Произошло это событие еще 21 июня, но интернет, как принято выражаться, «взорвало» на минувших выходных: на видео, профессионально снятом и смонтированном, - эффектный кортеж из 30 черных Mercedes Gelandewagen`ов, рассекающий по Москве. Внутри внедорожников — молодые люди в белых рубашках, мажорные выпускники Академии ФСБ России (в прежние советские времена это учебное заведение называлось Высшей школой КГБ СССР имени Дзержинского). Ребята выглядывают из окон, машут приветственно руками, на земле, у столичных достопримечательностей, позируют или бегут на камеру, словно институтки. Общее впечатление — жизнь удалась! Ныне пропагандистский телеканал РЕН-ТВ сделал нарезку кадров из сети: шокированные москвичи снимают необычное действо на смартфоны. Шоу удалось, VIP-заезд на «геликах» вошел в историю интернета.
Вроде бы ничего криминального — всего лишь праздничное видео на память, что-то вроде шикарного дембельского альбома, когда жажда — ничто, а имидж — всё. Ребята хотели уйти красиво! Если бы не одно но: название альма-матер, в котором три заветные буквы — ФСБ, до сих пор вызывающие у многих граждан России священный страх и трепет. Что и понятно: ФСБ — наследница легендарного КГБ, грозы шпионов и вредителей всех мастей. Ну а если вести родословную еще дальше, вглубь, дойдем до НКВД и зловещей эпохи Большого террора, до ЧК Феликса Эдмундовича, откуда и гордое прозвище всех причастных к закрытой «конторе» — чекисты, и знаменитый слоган про «холодную голову, горячее сердце и чистые руки».
СМИ отреагировали по-разному, но в большей степени, конечно, ругательно: ну, не любят у нас мажоров, да еще кидающих понты. Понты, кстати, не дешевые: цена Gelandewagenа, как пишут знатоки, начинается с 6 с половиной миллионов рублей. Понятно, что не все выпускники Академии ФСБ лично владеют такими автомобилями. Но ведь акцию нужно было спланировать заранее, договориться, организовать, а это и время, и связи, и тоже деньги. Представляете, сколько народу было задействовано? Собрать тридцать черных геликов в один час в одном месте — для этого требуется нешуточный организационный ресурс. И раз все прошло удачно, значит, ни у кого не возникло сомнения, ни у самих выпускников Академии, ни у их «старших товарищей», что все сделано правильно. Настолько правильно, что даже умудрились выложить хвастливое видео в интернет, «засветив» лица будущих возможных разведчиков, фактически слив их личные данные.
То есть, если бы на Gelandewagen`ах форсили в свой выпускной какие-нибудь слушатели Высшей школы экономики, у людей, скорей всего, не возникло бы вопросов: пусть молодежь чудит, коли есть такие возможности. Но когда подобные забавы демонстрируют будущие, по сути, шпионы, солдаты Родины, призванные быть незаметными «людьми-невидимками», делается как-то не по себе: что происходит с нашими силовыми ведомствами, с самими силовиками? Ведь это VIP-заезд не просто спланированная эффектная шалость, но и своего рода демонстрация нравов, фиксация духовного состояния «конторы», ее нравственных приоритетов. (Ну, или безнравственных — это уж кому как нравится). А вот такие они! Никакие не скромные и даже не особо умные, раз уж торгуют фэйсами; забудьте про «холодную голову и чистые руки»; пусть теперь сотрудники иностранных спецслужб изучают скриншоты с видео. Заезд на геликах — это ведь не просто понты, но послание, мессидж, который читается просто: вот они мы, нынешние хозяева жизни, сменившие на дорогах бандюганов из лихих 90-х. Мы — цвет нации и ее становой хребет. Деньги есть, мажорного вам настроения!
Скандал по всем статьям получился, резонанс имеется, комментарии множатся, а вот последуют ли какие-то оргвыводы от руководства «конторы»? Наверняка, - да, но о них мы ничего внятного не узнаем. Вряд ли подобный заезд, несмотря на всю свою эффектность, превратится в выпускной обычай Академии ФСБ. Пожурят по-тихому; может, кто-то даже получит выговор. Но что случилось, то случилось, и увольнять уже распределенных по местам службы, как это предлагают некоторые возмущенные генералы, никто, конечно, не станет. На «измену» и «предательство» эта шутка выпускников не тянет. К тому же мы живем не в суровом 1937-м, а в «постмодернистском» 2016-м. И где-то даже отрадно, что выпускники ФСБ раскатывают не в черных воронках, а в черных «Мерседесах», взятых напрокат. У кого взятых? Взятых в рамках шефской помощи у тех же старших товарищей, пишут некоторые СМИ, как бы оправдывая выпускников.
Иначе говоря, PR-акция удалась, тренд ясен и понятен даже ребенку. Хочешь жить богато, иди в силовики. Какой там бизнес, какие там чиновники? Все это второй ряд. Всем известно, что, несмотря на мантры первых лиц, бизнес у нас «кошмарят» и «отжимают», а чиновников сажают. Вот уже несколько губернаторов парятся на нарах. А кто руководит кошмаром, отжимом и посадками? Пальцем не показываем, вслух не говорим, но все про всех понимаем. В этом смысле традиции общения с силовыми ведомствами у нас в стране незыблемы, несмотря на все дежурные мантры верховного главнокомандующего о том, что наступила эра милосердия. Ни для кого не секрет, что Путин построил свой режим на корпоративной солидарности силовиков, все первые лица у нас — выходцы из КГБ. Так чего ж удивляться кортежам из геликов? Это стиль, причем пришедший к нам не вчера. Без романтики в такой трудной работе ведь тоже нельзя. И романтики всегда хватало.
Скажем, откуда эта тяга к внешним спецэффектам? К черной коже и шикарным авто? А все оттуда же, из корпоративной эстетики, запечатленной в хрестоматийных кадрах. Наверняка все эти ребята смотрели классику советского кино про чекистов — фильм «Мертвый сезон» Саввы Кулиша. В финале там показан обмен на мосту нашего шпиона, которого сыграл Банионис, на «ихнего», иностранного. Враги забирают своего по-тихому, скромненько так, а наши с понтами: три «Волги» разворачиваются синхронно, будто на параде. Меня всегда поражала эта сцена и даже мучила: а вот зачем? К чему это шоу?
В детстве казалось, что так и надо: пусть иностранцы посмотрят на русский форс. А сейчас мне представляется это неимоверной глупостью. Наши чекисты, серьезные вроде люди, а занимаются ерундой и выглядят как дети. Вот-вот, именно как вчерашние выпускники Академии ФСБ и выглядят. Смешно и нелепо. Кто-то возразит: «Ну так это ж кино!». Не спорю. Но именно кино и формирует наши представления о прекрасном и хорошем. В «Мертвом сезоне» наши — люди, без сомнения, хорошие. Они борются с мировым Злом. И при этом зачем-то кидают дешевые понты на прощанье. Вот что хотите говорите, а личная скромность и офицерская честь никак не монтируются с этими VIP-заездами. А ведь те, кто в детстве, в далеком 1968-м, смотрел «Мертвый сезон», сейчас уже взрослые дядьки, и многие из них с генеральскими погонами. И наверняка многие из них вслух не сказали, а внутри себя произнесли с чувством глубокого удовлетворения: «А молодцы ребята! Пусть знают наших!». Да, теперь будем знать.
Саша Донецкий