. Впрочем, позже я понял, что это нормально. Все люди разные.

В сентябре мы поехали по «довлатовским местам». Сначала – в Пушкинские Горы, потом – в Ленинград, точнее, в Питер. Чуть позже – в Таллин. И везде встречались с людьми, которые лично знали Довлатова. Не важно, близко или шапочно. Долго или коротко. Каждое интервью, на полчаса или на пять минут, превращалось в своего рода комментарий к литературе. Меня, естественно, прежде всего интересовал зазор между вымыслом и реальностью. Из какого сора вырастала лучшая на русском языке проза? Насколько персонажи отличались от своих прототипов? Много ли «наврал» художник?

Открылось, что «наврал» немало. Прототип майора КГБ Беляева из «Заповедника», Станислав Игоревич Мальчонков, например, уверял нас, что никакой встречи в конторе, тем более с выпиванием теплой водки, быть просто не могло. Все это вольная фантазия автора. При этом чекист явно гордился, что «попал в анналы» русской литературы, увековечен в «Заповеднике». Прототип экскурсовода Митрофанова, Владимир Васильевич Герасимов, на выдумки сочинителя не обижался, но имел одну претензию: Довлатов приписал ему своих знакомых: «Карикатура вышла настолько непохожая, что и обижаться не на что, но не надо навязывать мне своих собутыльников». А вот прототип журналиста Шаблинского из «Компромисса», Михаил Борисович Рогинский, наоборот, с радостью подтверждал даже весьма интимные подробности. Кто читал «Компромисс», конечно, помнит, на что именно персонаж повести надевал женскую сумочку.

Помимо многих любопытных деталей, открылось и нечто общее: все отмечали одаренность Довлатова, его природный артистизм и талант рассказчика, но никто не ожидал, что после смерти он так быстро превратится в подлинного героя русской культуры, в честь которого проводят фестивали искусств и которому открывают памятник в центре Петербурга. Выяснилось, что «признания литературного неудачника», как характеризовал себя Довлатов в «Невидимой книге», интересны самому широкому читателю. Более того, для очень многих феноменальный читательский успех Довлатова на Родине оказался большим и неприятным сюрпризом. Потому что, как верно заметил кто-то: все знают, что у гениев есть знакомые, но кто же вслух признает, что его знакомый — гений?

Саша Донецкий

опрос
Опасаетесь ли вы Третьей мировой войны?
В опросе приняло участие 202 человека
ПравилаКомментарии 29
Скобарь2 05.09.2016 15:16
Хорошо написал, душевно.
7
05.09.2016 15:24
Русский довлатов-это уде не смешно.
Но от русского Донецкого чего ждать?
5
05.09.2016 15:29
К чему же мы сейчас идём, если Обама - плохой, а книжки эмигранта - хорошие?
9
05.09.2016 15:29
Кто читал «Компромисс», конечно, помнит, на что именно персонаж повести надевал женскую сумочку. (с)
====
Боюсь спросить - на что же?
1
05.09.2016 15:31
Если бы просто эмигрант..
Но это алкаш-ярый АНТИСОВЕТЧИК и РУСОФОБ.
И это на руку нынешней власти.
Потому что АНТИСОВЕТИЗМ и РУСОФОБИЯ- на всех каналах ЦТ!
11
05.09.2016 15:34
А памятник высокий?
Чтоб селфи на голове! уж если пиндануться, то рядом лечь.
2
05.09.2016 15:42
При этом СССР и русские плохие, Европа и Америка загнивает, а хорошие - это только морды из ЕР и их филиалов из КПРФ, ЛДПР и остальных, которые "заботятся", не переставая, о людях (которых уже превратили в быдло).
5
05.09.2016 15:46
вот уж кого сергей послал бы подальше, так это $*# $%ка, ложащегося под тех, кто больше заплатит - сашу донецкого. стыдно примазыватся,стыдно...
2
05.09.2016 15:48
Эх, Саня, не видел ты, как на самом деле целых три дня отмечали в Питере dovlatovday в десяти местах сразу, а уж улица Рубинштейна гудела до ночи!)))
3
05.09.2016 15:51
05.09.2016 15:42
При этом СССР и русские плохие, Европа и Америка загнивает, а хорошие - это только морды из ЕР и их филиалов из КПРФ, ЛДПР и остальных, которые "заботятся", не переставая, о людях (которых уже превратили в быдло).
===
Лихой комментатор забыл назвать главного РУСОФОБА и антисоветчика!
И это безусловно ,после ЕР-ЯБЛОКО!!!
4
ПРАВДОРУБ 05.09.2016 15:54
Лже-кумиры, лже-журналисты. Страна катится в бездну.
2
05.09.2016 15:55
И мое знакомство с Довлатовым начиналось с "Чемодана", а потом -понеслось.
4
05.09.2016 16:25
Саша - отлично, как всегда. Спасибо тебе за это слово о Довлатове. Его умная, афористичная,ироничная проза - о всех нас. А на злопыхателей не обращай внимания.Зависть и невежество не имеют национальности.
11
05.09.2016 16:49
Здесь все лже-: парламент, Дмитрий, демократия, духовность. Место гиблое, скраю Европы.
0
05.09.2016 18:41
Саша - отлично, как всегда. Спасибо тебе за это слово о Довлатове. Его умная, афористичная,ироничная проза - о всех нас. А на злопыхателей не обращай внимания.Зависть и невежество не имеют национальности.
=
Ну,уж ПРЕДАТЕЛЬСТВО в нашей области точно имеет национальность.
И в основном эта же национальность славит Довлатова не только в Питере,но и в штатах.
Видели бы вы эти бородатые рожи из Нью-Йорка.
Ну такие культурные.
Вот для меня ,например, человек высочайшей культуры и интеллекта Патриот Родины Алфёров Жорес Иванович.
И таких очень много в России и сейчас,не говоря о советском времени.
Ну,а довлатовщина-процесс временный.Какое время-такие и памятники.
И не важно,отлиты они из бронзы или гранита.
Долго не продержатся.
3
05.09.2016 18:50
Во,и Путин подтвердил,что россиянская душа очень добра и терпелива.
Вот видимо,эти ДОБРЫЕ и празднуют ,и селфятся с Довлатовым.
0
05.09.2016 19:20
То есть просто все мои знакомые были более или менее лучшими его друзьями: все мужчины с ним пили, а все женщины через одну с ним спали или как минимум имели духовную связь. Большое это дело - вовремя уехать в Америку. (с)
0
05.09.2016 19:59
Насколько помню, герой надевал сумочку на свой эрегированный, извиняюсь, пенис.
0
05.09.2016 20:51
Довлатова следует прописывать больным как средство от депрессии.


