Сцена / Проекты

Еxperience по-шведски

29.03.2015 13:51|ПсковКомментариев: 26

«Матери. Оплата поминутная». Точнее, 400 рублей за 20 минут. Но это, поверьте, того стоит. Шведский перформанс, который русскому человеку мог показаться странным, прошел вчера в рамках фестиваля «Шведская весна» в Псковском драмтеатре имени Пушкина. Прошел с успехом, хотя найдутся, наверняка, те, кто со мной поспорят.

Люди начали собираться в фойе театра минут за 10 до начала представления, назвать это спектаклем язык не поворачивается. Это погружение в себя, в свои мысли и чувства, в свои переживания и впечатления. Причем, зритель выступает главным героем этого эксперимента. Кстати, мысли о том, что над нами проводят какой-то опыт, не отпускали меня до конца действа. Уж очень все то, что происходило со мной и моими «коллегами по несчастью» (в данном контексте эта фраза звучит как нельзя кстати), напоминало один из тех экспериментов, которые мы проводили на факультете психологии. Как лабораторных мышек нас водили по темным коридорам театра молчаливые люди, на лицах которых с трудом можно было прочесть какие-то эмоции. Затем эти столы, накрытые клеенкой, тесты... Перед началом было сказано, что пускать будут по шесть человек. Это еще больше начало нагнетать обстановку. «Туда нельзя!» - нервничали администраторы, останавливая любопытных, которым очень хотелось попасть за закрытые двери. Все это столпотворение в фойе театра напоминало очередь к врачу. По сути, так оно и было.

Я оказалась во второй шестерке, что, может быть, и к лучшему. Артисткам нужно было время, чтобы раскрепоститься, войти в роль и ее принять. Удивительно, что актрисы драмтеатра с легкостью согласились на предложение шведов поучаствовать в перфомансе. Нужно обладать недюжинной силой и талантом, жизненной мудростью, чтобы согласиться играть чью-то мать. И не просто играть, а быть ей. В проекте были заняты Галина Шукшанова, Надежда Чепайкина, Валентина Банакова, Ирина Смирнова, Наталья Петрова и Евгения Львова.

Все действо развернулось в буфете театра. Он был разделен на несколько комнат, в каждой из которых посетителей ждала одна из шести мам. Перед тем, как войти на так называемую сцену, нам предложили заполнить тест, потом выдали разноцветные листки с различными понятиями и отправили к мамам. Заранее предупредили, что это актрисы драмтеатра, которые сыграют наших мам и нас поймут... Или приободрят, или придадут уверенности в себе и будущем - все зависело от результатов тестов. Напоминали о том, что мы в театре, и небольшие гримерки, куда артистки возвращались после каждого сеанса с «детьми».

«Сейчас заставят общаться...» - недовольно кинула в сторону зала женщина средних лет, которая вместе со мной ждала своей очереди. Оказалось, что несколько месяцев назад она потеряла свою мать, поэтому очень боялась того, что приготовили для нее шведы. Идя в театр, она хотела просто посмотреть представление, но никак не ожидала, что станет его частью. Стоит позавидовать ее решимости и смелости пойти на этот эксперимент, который мог для нее оказаться не очень-то безобидным.

Мне, наверное, повезло больше остальных - досталась одна из самых умудренных жизненным опытом мам Псковского драмтеатра Галина Шукшанова. Она призналась, что зрение у нее уже не то, и поэтому попросила помочь пришить пуговицу на рубашку. Затем мы душевно поговорили с ней о том, что происходит в моей жизни, в ее... Я, признаюсь, посмотрела на эту женщину, которая не так давно потеряла мужа - всем известного режиссера Вадима Радуна, но вместе с тем стала бабушкой, - совсем другими глазами. Не могу сказать, что встреча с ней и с другой мамой открыла мне глаза на мир, но это был интересный опыт неформального общения с теми, кого мы так часто видим на сцене в разных амплуа. Кому-то этот перфоманс мог показаться странным и даже бестолковым. Но дело здесь только в том, насколько человек готов разговаривать с собой, с другими людьми, быть честным и открытым перед ними и самим собой, работать над своими чувствами, переживаниями изо дня в день, порой допуская к этому процессу посторонних или близких...

