Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Театр в поиске зрителя

04.12.2010 16:55|ПсковКомментариев: 34

Актерский Дневник  04.12.10.

В Пушкинском театре подведены итоги ежегодного конкурса «Признание» - лучшие роли предыдущего сезона. Конкурс существует больше тридцати лет, проводит его – в каждом из трех театров области отдельно – региональное отделение Союза Театральных деятелей (СТД РФ) в трех номинациях – лучшая мужская и женская роли, и молодого исполнителя – для актеров до 30 лет. Согласно Положению о конкурсе, итоги подводятся на общем собрании членов СТД, работающих в театре. Номинантов может предложить каждый из них, а победитель определяется тайным голосованием. Актеры, как правило, скупы на похвалу в адрес друг друга, и потому признание коллег в актерской среде особенно престижно.

В номинации «Лучшая мужская роль» лауреатом стал Юрий Новохижин, сыгравший Юбиляра в поставленном Вадимом Радуном «Юбилее» по одноактовкам Чехова. В центре спектакля, посвященного 150-летию классика, режиссер поставил Юбиляра-актера, который и играет центральные роли в чеховских «Медведе», «Предложении» и «Лебединой песне». Все же я особо выделил бы из них Ломова в «Предложении» - это та актерская работа, из-за которой, по-моему, стоит идти в театр. Есть в ней подлинное приближение к Чехову, когда по-настоящему и смешно, и грустно, и есть, о чем подумать.

Приз за женскую роль получила Оксана Никонова, сыгравшая в том же «Предложении» Наталью Степановну, невесту-хозяйку, - волевую, деловую, энергичную молодую помещицу. Оксана – замечательный профессионал с хорошей актерской школой (выпускница Ярославского театрального института). Если б было слово сценогеничность – по аналогии с фото- и киногеничностью – оно относилось бы к ней в полной мере. Внешность, голос, пластика – всё это есть, но есть и хорошая актерская хватка в каждой роли. В театре она два сезона, сыграла несколько ролей и в каждой смогла проявить себя, что-то сказать своим голосом, каждая запомнилась. Особенно, кроме Натальи Степановны, – Амалия («Убийство Гонзаго»), Марья Гавриловна («Метель»), Аннушка («На бойком месте»).

Очень интересно в минувшем сезоне стал работать выпускник нашего Колледжа Искусств (курс Вадима Радуна) Максим Плеханов. Здесь вполне можно говорить о новой степени актерской свободы, творческой раскрепощенности. Заразителен, естествен, непредсказуем, - всё то, на чем держится наша профессия. Думается, серьезные актерские достижения у него еще впереди, а пока поздравим его с вполне заслуженным лауреатством в молодежной номинации за роль Хасинто в комедии «Страсти по-испански» в постановке Семена Верхградского.

Многие годы наш театр был театром одного режиссера – Вадима Радуна. Кому-то его творчество было по душе, кому-то нет, и это нормально. Театр жил довольно замкнутой, во многом изолированной от новых театральных веяний жизнью. Прошло пять лет, как Радун сменил статус главного режиссера на очередного. В театральной афише появились спектакли в постановке Елены Шишло, Дмитрия Васильева (Москва). Даже не оценивая достоинства новой для Пскова режиссуры, можно сказать, что она привлекла в театр и нового зрителя.

По-настоящему бурные перемены наметились, а потом и начались с приходом в театр в феврале прошлого года нового директора – Татьяны Комиссаровской. Обновление репертуара, пополнение труппы, - всем этим она занимается. Но главное – привлечение в театр новой режиссуры. Больше режиссеров хороших и разных! – это, судя по-всему, ее основное кредо. И сегодня видится, что в этом – единственно верный путь в поисках зрителя. А как еще определить, каким быть, куда развиваться Псковскому театру? Разумеется, новое директорство не всем по нраву, кое у кого оно вызывает скрытое, а порой явное раздражение. Но в первую очередь у тех, кто привык к прежнему театру, как тихой заводи, где все предсказуемо и известно наперед, в том числе и будущие пустые залы. Что делать, привычка – вещь крепкая, расставаться с ней трудно, не всякий рискнет. Не зря же мудрый Пушкин заметил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». И все же – замена, а не само счастье, которое возможно, только если не побояться подставить парус новому ветру. Тут возможны и ошибки, но тут – и более нигде! – возможны и победы, и живой отклик зрительного зала, и не только любовь, но и уважение псковского зрителя к своему театру.

