Актерский Дневник 04.04.2016
4 апреля состоится очередная отчетно-выборная конференция Псковского регионального отделения Союза Театральных деятелей России. Раз в пятилетие самый многочисленный творческий Союз подводит итоги, намечает задачи, избирает тех, кто потянет воз общих забот в следующие пять лет, то есть войдет в состав правлений, комиссий, секретариата и так далее. Сначала пройдут региональные конференции, а в октябре в Москве соберется очередной VII съезд СТД РФ. Время показало – а в следующем году Союзу исполнится 140 лет – что театральное сообщество обладает влиянием, авторитетом и преизрядным творческим, организационным и материальным потенциалом.
Театральное общество родилось в 1877 году как Общество взаимного вспоможения русских артистов с целью «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований». Среди учредителей общества были такие известные деятели российской культуры, как Иван Тургенев, Алексей Плещеев, Дмитрий Григорович, Василий Верещагин. Затем были преобразования в Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям, Императорское Российское Театральное общество и, наконец, Всероссийское Театральное общество (ВТО). Во главе организации всегда стояли выдающиеся деятели русской сцены – Мария Савина, Александра Яблочкина, Михаил Царев. А в послевоенные 40-е годы начался процесс образования республиканских и региональных организаций. В 1986 году на XV съезде ВТО было принято решение о создании Союза театральных деятелей РСФСР - полноправного творческого союза. Его председателем стал народный артист СССР Михаил Ульянов. С 1996 года по сегодняшний день председателем является народный артист России Александр Калягин.
Сегодня Союз объединяет театральных деятелей всей России: его членами являются более 22 тысяч человек, а региональная сеть СТД РФ включает в себя 77 организаций. СТД РФ – учредитель национальной театральной премии страны «Золотая Маска». В структуру Союза входят и российские центры международных театральных организаций – Международного союза деятелей театра кукол (УНИМА), Международных ассоциаций театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ), любительских театров (АИТА), сценографов, театральных техников и архитекторов театров (ОИСТАТ). Инфраструктуру СТД РФ составляют различные предприятия, здравницы, дома творчества, медицинские учреждения.
Псковская региональная организация СТД РФ, созданная в 1948 году, сравнительно небольшая: на сегодняшний день она объединяет 63 человека. Это актеры, режиссеры, художники трех наших театров: псковских им. А.С.Пушкина и театра кукол, Великолукского драматического театра. И, разумеется, наши ветераны. Но даже при таком составе Псковская организация СТД РФ – самое большое творческое сообщество области. С 1991 года председателем организации является народный артист России Юрий Новохижин, который, кроме того, с 1996 года входит в состав Секретариата Союза (всего в Секретариате 27 человек), и который, судя по-всему, будет избран еще на один срок.
Прошедшее пятилетие было, пожалуй, самым трудным за всю историю Псковской организации СТД РФ. Первой и главной проблемой, или «первой бедой» прошедшего пятилетия, стало то, что нежданно-негаданно Псковскому отделению СТД РФ на долгих четыре года выпало сыграть роль бомжа. Дело в том, что помещение, в котором последние годы находились офис, гостиная и библиотека ВТО-СТД РФ, было поздней, примерно середины 70-х года, пристройкой к историческому зданию Народного дома им. А.С.Пушкина, которая в процессе реставрации подлежала сносу. Помещение пришлось освободить в сентябре 2011-го. Да мы бы и перемоглись, если б не беда вторая – не сложившиеся отношения отделения СТД РФ с губернаторским назначенцем на должность худрука Пушкинского театра Василием Сениным.
В декабре 2014 года строительно-реставрационные работы завершились, началось освоение новых пространств, но места для офиса и гостиной СТД РФ по воле худрука Василия Сенина и директора Сергей Дамберга, вопреки их обещаниям, не нашлось. Зато, как известно, нашлось для куда более, с их точки зрения, нужного и близкого театру Института регионального развития (к слову сказать, сегодня упраздненного).
Нет ни смысла, ни времени излагать здесь все перипетии конфликта, который, благодаря интернету, обсуждал не только Псков, но и вся театральная Россия. Этот детективно-приключенческий роман еще ждет своего автора. Сегодня очевидно, что конфликт был заложен изначально из-за личных качеств худрука и глубоко принципиальных расхождений с ним во взглядах эстетических, этических, моральных, профессиональных и просто человеческих.
Подход Сенина к должности худрука - это своего рода «теория белого листа»: мол, до меня тут не было ничего хорошего, театр был «смердящей лужей», «в городе много талантливых людей, но все они не в театре». Началась волна увольнений профессиональных, знающих театральное дело кадров и прием на работу по принципу личной преданности. Расцвело хамство. «Театр – дело молодых!» - провозглашали «верные сенинцы». «Театр – дело всех!» - возражали им, и тут же эти возражавшие записывались в «моральные уроды». (Все кавычки – реальные цитаты.)
