Сцена / Спектакли

Режиссер Олег Куликов: Главная тема «Фантазий Фарятьева» - время, за которое цепляются герои

29.04.2016 21:06|ПсковКомментариев: 28

18-19 июня в Псковском театре драмы - премьера. Режиссер из Петербурга Олег Куликов поставит на большой сцене культовую советскую пьесу Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». В главной роли - известный петербургский актер Андрей Шимко. В других ролях: Мария Петрук (Александра), Ангелина Аладова (Спб), Ксения Тишкова (Люба), Надежда Чепайкина (их мать), Галина Шукшанова (тетя). Режиссер и сценограф Олег Куликов в прошлом – актер БДТ; в последние годы занимается преимущественно режиссурой. Сотрудничает с Петербургским театром на Литейном, с Молодежным театром на Фонтанке, работает в театрах Англии, много ставит в русских провинциальных театрах.

Олег Куликов. Фото Андрея Кокшарова

- Олег, Вы ставите пьесу «Фантазии Фаретьева», почему такой выбор? Кто его сделал - вы или театр?

- Псковский Театр драмы имени Пушкина сделал мне предложение о постановке, и мы с главным режиссером Александром Кладько размышляли о материале, о том, что это может быть за пьеса, и остановились на пьесе Аллы Николаевны Соколовой «Фантазии Фарятьева». В 1972-м году она написала эту вещь, которая очень громко прозвучала в Советском Союзе. Тогда в СССР эту пьесу поставили более 30 театров. Одна из нашумевших постановок была в БДТ, ее осуществил Сергей Юрский и сам сыграл Фарятьева. Была даже телевизионная версия этого спектакля. В общем пьеса имела большой и заслуженный успех. Не говоря уж о том, что Илья Авербах, великий наш режиссер, снял фильм с Андреем Мироновым в главной роли, с Мариной Нееловой, с Зинаидой Шарко, с Екатериной Дуровой. Это был очень интересный опыт. А потом эта пьеса замолчала, и более двадцати лет русский театр к ней не обращался. Потому что и страна развалилась, изменились приоритеты жизни, ценности людские. Да вся наша прежняя жизнь полетела в тартарары! Экономика первична, и все определяет количество денежных знаков в кармане. А ведь пьеса «Фантазии Фарятьева» как раз посвящена тому, что такое человек, независимо от денег, от карьеры, от того, где ты живешь, в Москве или Санкт-Петербурге, от того, каков твой статус, и прочее. Пьеса посвящена общечеловеческим, простым ценностям.

- А о чем будет ваш спектакль, какова его тема?

- По существу, главный герой пьесы и ее тема — это время. Время у каждого из нас утекает. Мы пытаемся уцепиться, пытаемся время остановить, замедлить свое старение, пытаемся бороться за счастье. А счастье, как ни странно, очень часто связано с простыми вещами: с молодостью, со здоровьем, просто физическим, с любовью. То есть материал для меня прежде всего интересен исследованием того, как человек цепляется за время и пытается его удержать. В данном случае цитата Федора Михайловича Достоевского: «Всего-то и нужно для счастья — обняться и расплакаться» кажется мне очень верной. Пьеса Аллы Соколовой созвучна цитате Достоевского. Люди бьются в истериках, ссорятся, ругаются, обижаются друг на друга, дерутся, разводятся, скандалят, бьют посуду, а всего-то и нужно - «обняться и расплакаться».

- А мне казалось, что эта пьеса о безответной любви. Фарятьев влюблен в женщину, в Сашу, которая его в упор не видит, и в то же время сам Фарятьев не видит, что младшая сестра Саши влюблена в него самого. И она тоже страдает.

- Это сюжет. Поверхность истории.

- Истории про то, что люди глухи, слепы друг к другу?

- Да. И это красивая любовная история, попытки поиска любви. Все друг в друга влюблены, и при этом никто этого не видит. Не видят, не слышат то, что рядом, а ищут что-то другое. Надеются, что где-то далеко будет счастье, и какой-то другой мужчина сделает Александру счастливой. И Фарятьев, который носит Саше цветы, который влюблен, который сочиняет стихи, который называет ее «Сикстинской капеллой», остается за пределами ее зрения. По сути, она его не видит.

- Как у Толстого: «Она любит его, он любит другую» - классическая формула любовного романа. Вы как-то будете исследовать эту человеческую коллизию?

- В любом случае мы будем двигаться в сторону этой формулы, поскольку и сама пьеса, и автор представили нам эту коллизию. История в этом смысле — есть. Но тема спектакля все-таки другая. Повторюсь: время. И все пытаются его ухватить: и мама, и Александра, и тетя...