Прошлый сезон подарил два новых режиссерских имени – Семен Верхградский и Михаил Мокиенко, сотрудничество с которыми продолжилось. Только первые два месяца нового – еще два: Екатерина Максимова со сказкой «Волшебное кольцо» Бориса Шергина и Андрей Трусов с «Королевой красоты» Мартина МакДонаха. Все названные – из Питера. МакДонах на псковской сцене впервые, хотя уже поставлен в десятках российских театров, а в Европе он давно один их самых репертуарных драматургов. В отличие от известного псковского журналиста, я не считаю, что это лучший спектакль последних лет, но что самый необычный – бесспорно, зрительский интерес к нему очевиден.

О прошедшем в середине ноября «ДрамДесанте» написано много, в том числе и в «Актерском Дневнике». Не стану повторяться, но этот не обошедший Псков стороной (опять же стараниями Комиссаровской) проект Государственного Театра Наций и министерства Культуры стал кульминацией рвущейся в театр новизны, необычности, - процесс естественный и неизбежный. Для многих стало открытием, что театр, оказывается, может говорить со зрителем любого возраста о самом для него насущном, важном, живом. До этого самой основательной ежегодной встряской для зрителя был только Пушкинский фестиваль, подаривший нам множество великолепных театральных впечатлений. Но там были другие театры, другие актеры. Здесь же свои – и в совершенно новом, часто неожиданном качестве. Взять хотя бы нашу «новенькую» Жанну Стремянову, которая, кажется, вконец растерялась на репетициях по вводу в «Не покидай меня» и так глубоко раскрылась в «Победила я!» на Малой сцене в режиссуре Анны Потаповой, ученицы Марка Захарова. Прав руководитель проекта Олег Лоевский: «Нет плохих актеров, есть неухоженные». Повторю вслед за ним, что потенциал практически каждого из наших актеров глубок и большей частью не востребован. И еще: что бы ни говорили о нас приезжие режиссеры, все сходятся в одном – что у нас крепкие, сильные актеры и, как ни прискорбно, на редкость бедный театр, даже в сравнении с городскими театрами российских окраин.

Выживаем и надеемся жить, - эта незамысловатая присказка  давно уже, год за годом остается главным содержанием нашей повседневности. И все же сегодня здесь ключевое слово – надеемся. Сейчас польский режиссер Анджей Садовский из Кракова приступил к репетициям пьесы Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Это – первая постановка зарубежного режиссера за всю историю псковского театра. Будут еще имена – и новые, и зазвучавшие по-новому старые.