хехе, точно подмечено, лучшее чтиво при выходе из запоя, ну это, когда не спится и не пьётся одновременно, возможно, я обязан ему(довлатову) жизнью, а донецкий сегодня молодца.
0
Слабоумные рулят! 05.09.2016 21:19
Сам Довлатов умер от алкоголя. Как говорится, не вернулся из запоя. Не он первый, не он последний.
0
05.09.2016 21:20
Парадокс. Мама - армянка, папа - еврей. А писатель - русский. Такое тока в Рашке возможно.
4
21:20 05.09.2016 22:02
Отчего же. Уильям Сароян - американский писатель, Гендель - одновременно и английский композитор, и немецкий. К тому же у русского поэта Жуковского - мать турчанка, русский художник Айвазовский - армянин, Левитан - еврей. И что ж теперь?
1
Скобарь2 05.09.2016 22:23
Ну, если сейчас начать кровь подсчитывать. Пушкин - на одну восьмую негр. Лермонтов - на одну четвертую шотландец. Гоголь - вообще полухохол-полуполяк (настоящая фамилия - Яновский). Достоевский - поляк. Бальмонт - читородный шотландец. Блок - немец. У Набокова - предки татары, как, кстати, у многих русских.
Наша национальность - язык и культура!
1
Скобарь2 05.09.2016 22:24
чистокровный
0
Скобарь2 05.09.2016 22:38
Продолжу. Булгаков, Аксаков, судя по фамилиям, тоже имели татарских предков по отцовской линии. Олеша - поляк. Про детей Израилевых, писавших по-русски, вообще умолчим. Главное все же не кровь, а дух и язык.
0
06.09.2016 06:40
донецкий-дворецкий,гениталецкий
0
06.09.2016 08:18
Что забавно: все мои знакомые, восторгающиеся Довлатовым, в той или иной мере относятся к белоленточникам или евреям (некоторые и к тем, и к другим) и почти все - пьющие.)))
Из прочитанного более-менее близка только "Зона" - армейское житье-бытье выписано вполне натурально и не без юмора. Дальше (особенно "Ремесло") - сплошное самолюбование: вот я какой гениальный и непонятый, оттого и бухаю беспросветно.
0
06.09.2016 08:54
Непьющий русский? Голосуешь за Турчака? Посредственный и понятный? Восторгаешься Прохановым? Слушаешь Трофима? Живешь с крокодилом? Работаешь цириком на зоне? И что тут забавного?
4
14.03.2018 22:23
Как писал Д."ненавижу, ненавижу это псковское жлобьё..." Сочувствую любителям этого автора
0
Рейтинг@Mail.ru