- Вы будете модернизировать материал (все-таки почти полвека прошло), или сделаете «ретро», такую реконструкцию начала 70-х прошлого века?

- Я считаю, что на театре делать реконструкцию времени — сложно и даже невозможно. Да и не думаю, что это целесообразно. В кинематографе — другое дело, кино — это фотография, костюмы, воссоздание эпохи, все такое. Театр — прежде всего игра, и требует какого-то театрального преломления, что ли. Игра ума, игра актеров.

- Сценическое решение, как я понял, будет предполагать наличие видеоинсталляций?

- Посмотрим. Мы сейчас многое пробуем. От чего-то отказываемся, что-то добавляем. Мы подготовили какое-то видео. Что войдет в будущий спектакль, покажет время.

- Вы новатор или традиционалист?

- Со годами становлюсь традиционалистом.

- То есть это будет такая медленная, камерная, семейно-любовная драма? Как в Пскове любят.

- Нет-нет! Не будет. Не думаю. Могу сказать, что со временем артист и человек для меня все важней и актуальней. Когда я был молод, я занимался театральными инсталляциями. У меня все крутилось, вертелось, и артисты, по существу, мне мешали. То есть артисты в моих спектаклях выполняли некие театральные функции. Я в то время самоутверждался, мне все время хотелось выпятить Куликова, а не какого-нибудь автора. Сейчас мне больше нравятся артисты, нравится человек, и в человеке я пытаюсь разобраться. Любой спектакль возможен, кроме скучного. Для того, чтобы сделать спектакль более интересным для зрителя, можно пойти и на какие-то визуальные эксперименты. Почему нет?