Вик. Яковлев

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 92 человека
ПравилаКомментарии 34
04.12.2010 18:28
Автор дал замечательное название этому сюжету" Театр в поиске зрителя". Лучшая роль Новохижин, это уже даже не удивляет, "замечательные" спектакли, на которые зритель не спешит идти, но награды СТД раздаёт добросовестно. Театр ищет зрителя, а пока сам себя хвалит.
Вопрос к автору: а какие спектакли представил Великолукский драмтеатр? Или наш Псковский как всегда сам с собой соревновался?
0
04.12.2010 18:30
""Прав руководитель проекта Олег Лоевский: «Нет плохих актеров, есть неухоженные». """
Так ухаживайте уже наконец!
0
04.12.2010 18:55
пьесы островского,горького-только без вывертов-раздевания,мата,совокупления-комиссарова лезет из кожи но к интересу зрителей ее выверты не имеют отношения..
0
04.12.2010 23:12
"Молодец" Викяковлев! Всем угодил! Фуууууу...
0
05.12.2010 00:56
Привет, завистники.
Театр наш хороший, Комиссаровская - настоящий руководитель театра, и актёры замечательные, сложные - это правда, но работать могут прекрасно - с талантливыми режиссёрами, как оказалось, и они -талантливы... К театру просто близко нельзя подпускать школьную самодеятельную режиссуру: актёры сразу теряют профессионализм.
МОЛОДЁЖЬ - интересные,яркие и красивые ребята: Масленников, Плеханов, Стремянова...
А старшая гвардия - чудная Шукшанова, Свекольников, Новохижин, Яковлев? Много хороших спектаклей, не лукавьте- наверное, вы просто давно уже не были в театре, тогда сходите-не пожалеете...Ну, а если вы обычный злопыхатель, тогда ничем вам не могу помочь, попейте холодной водички.
0
05.12.2010 10:41
и актеры замечательные,особенно когда для привлечения в театр гопоты матюгаются со сцены-такие выверты комиссаровской..много хороших спектаклей-так уж и много?
0
05.12.2010 11:51
Когда же Театр выйдет из тупика и начнёт вести планомерную работу по привлечению, воспитанию своего зрителя. В наше время мало создать шедевр, нужно системно работать над тем, что бы зритель знал, понимал, чувствовал душой что ему необходимо посетить именно этот спектакль. О чём гласит современный менеджмент: "Потребителя нужно растить, воспитывать, создавать". К сожалению сфера культуры Г.Пскова далека от вопросов маркетинга, психологии и управления человеческими отношениями. А насчёт завистников, они всегда будут, помните Ф. Раневская говориа: "На сцене нужно работать так, что бы всем сволочам тошно было" Обратите на это мнимание. Удачи Вам!
0
05.12.2010 14:28
"наверное, вы просто давно уже не были в театре"
А вы наверное никогда не были в НАСТОЯЩЕМ театре
Все познается в сравнении
0
05.12.2010 15:18
Автор знает кого хвалить!
0
Для 14:28 05.12.2010 15:42
Что в Вашем понимании настоящий театр? Мне довелось бывать в разных театрах и в Москве и в С.Пб. и в Киеве, а вот Вы, судя по Вашему отношению к незнакомому человеку, вряд ли имели честь да же видеть эти здания.
0
Зритель 05.12.2010 15:51
,Я с отцом посещал наш театр,было мне лет 12 -15,смотрел затаив дыхание,приезжали московские мэтры,Радзинского вживую видел :)
0
05.12.2010 15:54
пока в фойе театра будут серые стены, идти туда не хочется. Может уже перекрасили? Тогда сходим.
0
05.12.2010 15:42 05.12.2010 16:09
Причем здесь здания? Играть можно и в подвале. ИГРАТЬ, а не текст пробалтывать с похмелья
0
05.12.2010 16:41
А кто текст пробалтывает с похмелья?
0
вот ведь 05.12.2010 16:52
16:41 пофамильно штоле?
0
05.12.2010 16:59
Хотелось бы конкретно...
0
для Привет, завистники. 05.12.2010 19:06
Вот что самое неприятное,так это то, что завидовать нечему.
Ну никто не мечтает вдруг оказаться на сцене Псковского театра в плохеньком спектакле, и к состоянию здания это не имеет ни малейшего отношения.Разумеется есть талантливые актёры, только таланту их негде проявиться.