Тактика строительства театра «с нуля», может быть, и приемлема при создании нового театра, либо при реформировании одного из многочисленных театров где-то в мегаполисе. Но в региональном центре, где областной государственный театр – единственный, и «Большой», и «Малый», и «ТЮЗ», и «Детский» в одном лице, – это совершенно недопустимо. Такой театр должен отвечать интересам зрителей всех категорий. Первый и долгое время единственный спектакль Сенина – 45-минутный «Граф Нулин» стоимостью около 1,5 млн. рублей – сразу попал в контекст всероссийской дискуссии о границах свободы творчества в государственных театрах, о пустоте и бессодержательности спектаклей целого ряда молодых режиссеров, пытающихся выдать оригинальничание за оригинальность и псевдоновации за новое слово в искусстве.
Апогеем беспредела в деятельности «худрука» стало изгнание из театра 73-летнего бывшего главного режиссера, народного артиста России Вадима Радуна накануне торжественного открытия обновленного Народного Дома. 2 февраля 2014 года по распоряжению Сенина он был выведен из театра вооруженным автоматами нарядом полиции. Видеозапись этого позора можно и сейчас при желании легко найти в интернете . Спустя три месяца, во время второго инфаркта, Вадима Радуна не стало. Весь этот театр абсурда, уже с признаками трагедии, продолжался до тех пор, пока несостоятельность Сенина как режиссера и руководителя не стала очевидной «городу и миру», а главное – губернатору.
В декабре 2014 года было принято решение о создании Псковской Театрально-Концертной дирекции во главе с Дмитрием Месхиевым, а 17 марта 2015 года Сенин был уволен. В сентябре 2015 года решением Месхиева Псковскому отделению СТД РФ было предоставлено удобное помещение в историческом здании театра рядом с Малой сценой.
И здесь надо отдать должное Правлению Псковской организации СТД РФ, именно оно встало на пути губительной для театра деятельности «худрука». Правление принимает Открытое письмо губернатору Андрею Турчаку о положении в театре, 1 апреля письмо публикует ПЛН, а затем и другие псковские и центральные СМИ. 4 апреля в Открытом письме к губернатору на официальном сайте СТД РФ председатель СТД РФ Александр Калягин предлагает сформировать и прислать в Псков конфликтную комиссию. Губернатор отвечает, что, мол, разберемся сами, и 9 апреля лично проводит в театре общее собрание с возможностью высказаться всем сторонам (видеозапись – в интернете). Завершая собрание, губернатор дает указание Сенину привлечь к участию в спектаклях весь творческий состав театра. Апогей конфликта пройден.
Может, и не стоило бы поднимать тему исчерпанной, казалось бы, ситуации, если бы последствия ее не сказывались и сегодня. И в преодолении их роль Псковской региональной организации СТД РФ невозможно переоценить. Незнание законов, по которым живет театральный организм, вопиющий непрофессионализм – отличительная черта сенинских новых кадров. Что делать, когда, к примеру, исполняющий обязанности завлита театра не считает зазорным пройти через сцену во время репетиции. А пресс-секретарь театра в прямом эфире городского ТВ сообщает публике о приезде во время предстоящего фестиваля известных «театраловедов» (!?), - хотя любому мало-мальски театрально грамотному человеку известен смысл понятий «театроведение» и «театровед». Порой кажется, что «дело Сенина живет и побеждает», а «театраловеды» и теперь правят балом. Не далее как 17 марта в разделе «Сцена» на ПЛН читаю публикацию уже сегодняшней нашей пресс-службы: «Экранизацию знаменитого романа-антиутопии Евгения Замятина представит на псковской сцене петербургский Большой театр кукол». - !? Из текста статьи становится ясно, что речь все же идет о театральном спектакле, а не о фильме. Что делать? Любой сколько-нибудь уважающий себя зритель после заметки с таким названием сильно засомневается: а стоит ли идти в такой театр? «А вы помогайте, обучайте, подсказывайте!» - говорит ДимДимыч Месхиев. Может, он и прав. Вот только учиться никто не хочет.
