Словарный запас. По ком звонит Звягинцев?

23.03.2015 08:18|ПсковКомментариев: 48

Покуда псковский киноман ждет обещанного ему эксклюзивного показа «Левиафана» Андрея Звягинцева, губернатор Псковщины, видимо, шокированный нравами «отцов» вымышленного, киношного города, уверяет своих радиослушателей, что «у нас таких людей во власти нет». Неожиданное признание первого лица региона весьма симптоматично. Получается, «Левиафан» Звягинцева не врет, выворачивая наизнанку свинцовые мерзости российской государственной машинерии, раз уж заставляет чиновников публично открещиваться от показанной им правды. Трудно припомнить, когда отечественное кино столь убедительно проецировалось на окружающую нас реальность, вынуждая власть как бы «оправдываться» («у нас такого нет»). Стало быть, художник попал в нерв жизни, высветил такие ее неприглядные стороны, о которых власть предпочитает молчать. Если «у нас нет», значит, существует в принципе. То есть вполне типично для нынешней России.

«Левиафан» Звягинцева расколол российское общество (во всяком случае, мыслящую его часть) на два непримиримых лагеря. Одни критики предсказуемо увидели в картине исключительно «очернительство» и «русофобство», «поклеп» на государство и православную церковь, ту самую «Рашку-говняшку», о которой упоминал министр культуры Мединский. Другие наделили творение Звягинцева самыми лестными эпитетами, оценив прежде всего его многомерность - «большой фильм». В этом простом, но емком определении Антона Долина содержится отсылка к популярному у кинематографистов понятию «кино большого стиля», синониму масштабного киноэпоса и голливудского размаха. Арт-хаусный вроде сюжет, частная история вдруг превращается в подлинную модель мира, в некий мифологический микрокосм, внутри которого происходят главные для человека события - изгнание из Рая (отчего дома), грехопадение, предательство, наказание Божие. «Левиафан», как художественная конструкция, не просто «большой» фильм, а - огромный, вселенский; он о человеческом уделе вообще. В этом его универсальность, не требующая перевода. Презренная «бытовуха» где-то на русском севере (городок Прибрежный) вырастает до библейских обобщений и символов, до истинно космических пейзажей. Сквозь изображение просвечивает такая нечеловеческая мощь и обреченность, что и в самом деле становится невыносимо жутко, улетучивается всякая надежда. Безнадежность, отсутствие надежды - главный упрек к фильму. Разве не обязано произведение искусства оставлять человеку хотя бы толику надежды, хотя бы брезжущий во мраке свет? Нет, не обязано, отвечает нам Звягинцев. В этом своем безжалостном вердикте он совпадает с философами-экзистенциалистами, с Камю и Сартром, которые лишили человека иллюзий, в том числе и иллюзии надежды - на посюстороннюю ли справедливость, на Царствие ли Небесное.

«Левиафан» - фильм не столько о власти Земной, преступной и лицемерной, сколько о власти Небесной, — жестокой и равнодушной. Подлинный триллер совершается на Небесах. Драматизм ситуации не в деяниях мэра и его духовного покровителя, безнаказанно творящих зло, вернее, не столько в них, сколько в самом факте Богооставленности, обреченности маленького человека, которому никто и ничто не может помочь, и которому в финале остается одно - обливаться пьяными горемычными слезами и кричать в морскую пустоту: «За что?.. За что, Господи?!» А ни за что, а просто так, из прихоти, шутки ради. Потому что тварь дрожащая, насекомое. Парадокс фильма в том, что в нем присутствуют два важных персонажа. Это христианские священники, они что-то проповедуют, строят храм, причем каждый свой: владыка - помпезный кафедральный новодел, отец Василий - свою общину, но Бог, который нависает над Прибрежным, вовсе не Бог Нового Завета; это Бог ветхозаветный, жестокий Яхве. Не случайно автомеханик Коля задает на пороге магазина, где покупал водку, батюшке Николаю горький риторический вопрос: «Ну, что? Где твой Бог милосердный? Если я стану в храме поклоны бить - может жена моя воскреснет?». А батюшка отвечает притчей о праведнике Иове, наказанном как раз за свою праведность, и в финале испытаний, согласно притче, обретшем благо. «Сказка, что ли?» - реагирует на рассказ священника Коля, для которого закрыт метафизический этаж бытия, хотя внутри своей мятущейся души он и допускает существование Бога, раз уж обращается к Нему в минуты отчаянья.