И правильный вопрос был задан: с каким театром сравнивали? Получил ли премии Великолукский театр?
0
truvor 05.12.2010 19:17
могли бы зрителям разносить поп-корн во время спектакля,а то в буфет всегда очередь большая..
0
05.12.2010 20:26
А чем Павлов был плох? Или сейчас зал битком ?
0
я 05.12.2010 20:35
Как на машине проехать к театру? я из Острова. В театре никогда не была, а хотелось бы.
0
05.12.2010 21:27
Вы что совсем ничего не понимаете?!! В театре противостояние Радун-Комисаровская, хоть какая-то новизна появляется глядишь и народ пойдет! Не наелись еще тухлой махровой Радуновщиной!
0
я 05.12.2010 21:36
и тут разборки. Люди, скажите как к театру проехать!!!
0
05.12.2010 21:48
рада что псковский театр еще до сих пор жив и потихоньку начинает отряхиваться от плесени, накопившейся за много лет. актеры замечательные в нашем театре безусловно есть и новизна постановок радует. а тем кто слюной брызжет пожелаю заниматься сексом и зарядкой - расслабляет и делает добрее. пользуясь случаем хочу выразить свое восхищение актеру Новохижину, в Плеханова просто влюблена. творите это дарит радость и отличные эмоции всем вашим поклонникам.
0
05.12.2010 21:49
Помню времена, когда каждый новый спектакль в нашем театре был событием! Мы, молодежь, знали всех актеров и все спектакли. На Порошина, Мученикова, Денисова, Сатретдинову, Римареву, Золова ходили классами, институтскими группами. Это были кумиры, их любили, им подражали. Когда Мучеников и Денисов уехали в Питер, все очень переживали и жалели. Потом наступило какое-то безвременье, череда каких-то неудачных экспериментов над театром, оттолкнувших зрителя. А дальше - вообще тишина! Вроде бы как и есть театр в городе, но он как бледная тень, смятая фотография того, что было. Жаль...Новохижин замечательный актер, но он не может вернуть зрителя в театр, потому что актер - зависимая профессия. Дело всё в режиссуре, а с этим нашему провинциальному театру не везет!
0
Пан профессор 05.12.2010 22:12
Полностью согласен с предыдущим, особенно в ностальгической части. И добавлю режиссер тоже БЫЛ. Прекрасный режиссер Бухарин. Боюсь, сейчас половина форумчан мне не поверит и начнет прикалываться, но клянусь: он делал хорошие спектакли по книгам Л.И. Брежнева. Да. Ну а про брехтовский "Кавказский круг" и говорить нечего. Просто класс! Потом началиь "эксперименты" мусью Радуна и все пошло... Скажем мягко: неудачно. Дело в режиссере.
0
06.12.2010 09:25
Зачем же хаять Радуна, если он сумел воспитать такого замечательного актера, как Плеханов.
0
06.12.2010 09:50
Не надо ля-ля. Плеханова раскрыл Верхградский в "Жаворонке". И вообще: того, что сейчас происходит в театре, десятки лет ждали. Хоть какая-то конкурентная режиссёрская среда появилась, актёры задышали, о театре спорить начали. Жаль, что в материальном плане для театра ничего не изменилось... Так хочется добавить - пока не изменилось.
0
Валерй 06.12.2010 10:07
Я бы назвал статью: Театр в поиске труппы во главе с директором и режиссером. Скорее уж на ремонт закрывали бы. Глядишь после него и новая команда придет.
0
06.12.2010 10:50
Оюожаю театр!!!
0
06.12.2010 10:54
Верхрадский занимался в основном раскрытием Облаковой,а Плеханов студент Радуна и роль в Жаворонке не лучшая его работа.
0
06.12.2010 11:27
Ну и раскрылась Облакова? Слова-то хоть запомнила?
0
я 07.12.2010 19:33
злые вы, люди. не на пользу вам театр. Пожалуй и я не поеду.
0
10.12.2010 21:19
Плеханов - не есть УЧЕНИК Радуна.
Пишут здесь и ненавидят друг друга бедные актёры, видать по всему...
0
10.12.2010 21:45
Театр провинциальный - псковский - глупо сравнивать со столичными, хотя в столице тоже всякой халтуры и самодеятельности в театрах и театриках - хватает.
Из нашего театра драмы в этом сезоне наконец, ушла школьная самодеятельность, плоская и безвкусная...
Актёры облегчённо вздохнули.
0
Рейтинг@Mail.ru