Но самый существенный урон нанесен Псковскому Пушкинскому театральному фестивалю, одним из учредителей которого является СТД РФ. На протяжении 20 лет, начиная с 1994 года, фестиваль под руководством основателя Пушкинского Театрального центра в С-Петербурге, народного артиста России Владимира Рецептера трудился над созданием Пушкинского театра в России. Исходя из уникальной личности А.С.Пушкина и его значимости в русской истории и культуре, Рецептер задумал фестиваль, как органичное единение трёх начал: науки о Пушкине, практикующего театра и театральной критики. Центром, сердцем фестиваля была Творческая лаборатория, в заседаниях которой, порой не менее захватывающих, чем театральные спектакли, участвовали в разные годы выдающиеся деятели культуры: пушкинисты, театроведы, режиссеры, актеры, писатели. И эта работа приносила свои плоды: год от года спектакли по произведениям Пушкина говорили все более сильным, глубоким и выразительным языком о самом главном в русском характере и русской истории. Я даже думаю, что, если бы Сенин побывал хотя бы на одном таком фестивале, он не позволил бы себе выпустить такого «Графа Нулина». Но…
Сенин беспардонно и по-хамски не допустил Вл.Рецептера к участию в XXI Пушкинском фестивале. О лаборатории никто и не вспомнил, и даже не попытался понять, какое это было явление. Как не вспомнил и духовно-объединяющее молитвенное стояние участников фестиваля со свечами в руках в последний фестивальный день, 10 февраля, в день и час смерти Поэта, у его могилы. Псковский фестиваль превратился в один из многих тематических театральных фестивалей России. Уровень спектаклей всех Псковских фестивалей всегда соответствовал уровню театра в стране, всегда были спектакли-лидеры, яркие и запоминающиеся, и всегда был ряд проходных работ. Но существовал орган генерации идей театра Пушкина. По сути, уничтожено ценнейшее достояние российской культуры – Театральная Пушкинская лаборатория, то есть совершен акт настоящего вандализма. Участие в возрождении Пушкинского театрального фестиваля в его изначальном значении – одна из задач Псковской организации СТД РФ.
Другой крайне важной задачей Союза остается продолжение диалога с органами власти. В Москве – это встречи председателя Союза с руководством страны, на местах – с руководством регионов. В Пскове такие встречи председателя отделения Юрия Новохижина с губернатором Андреем Турчаком были практически постоянными, здесь надо отдать должное и губернатору, и председателю. Встречались мы и с вице-губернаторами, и с руководителями фракций Псковского областного собрания. В центре этих встреч было, как правило, создание творческих условий для театральных коллективов, социальная и экономическая поддержка членов СТД РФ и всех творческих работников театров.
Предстоящее пятилетие тоже обещает быть непростым. Начинается капитальный ремонт здания Великолукского драматического театра, и будущему Правлению необходимо подумать об организации мониторинга условий, в которых будут жить и работать наши коллеги в Великих Луках в период ремонта, и в случае необходимости поддерживать театр в органах власти города и области. Но уже сейчас отделение СТД РФ должно вступить в диалог с руководством Великих Лук и области по поводу недопустимо низких зарплат актеров Великолукского театра, которые не превышают 7-8 тысяч рублей. Не получится у нас – давайте включать в диалог Москву, центральный аппарат СТД РФ вплоть до личного вмешательства Александра Калягина.
Думается, понадобится внимание и помощь Союза и нашему Театру кукол, которому предстоит переезд в другое помещение.
Самое время напомнить и о просветительском призвании СТД РФ, да и всех, кто связан с культурой и искусством. Выдающийся пушкинист и многолетний участник наших фестивалей Валентин Семенович Непомнящий на вручении государственных премий в Кремле еще в 2001 году говорил, что у него есть мечта, что когда-то президент свое ежегодное послание Федеральному Собранию начнет словами: «А теперь поговорим о главном – о культуре». Прошло 15 лет – мечта осталась мечтой и, судя по-всему, ей и останется. Но разве вся экономика, вся государственная машина, вся материальная сторона жизни, о которой худо ли бедно так печется государство, не должны быть направлены на то, чтоб человек мог, говоря языком Шекспира, быть «человеком в полном смысле слова» и жить наполненной духовной и культурной жизнью? Ведь, в конце-то концов, не человек для быта, а быт для человека!? Ан нет, культура у нас традиционно в служанках на остаточном принципе и нищих зарплатах. Как говорил тогда же и там же Валентин Непомнящий, наши работники культуры и искусства, оставаясь нищими, оказывают государству благотворительную помощь в деле сохранения национального культурного наследия.
Вложения в культуру – это «длинные деньги», мгновенной отдачи не будет. Но иначе не будет жизни. Кто-то убийственно точно заметил: водитель въехал на остановку с людьми – это отсутствие культуры, бизнесмен забил до смерти пенсионера, занявшего его место на стоянке – это отсутствие культуры, роженица бросает новорожденного в мусорный бак – все то же отсутствие культуры, и так далее и много раз так далее. И так будет, пока жив этот разнесчастный остаточный принцип вечно пытающейся выжить культуры. Но тем более мы должны оставаться верными нашему безнадежному делу – сохранению, умножению, пропаганде, если угодно, культурных ценностей, идет ли речь о театре, или культуре человеческих отношений. Потому что, хотим мы того или нет, именно культура формирует нацию и ее будущее.
Вик.Яковлев