18-19 июня в Псковском театре драмы - премьера. Режиссер из Петербурга Олег Куликов поставит на большой сцене культовую советскую пьесу Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». В главной роли - известный петербургский актер Андрей Шимко. В других ролях: Мария Петрук (Александра), Ангелина Аладова (Спб), Ксения Тишкова (Люба), Надежда Чепайкина (их мать), Галина Шукшанова (тетя). Режиссер и сценограф Олег Куликов в прошлом – актер БДТ; в последние годы занимается преимущественно режиссурой. Сотрудничает с Петербургским театром на Литейном, с Молодежным театром на Фонтанке, работает в театрах Англии, много ставит в русских провинциальных театрах.
Олег Куликов. Фото Андрея Кокшарова
- Олег, Вы ставите пьесу «Фантазии Фаретьева», почему такой выбор? Кто его сделал - вы или театр?
- Псковский Театр драмы имени Пушкина сделал мне предложение о постановке, и мы с главным режиссером Александром Кладько размышляли о материале, о том, что это может быть за пьеса, и остановились на пьесе Аллы Николаевны Соколовой «Фантазии Фарятьева». В 1972-м году она написала эту вещь, которая очень громко прозвучала в Советском Союзе. Тогда в СССР эту пьесу поставили более 30 театров. Одна из нашумевших постановок была в БДТ, ее осуществил Сергей Юрский и сам сыграл Фарятьева. Была даже телевизионная версия этого спектакля. В общем пьеса имела большой и заслуженный успех. Не говоря уж о том, что Илья Авербах, великий наш режиссер, снял фильм с Андреем Мироновым в главной роли, с Мариной Нееловой, с Зинаидой Шарко, с Екатериной Дуровой. Это был очень интересный опыт. А потом эта пьеса замолчала, и более двадцати лет русский театр к ней не обращался. Потому что и страна развалилась, изменились приоритеты жизни, ценности людские. Да вся наша прежняя жизнь полетела в тартарары! Экономика первична, и все определяет количество денежных знаков в кармане. А ведь пьеса «Фантазии Фарятьева» как раз посвящена тому, что такое человек, независимо от денег, от карьеры, от того, где ты живешь, в Москве или Санкт-Петербурге, от того, каков твой статус, и прочее. Пьеса посвящена общечеловеческим, простым ценностям.
- А о чем будет ваш спектакль, какова его тема?
- По существу, главный герой пьесы и ее тема — это время. Время у каждого из нас утекает. Мы пытаемся уцепиться, пытаемся время остановить, замедлить свое старение, пытаемся бороться за счастье. А счастье, как ни странно, очень часто связано с простыми вещами: с молодостью, со здоровьем, просто физическим, с любовью. То есть материал для меня прежде всего интересен исследованием того, как человек цепляется за время и пытается его удержать. В данном случае цитата Федора Михайловича Достоевского: «Всего-то и нужно для счастья — обняться и расплакаться» кажется мне очень верной. Пьеса Аллы Соколовой созвучна цитате Достоевского. Люди бьются в истериках, ссорятся, ругаются, обижаются друг на друга, дерутся, разводятся, скандалят, бьют посуду, а всего-то и нужно - «обняться и расплакаться».
- А мне казалось, что эта пьеса о безответной любви. Фарятьев влюблен в женщину, в Сашу, которая его в упор не видит, и в то же время сам Фарятьев не видит, что младшая сестра Саши влюблена в него самого. И она тоже страдает.
- Это сюжет. Поверхность истории.
- Истории про то, что люди глухи, слепы друг к другу?
- Да. И это красивая любовная история, попытки поиска любви. Все друг в друга влюблены, и при этом никто этого не видит. Не видят, не слышат то, что рядом, а ищут что-то другое. Надеются, что где-то далеко будет счастье, и какой-то другой мужчина сделает Александру счастливой. И Фарятьев, который носит Саше цветы, который влюблен, который сочиняет стихи, который называет ее «Сикстинской капеллой», остается за пределами ее зрения. По сути, она его не видит.
- Как у Толстого: «Она любит его, он любит другую» - классическая формула любовного романа. Вы как-то будете исследовать эту человеческую коллизию?
- В любом случае мы будем двигаться в сторону этой формулы, поскольку и сама пьеса, и автор представили нам эту коллизию. История в этом смысле — есть. Но тема спектакля все-таки другая. Повторюсь: время. И все пытаются его ухватить: и мама, и Александра, и тетя...
- Вы будете модернизировать материал (все-таки почти полвека прошло), или сделаете «ретро», такую реконструкцию начала 70-х прошлого века?
- Я считаю, что на театре делать реконструкцию времени — сложно и даже невозможно. Да и не думаю, что это целесообразно. В кинематографе — другое дело, кино — это фотография, костюмы, воссоздание эпохи, все такое. Театр — прежде всего игра, и требует какого-то театрального преломления, что ли. Игра ума, игра актеров.
- Сценическое решение, как я понял, будет предполагать наличие видеоинсталляций?
- Посмотрим. Мы сейчас многое пробуем. От чего-то отказываемся, что-то добавляем. Мы подготовили какое-то видео. Что войдет в будущий спектакль, покажет время.
- Вы новатор или традиционалист?
- Со годами становлюсь традиционалистом.
- То есть это будет такая медленная, камерная, семейно-любовная драма? Как в Пскове любят.
- Нет-нет! Не будет. Не думаю. Могу сказать, что со временем артист и человек для меня все важней и актуальней. Когда я был молод, я занимался театральными инсталляциями. У меня все крутилось, вертелось, и артисты, по существу, мне мешали. То есть артисты в моих спектаклях выполняли некие театральные функции. Я в то время самоутверждался, мне все время хотелось выпятить Куликова, а не какого-нибудь автора. Сейчас мне больше нравятся артисты, нравится человек, и в человеке я пытаюсь разобраться. Любой спектакль возможен, кроме скучного. Для того, чтобы сделать спектакль более интересным для зрителя, можно пойти и на какие-то визуальные эксперименты. Почему нет?
Беседовал Александр Донецкий