В заключение всем было предложено написать письмо своей родной маме. Кто-то делал это с легкостью и даже удовольствием, а некоторым, как выяснилось в ходе эксперимента, маме сказать было нечего.

В самой Швеции этот перфоманс проходит несколько по-другому. В окнах зажигаются красные фонари, на которые, по задумке, должны, как мотыльки, слетаться зрители - любые прохожие, которым интересно, что происходит там, по другую сторону стекла. Люди заходят, попадают в импровизированную квартиру с несколькими мамами, подходят к каждой из них, задают свои вопросы или предлагают помощь. В Псковском драмтеатре решили, что со скобарями такое не пройдет, поэтому стали продавать билеты на это якобы представление. «Чистоту» эксперимента это несколько испортило. Кроме того, на каждую маму отводилось только 10 минут, многим этого времени просто не хватило.

Безусловно, не нужно воспринимать этот опыт как некий сеанс психоанализа. Эта работа над собой может не только помочь разобраться с собственными «тараканами», но и, наоборот, усугубить ситуацию. По-хорошему, после перфоманса с людьми должен был побеседовать настоящий психолог, который помог бы расставить все на свои места. Некоторые после «Матерей» признавались, что сейчас же отправятся к специалисту. В Пскове были зрители, которые уходили после представления со слезами на глазах. Кто знает, были ли это слезы счастья... Русские - люди ранимые. Порой стоит серьезно задуматься, прежде чем бередить их душу. Или психику, как поправляют обывателей психологи.