Коля, впрочем, не библейский Иов, то есть далеко не праведник, и не американец Марвин Химейер, заваривший себя в бульдозере и разворотивший мэрию, а потом застрелившийся (напомню, что история реального Химейера послужила стимулом для написания сценария «Левиафана»). Коля, в отличие от своего прототипа, терпит полное фиаско. Он способен на бунт, но теряет все, по крайней мере в пределах фильма. Почему это происходит? Кто виноват в его несчастьях? А сам Коля и виноват, хотя точнее было бы сказать, виновата вся его жизнь, его окружение, виноваты его недруги и друзья, его погибшая жена, их «свинское существование». У Звягинцева нет случайных совпадений, все его художественные средства тщательно продуманы и выверены, нужно лишь внимательно смотреть. В фильме имеется один монтажный стык, который больше, чем просто прием, именно он красноречиво свидетельствует о позиции автора: отец Василий кидает буханки хлеба стаду свиней в загоне, свиньи бросаются на еду и громко чавкают, и тут же, без пауз, мы переносимся в квартиру друзей Коли, - Паши и Анжелы, и видим громко чавкающего Пашу. Ассоциация со свиньями, толкающимися у кормушки, более чем прозрачна. Свинство окружающих и есть залог циничного беспредела власть предержащих.

Вот Коля и Дима, армейские дружки, вроде бы взяли мэра Шелевята «за фаберже», вроде бы компромат реален и должен сработать за них, за их правду, но в последний момент они почему-то дают слабину, оказываются несостоятельны перед лицом испытаний. Не потому ли что сами не без греха? Что уязвимы душевно и духовно в самый важный момент своей жизни? Что мы имеем? Жена и лучший друг предают Колю актом прелюбодеяния. Паша и Анжела дают компрометирующие показания. Сам Коля, вместо того, чтобы быть трезвым, беспробудно пьет и не способен контролировать ситуацию. В итоге цепочка событий выстраивается именно так (в этом правда и сила сюжета), чтобы оставить Колю один на один с бездушной властью. Никого нет рядом. Жена изменила и утонула в море. Лучший друг испугался и уехал. Коля смиренно принимает свой удел. Да, власть оправдать нельзя, власть отвратительная, но трагедия маленького человека в том числе и в нем самом: без одной ошибки не было бы другой, и так далее. А если начать искать первопричину, то легко до нее докопаться. Виноваты не только пастыри, уверовавшие, что их власть от Бога, но и паства, лишенная ответственности за собственную судьбу.

Все это выводы, которые, понятно, рождаются не сами по себе, а из фильма. Поэтика Звягинцева - это поэтика загадок и умолчаний, позволяющая каждому зрителю строить собственную интерпретационную схему. Когда читаешь отзывы о фильме, то создается впечатление, что рецензенты смотрели не один «Левиафан», а совершенно разные, настолько различны выводы из увиденного. В этом и заключается новаторство творческого метода режиссера (и его мастерство) - умение создать полифоническую, многомерную, стереоскопическую картину жизни, в которой, словно в магическом кристалле, содержатся сразу и все проклятые русские вопросы и все неприятные для слуха ответы: кто виноват и что делать? А виноваты все мы, без исключений, и власть, и народ. Кто - непосредственно и прямо, как мэр и владыко; кто косвенно, своей непростительной слабостью и безответственностью, как Коля и Дима. Но, увы, виноваты. И единственный способ преодолеть эту проклятую, неизбывную виноватость - начать, наконец, работать над собой. Преодолевать свое греховное, животное, свинское естество.

Александр Донецкий 

опрос
К кому вы обращаетесь за помощью в решении своих проблем?
В опросе приняло участие 63 человека
ПравилаКомментарии 48
23.03.2015 08:24
Знаете, Александр, сама много лет назад ушла из православной церкви, но никакого желания нет смотреть этот фильм - хватило "радости" от знакомства с его предыдущими "шедеврами". Да, премии будут давать - за очернительство России, а не за художественные достоинства! Мне в жизни хватает соседей и бомжей во дворе, чтобы ещё деньги тратить на просмотр его дерьма.
33
23.03.2015 08:29
Фильм правильный-нужный!
7
23.03.2015 08:44
Странный и можно сказать запоздалый отзыв о фильме. Просто рассуждения, вынесенные на общий экран?
А по-моему фильм противоречивый, не достойный ни премий, ни обсуждений. Фильм нарочито искажающий нашу жизнь, северную природу, веру и нравственные установки человека.
29
23.03.2015 09:24 23.03.2015 08:45
Я этот фильм однозначно смотреть не буду по той же причине, отрицательных эмоций достаточно.
Тот факт, что чиновники, узнав себя в картине, забились в истерике, многого стоит. Очень важно видеть себя со стороны.
Еще более значимо, что это видят все.
11
23.03.2015 08:58
Я этот фильм однозначно смотреть не буду по той же причине, отрицательных эмоций достаточно.