Беседовал Александр Донецкий 

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 165 человек
ПравилаКомментарии 28
МОДЕСТ. 29.04.2016 21:34
Ещё один актёр, подавшийся в режиссёры и считающий себя при этом гением? Проходили уже!
Пьеса эта - трагикомедия. А он даже и не понял этого. Актёров выбрал крайне неподходящих. Словно наперекор уже виденному. Сейчас ведь модно всё с ног на голову ставить. Типа: " такой вот я новатор" ?
Очень жаль, что наш театр продолжает скатываться в бездну.
Нафталин+странные выкидоны псевдо режиссёров. Результат - пустой зрительный зал.
Недавно Лариса Удовиченко возмущенно заявила, что участие скандально известной балерины Насти Волочковой в театральной постановке унизительно для профессии.
"Я прочитала, что Волочкова должна у Райхельгауза сыграть. Это невероятно! Это так унижает мою профессию!"
Для Пскова унизительно то, что Академический театр стал не Храмом искусства, а местом для зарабатывания денег всеми кому не лень, кроме Псковских нищих актёров.
1
29.04.2016 21:40
Кретин полный. Васька Сенин против него - Цицерон!
4
29.04.2016 21:41
Какой тяжёлый взгляд у человека. И мысли путаются. Не везёт Пскову с постановщиками, ой не везёт.
3
29.04.2016 21:44
Мудест, обделили? Не отслюнявили?
18
29.04.2016 21:48
Сначала спектакль посмотрите, а потом судите. Повезло-не повезло.
6
29.04.2016 21:56
Это пьеса как "Бесприданница", но на новый лад. Из драмы она стала трагикомедией. Так решил автор - Алла Соколова. А режиссёр этого не осознал. Поэтому и поставит унылое дерьмо.
4
29.04.2016 22:09
Пустота, беспомощность и неправда жизни. Это поняли и Юрский, и Товстоногов и сняли спектакль с репертуара БДТ. Только было 40 лет назад. Зачем же сейчас тащить эту пьесу в Псковский театр? Неужели хороших умных пьес мало?
1
29.04.2016 22:21
Вообще-то в театре должен быть завлит. Почему он не ищет хорошие пьесы? Ну, сколько же можно ставить такие пессимистические вещи? Жизнь и так не сахар у людей, так нет, надо ещё добить таким вот ужасным спектаклем? Так что ли? Кто видел фильм, тот меня поймёт.
2
29.04.2016 22:32
Тоска. Зелёная.
2
29.04.2016 23:10
вот прицепились режиссеры 40+ к мемориальным древностям, аж тошно. Ну не вернется ваша юность, не получится так.
лучше б вместо этой рухляди реальную древность поставили. Вот, к примеру, "Вакханки" Эврипида. Чем не материал? "...молодой бог Дионис приезжает на свою родину в Фивы, чтобы установить свой культ, но встречает противодействие со стороны царя.."
А?! слабо?
2
30.04.2016 00:10
Да эти "Фантазии Фарятьева" и в советские времена НОРМАЛЬНЫЙ зритель игнорировал.
А уж в современной трактовке...
1
30.04.2016 00:37
А Сенин в это время поставил Достоевского в Крыму...
7
30.04.2016 00:44
кматериал сумасшедший! вспомните Миронова в роли Фарятьева! это очень хорошая пьеса. вот как сыграют-вопрос.
2
30.04.2016 11:22
Не правда, очень хорошая пьеса. Не зря ее выбрал гениальный Авербах. Другое дело, как у нас ее поставят, и как сыграют.
2
30.04.2016 13:11
Лично мне абсолютно непонятны два момента. Если в труппе нет исполнителя заглавной роли, то зачем брать к постановке такую пьесу? Репертуарный план весь будет отдан историям с коммунальной кухни? Это такая генеральная линия? Быть может всё же зрители Пскова имеют более широкие интересы, а руководство театра просто не в курсе? Можно до кучи сделать повтор "Пяти вечеров".
0
Для 30.04.2016 00:44 30.04.2016 14:07
Пьеса слабая. Шла во многих театрах в 70-е годы, но очень быстро снималась с репертуара. Тема эта была тогда модной - метания и фантазии людей среднего возраста.Богема такое любила,а простой зритель не понимал и не принимал.
Из той же тематики были фильмы "Полёты во сне и наяву" и "Осенний марафон". Но последние два вытягивали замечательные артисты, а Фарятьева даже Миронов не вытянул.
Поэтому браться сейчас за такую пьесу может либо гений. либо бездарь. Судя назначению на роли, тут второе. Премьера в середине июня в выходные дни - это вообще провальная идея. Люди в отпусках, на дачах, на природе. Скорее всего тут элементарный отмыв денег и отчёт в Москву о "проделанной работе". Ничего нет для зрителя!
1
30.04.2016 14:23
На госзакупках у Куликова два контракта на250 и 275 тыс.
0
30.04.2016 14:46
14:07 ты полный нуль в искусстве. даешь оценки фантастической
3
30.04.2016 14:51
14:07 ты полный нуль в искусстве. даешь оценки фантастической глупости! Фильм с Мироновым - гениальный. Там не один Миронов, там Нееелова, Шарко, молодая Екатерина Дурова. Сравнивать фильмы Авербаха с фильмами Балаяна и Данелия - все равно, что сравнивать Микеланджело с Рафаэлем и Тицианом. Это все выдающиеся, великие режиссеры и художники, но очень разные. И вообще, сравнения в искусстве - дурной тон. Совет. Не выставляйте свою глупость и необразованность на всеобщее обозрение, пусть и анонимно.
6
30.04.2016 14:52
Ну два контракта, и что? Пойди обосрись, придурок
6
30.04.2016 15:11
Ну два контракта, и что? Пойди обосрись, придурок

БОГЕМА...
5
Богема2 30.04.2016 19:40
обосрись от зависти, добавил бы я
5
Для 30.04.2016 14:51 30.04.2016 21:03
Вообще-то , сравнивались не режиссёры, а основная идея. И совершенно верно их сравнивают. Сейчас такие пьесы "актуальны" как кримпленовые платья и плащи из болоньи. Вроде и ностальгия, а носить совсем не хочется.
0
ПРАВДОРУБ 30.04.2016 21:16
Фарятьев не мужчина , он инфантильный тюфяк с безумными речами об инопланетянах. Дурдом в отдельно взятой квартире. Сейчас такие великовозрастные неумехи Фарятьевы в каждой квартире живут. На кой чёрт в театр для этого идти?
0
04.05.2016 00:28
Выполнение работ художника-сценографа в рамках создания спектакля "Фантазии Фарятьева"- 250 тысяч рублей
Выполнение работ режиссера-постановщика в рамках создания спектакля "Фантазии Фарятьева"-275 тысяч рублей.
Наших с вами рублей, скобари!
0
06.05.2016 23:31
Барабанщикам- доносчикам, писарчукам, правдолюбам !!!!! Что посеешь, то и пожнешь!!!!! "Слава"- это надолго, от нее долго не отмыться!
5
19.06.2016 18:57
ой, ужас(( вчера испортили себе вечер. Подумайте, прежде чем идти.
0
27.06.2016 10:33
Кто-то один все время вспоминает Сенина.Сенин там,Сенин сям.Сердечко разбил? Дамы,опомнитесь уже!
0
Рейтинг@Mail.ru