Работала над собой Светлана Аванесова

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 337 человек
ПравилаКомментарии 26
29.03.2015 16:07
Рассматривать актрису очень интересно, но, несоизмеримо более ценной была бы возможность увидеть эту актрису в роли, достойной её дарования.
2
29.03.2015 16:25
Да уж,было бы за что 400 рублей платить.
3
29.03.2015 18:05
Чиновники опять бесплатно посещали?
3
29.03.2015 22:49
Для 27-летней блондинки-журналистки, может, это и было интересно необычайно. А для нормальных, адекватных людей - это дико. Для самих актрис - глупо. Но кому до этого в Псковском театре есть дело?! Бабло рулит! (Пока прокуратура разбирается)
5
nuuuo 30.03.2015 00:37
Наши ученые нашли уникальное средство от избавления от любой зависимости, вот почитайте как я за 2 дня кинул курить ->- nosmok.gu.ma
0
катя 30.03.2015 09:39
зрелище не соответствует стоимости. Обыкновенные мошейники. За 500 рублей.
4
30.03.2015 11:47
А по-моему идея сильная. Шанс посмотреть не на актёрскую игру, а на самого себя, на свою жизнь. Хотя я бы не решилась, моя мать уже умерла.
2
30.03.2015 13:20
Мы просто не знакомы с таким видом общения. И, конечно, первый опыт, первый блин, - можно сказать, комом. Но, пожалуйста, не спешите критиковать, отвергать и судить по своим ощущениям, поучаствовав в этом действе впервые. Не всегда то, что не понравилось - бесполезное и ненужное.
2
для 14:20 30.03.2015 14:20
Да неужели? При пустующей большой сцене академического драмтеатра старинного русского города любая толчея в буфете (и прочих закоулках)глупа и нелепа.
3
30.03.2015 15:20 30.03.2015 14:43
"Ханжество - это не только невежество, но и нежелание из этого невежества избавляться."
Почему-то новогодние детские праздники в фойе театра вызывают умиление, а знакомство с новой формой общения со зрителем в буфете того же театра (для такого общения нужно пространство и зрительный зал в данном случае не подходит)обывателем сходу отвергается. Жалко вас, псковское болото!
2
30.03.2015 15:00
Да уж.. Лучше заморский и чуждый для нас день св. Валентина отпраздновать с 2-хметровыми плюшевыми медведями. Или в Хэллоуин поизгаляться. А вот что-то новенькое в искусстве общения попробовать.. Наша инертная псковская масса, действительно, очень тяжела на подъём. Легче обругать всё на корню.
3
для 15:43 30.03.2015 15:08
Неумение слышать и понимать пострашней ханжества. Ключевыми словами у меня были "ПРИ ПУСТУЮЩЕЙ БОЛЬШОЙ СЦЕНЕ". Непонятно? Толчея по закоулкам вполне себе может быть как эксперимент, но не более.
2
для 16:00 30.03.2015 15:11
общаться надо в клубах. Судя по глубине вашего высказывания, по клубам подростковым. Театры- это там где смотрят спектакли, библиотеки- там читают книги, досуговые центры-там ищут новые формы общения.
3
30.03.2015 16:01
Во-первых, общаться надо везде. Где есть возможность, и где это предлагают сделать посредством разного вида творчества. Театр, как никакой другой "храм", подходит для проведения и спектаклей, по прямому своему назначению, и выставок, для этого даже галерея "Цех" теперь существует, и для вот таких перформансов, кои нашему горожанину, как ни крути - в новинку. И за что нашему театру огромное спасибо, так за то, что он раздвигает привычные рамки - читать только в библиотеке, общаться только в досуговом центре и т.д. Во-вторых, этот перформанс состоялся как раз как эксперимент в программе фестиваля "Шведская весна", и никого отношения к пустующей большой сцене нашего театра совершенно не имеет. В-третьих, не ходите на фотовыставку про людей с инвалидностью! Она сейчас действует в галерее "Цех". Там на фотографиях - светлые открытые лица людей с тяжелыми недугами. Таким, как вы, которые не признают оттенков, кроме черного и белого, там не место. Вы, синий чулок, оскверните своим присутствием саму атмосферу и идею выставки.
2
30.03.2015 16:11 30.03.2015 16:15
Судя по вашим высказыванием, вам, дамочка, вообще общаться не надо. Прям слышно, как вы зубами скрежетаете. Какие, нафиг, вам эксперименты! Сидите дома, коль новых веяний, как черт ладона боитесь Общайтесь с закоулками своего сознания, чтобы не создавать собой нелепой толчеи в театре. Прости, господи..
2
30.03.2015 16:11 30.03.2015 16:26
фу, какая-то мымра! Небось, учительница или старая дева. А любимый девиз : "В СССР секса не было!". Развиваться надо, тётя! А на свадьбах, наверное, букет невесты кидаешься ловить ? А ведь не наша традиция, не наша. Общайся больше! Помогает! По секрету : и в театре можно!
2
30.03.2015 16:36
Да, есть такие страшные зануды. Ни себя в мир не пускают, ни мир в себя. Настоящее ханжество.
2
30.03.2015 16:40
Оттенков не различаю? Забавно. Это такие последствия деятельности Сенина. Эдакий как бы широкий и прогрессивный взгляд на предназначение театра. Клоунада. Спектаклей на большой сцене почти нет, а если и есть- так лучше б не было, позора меньше. Я, синий чулок, будучи налогоплательшицей исправной, хочу увидеть на большой сцене академического театра классическую постановку хорошего вкуса и ума. А потом делайте в углах что хотите.))) Нет? Не имею права? ))
3
30.03.2015 16:40
Да бросьте вы о ней, уважаемые! Только время тратим. Главное, что я нашёл здесь тех, кто поддерживает моё мнение. Спасибо! Желаю всем многообразия общения и хорошего настроения!!
2
30.03.2015 16:43
...И, кстати, ктож у нас такой прогрессивный всё же? Татушка? Артизтка в жёлтом? Максик- шмаксик? Или "карта лояльности" с себя решила пыль стряхнуть? Нам, ханжам, позволительна анонимность, а вот буревестникам продвинутым к лицу открытость. А то "03"...)) Не серьёзно.
2
30.03.2015 19:54
Развлекаетесь там за счет бюджета и еще пытаетесь оправдаться "новизной и глубиной" Работать не пробовали? Кони педальные
2
30.03.2015 20:45
Выставка ослов?
3
30.03.2015 17:43 31.03.2015 09:48
У человека приступ ?
2
30.03.2015 21:45 31.03.2015 09:50
А это вообще не человек написал.
2
31.03.2015 23:20
Смешно читать, как быдло, брызгая слюной, критикует то, где не были или чего не поняли, рьяно и истерично отвергая что-то новое по причине недалёкости ума и неспособности мыслить гибко. Или мыслить вообще. Одна реакция на всё - вымазать в дерьме. Вот где настоящие клоуны, причем нелепые!
1
31.03.2015 23:46
Вась, вали уже!
0
Рейтинг@Mail.ru