И на улицу не выходи.
8
23.03.2015 09:05
Дельный фильм и отличный, по-настоящему умный отзыв.
6
23.03.2015 09:12
хехе, неплохо, неплохо, даже удивительно, что господин фролов как то обошёлся на этот раз без нашего крыма, вона что творожок животворящий делает, продолжайте писать слова, шурочка, они золотые.
1
23.03.2015 09:29
Со всем согласна!Остальным и,особенно Турчаку,советую посмотреть заметку на ПЛН,где Глава Псковского района вручает какой-то бабушке медаль...
0
23.03.2015 09:39
В притче о БЛУДНОМ СЫНЕ меня всегда задевал факт, что он ел со свиньями во время блужданий. Думаю, большей частью это о грехах, а не просто о еде.
0
23.03.2015 09:42
Смешно стало.. Автор рассуждает по-детски: если кто-то что-то отрицает - значит, точно виноват. Примитивно и скучно.
9
23.03.2015 10:12
Этот фильм- это хорошо сыгранная , с хорошими актерами , бытовуха ! На самом деле это очень просто, взять гениальных актеров, наполнить картину отборным матом, ну чтоб все было реально, как в жизни, эротическую сцену обязательно, криминал, красивую природу и кино готово, можно на Оскара идти. И ведь Левиафан там тоже за руку привязан.....
6
23.03.2015 10:15
Вроде давно все все сказали. Кто-то верещит от восторга - русише швайн,ура, а кто-то плюется, идя тенденциозность и либероидные передергивания.Хватит чесать этот прыщ,достало.
3
23.03.2015 10:27
Донецкий превзошел самого себя! Молодчага! Глубоко копает...!!!
4
ЭЛОЧКА 23.03.2015 10:28
Стереокопически феерично!
1
23.03.2015 10:42 23.03.2015 10:30
Сказано: будьте как дети и наследуете Царствие Небесное!!!
0
ПРАВОСЛАВНЫЙ 23.03.2015 10:35
Не смотря на возрождающиеся храмы и обители, на золотящиеся купола страна находится в глубоком духовном и экономическом кризисе! Фильм как раз об этом, это стереоскопическое отражение нашей реальности! Пора каждому из нас задуматься в какой стране и как мы живем и начать нужно прежде всего с себя!!!
0
23.03.2015 11:08
Вот как раз призыв "начать прежде всего с себя" наш народ воспринимает как страшное проклятие. Проще ждать тарелочки с голубой каемочкой. Ждать и хаять всех и вся..
0
23.03.2015 11:16
В фильме есть важный сюжетный знак: вместо того, чтобы восстановить разрушенный храм, в котором подростки жгут костер и пьют пиво, архиерей с мэром возводят новодел, разрушив дом и жизнь маленького человека и всей его семьи. Новодел им нужен для того, чтобы отмыть деньги, но это символ, вся современная РПЦ и есть новодел, не имеющий к истинному православию никакого отношения. Мэр бьет поклоны в церкви и думает, что Бог ему это простит, ведь архиерей уговаривает: Угодно, угодно Богу то, что ты сделаешь. Страшный фильм, своей правдивостью страшный.
0
23.03.2015 11:22
Лучше всего Саша пишет всё-таки об искусстве, это его конёк!
Политика - это не его.
3
ФЕДУЛ 23.03.2015 11:38
ХОРОШИЛОВ С АВТОРУЧКОЙ ЗА 32 МЛН ВСЕХ ЗАТМИЛ , ТАК ЧТО ФИЛЬМ и МЭР ГОРОДКА- ПРОСТО УЛЫБКА по сравнению с РЕАЛЬНОСТЬЮ
0
23.03.2015 11:46
Я этот фильм однозначно смотреть не буду по той же причине, отрицательных эмоций достаточно.

И на улицу не выходи.
-----------------------------
Я вашего совета и не спрашивал как мне себя вести.
У каждого своя мотивация и она никого не касается.
Если у человека нет своих убеждений, то он делает как все.
В частности этот фильм для таких и предназначен, ибо сами они ничего не увидят, пока им к носу не поднесут.
8
23.03.2015 11:55
Отличная рецензия.
6
23.03.2015 12:09
это не рецензия, краткий пересказ. фильм намного глубже и проще. но умом ниже среднего не понять, видимость только сверху, как цунами рождается в далекой глубине, сверху только волны. это не дано увидеть саше пиндоскому.
6
23.03.2015 12:21
Фильм основан на американской истории.История типическая для человечества - сильные и слабые.Радостно тыкать в Россию, не помня, что история-то американская это наивно мягко говоря.
4
23.03.2015 12:22
Ждем наденьку, молчит что-то. Думает.
0
23.03.2015 12:27
Надоело нытье. Все пропало, конец света...Слабо снять кино про хороших настоящих людей?Чтобы жить хотелось российскому зрителю, а не повеситься.Но ведь за это не платят западные критики, верно.
6
23.03.2015 12:35
Лучше всего Саша пишет всё-таки об искусстве, это его конёк!
Политика - это не его.


хехе, ваша правда, тут- нормальная русская речь, там- акцент на акценте, будто хохол с гагаузом на молочной кухне сцепились, за творожок млять.
5
23.03.2015 12:46 23.03.2015 13:07
Ваша позиция ясна - моя хата с краю!!!
0
Мастер 23.03.2015 13:31
Кстати, фильм "Родина", который идёт по Российскому телевидению снят по мотивам американского фильма Homeland. Согласитесь, парадокс или закономерность.
0
Где то это я уже слышал. 23.03.2015 13:52
Ваша позиция ясна - моя хата с краю!!!
----------------------
Звучит как "Кто не скаче, той маскаль"
1
Мастеру 23.03.2015 14:00
...а американский сериал-калька с израильского!Просто есть вечные темы...
1
Мастер 23.03.2015 14:13
Тем может быть много - а Родина одна!
0
ЧУБИК 23.03.2015 14:26
Санёк, а ты правильно догадался, Звягинцев звонит по таким как ты.
Ты же типичный обыватель, как Николай, только ещё по совместительству "рашка-говняшка". Просто душа твоя пуста, без радости и довольства окружением, потому и нет веры ни во что, в том числе и в самих себя. Человек без веры обречён на вечные страдания. Лишённые кругозора ищут спасения, в основном, в алкоголе, а кто с кругозором, и в алкоголе, и в коррупции, но личные страдания у всех одинаковы. Но поскольку судьба у всех разная, то и конец страданиям разный. Но наиболее бездушным либо измена близких, либо лишение власти и тюрьма.
Ну, а тебе, как и всем "рашкам - говняшкам", вечное нытьё и стакан портвейна777 от Гавунаса.



11
ЧУБИКу 23.03.2015 14:42
Вы человек лишенный кругозора, типичный обыватель с куриными мозгами засранными нашими СМИ! Ты видно всем доволен и рад! Блаженны верующие!!!
3
23.03.2015 15:48
Одна из самых глубоких рецензий, которую прочел по Левиафану. Ждем Звягинцева в Пскове
3
23.03.2015 17:01
"Человек - это то, что надо преодолеть", - вещал Ницше ..Понять себя ещё надо...А может быть надо преодолеть человека массы?..
0
нуф-нуф 23.03.2015 20:25
зря губер открещивается, фильм как раз про Псков. была же несколько лет назад история, как псковский бизнесмен здание под студенческое кафе реставрировал-восстанавливал за свой счет, а попы отобрали. а губернатор помочь не захотел
0
23.03.2015 23:35
Фильм дерьмо и заметочка про него как всегда у этого автора - дерьмовая.
7
24.03.2015 08:05
24.03.2015 00:35
Фильм дерьмо и заметочка про него как всегда у этого автора - дерьмовая.
ну а ты сам дерьмо всмятку
5
нуф-нуфу 24.03.2015 10:04
Поподробнее можно?! От кого отобрали, когда, при каком губере?!!!
0
нуф-нуф 24.03.2015 14:47
24.03.2015 11:04
Поподробнее можно?! От кого отобрали, когда, при каком губере?!!!
----------------
фамилию не помню, молодой парень, держал ларек на Запсковье, работал бесплатно в храме Невского у Теора, с его благословения занялся восстановлением исторического здания (на Советской), причем по всем правилам, за свой счет все документы-раскопки-рестоврации, родственники даже дом в Самаре продали. когда все сделал, к чему-то придрались и за бесплатно попам отдали.
были публикации в "Псковской губернии". история жуткая, выть хотелось. парень очень верующий был, воцерквленный, дочку в православии воспитывал, сейчас по его словам не очень-то верит, но дочку не отговаривает. еще там история, как его прессинговали, и ларек грабили в открытую. обращения во все инстанции и лично к губеру закончились пшиком. сейчас он разнорабочим на стройке работает. кино отдыхает...
0
нуф-нуф 24.03.2015 14:51
да, все это при Турчаке было, не так давно, точно не помню, но по-моему месяца 3-4 назад последняя публикация в "Губернии" была. если интересно, позвони им, может скажут где в архиве поискать
0
нуф-нуфу 25.03.2015 08:24
Спасибо! Обязательно поинтересуюсь! Чудны твои дела Господи! Не думал, что такое возможно у нас в области! Не даром у нас запретили Левиафан! Знают, чье мясо сьели!!!
0
28.03.2015 15:33
фильм - кака. про уродов и... уродов.
0
28.03.2015 20:07
Самая жесткая оценка этому фильму дана Дмитрием Галковским, наберите его сайт, познакомьтесь. Галковский известен книгой "Бесконечный тупик", пронизанной обреченностью и бесполезностью творческих усилий всего русского писательства. Книга чудовищно печальная - всепронизывающая безнадега. Спросил при встрече у Курбатова, как ему? Он ответил просто и ясно: Галковский во многом прав, кроме одного - он не видит неба в творчестве. Звягинцев талантливый человек, не зря его не может терпеть "киношный барин" - это показатель. И сегодня он на перепутье - нравственном, как и Галковский когда-то. Ему можно только пожелать научиться видеть небо, иначе свалится в саморазрушение...когда художник сдается и ломается внутренне. Под влиянием денег, задач, амбиций, чьих-то советов и установок, своих комплексов - художник ведь всегда рассказывает о себе. А он явно закомплексованный человек и борется с ними, осторожно - все время изобретает обстоятельства, делает их жесткими, без среды, оставляет схематичными - так было в прежних фильмах: схема и существование персонажей в них. Получалось интересно, но это его стиль, закрытость. Может доживет до "Расёмона". И правда станет для него открытием неба, как сказал Курбатов, за что лично ему я благодарен. Упешного просмотра всем!
1
Siburpat 18.02.2017 03:39
приворот на удачу
заговор на слюну
заговор на примирение
заговор на волосы
заговор ударение
как снять приворот с мужа
приворот на воду
заговор на зеленую свечу
приворот на любовь парня в домашних условиях
как снять любовный приворот с мужчины молитвой


заговор на ключ
приворот на убывающую луну
заговор на любовь парня
заговор на дружбу
как снять порчу самостоятельно
лунный заговор
родовое проклятие признаки по женской линии
заговор на желание на рождество
заговоры на 13 января
приворот без предоплаты
0
ErnestMaf 01.04.2017 22:03
Сниматься в кино детям
Мой ребенок хочет сниматься в кино
Съемки и обучение для детей
Сниматься в кино ребенку в москве
Как сниматься в кино детям 14 лет




Как начать сниматься в кино ребенку 12 лет
Если ребенок хочет сниматься в кино
Хочу чтобы ребенок снимался в кино
Хотите, что бы Ваш ребенок снимался в кино?
Первая детская профессиональная тренинг- студия кино "КАДР"
0
ErnestMaf 03.04.2017 05:51
Сниматься в кино ребенку в москве
Кинокастиг для детей
Хотите, что бы Ваш ребенок снимался в кино?
Кастинги для детей, съемки в рекламе и кино
Хотите, что бы Ваш ребенок снимался в кино?




Мой ребенок хочет сниматься в кино
Обучение детей профессиональной работе в кино!
Кастинг для детей 12 лет сниматься в кино в Москве
Как маленькие дети снимаются в кино
Кастинг для детей 12 лет сниматься в кино в Москве
0
Рейтинг@Mail.ru