Актерский дневник 31.12.2015.
Заканчивается год, и ничего не поделать с желанием как-то его оценить, подсчитать плюсы-минусы, нацепить ему, уходящему, на спину рейтинговый номер и поставить на полку в виде воспоминаний в ряду других ушедших… В жизни Дрампуша, как теперь с чьей-то легкой руки взялись называть наш театр, год был одним из самых непростых в его почти 110-летней истории, и всё же победу по очкам явно одерживают плюсы. Вряд ли стоит напоминать о субъективности моих суждений (напомнил-таки!), но и беспочвенными их, согласитесь, не назовешь.
Пожалуй, самым значительным событием театрального года стало объединение двух областных театров, Пушкинского и Кукол, и областной филармонии в Театрально-Концертную дирекцию, а самым (пока) значительным следствием этого объединения – увольнение Василия Сенина, последствия деятельности которого предстоит разгребать еще не один сезон. Театральные «деятели» «сенинского призыва» в основном покинули театр, а те, что остались, довольно быстро театру обучаются – театром же!, который всегда был и останется живым организмом, частью жизни, а она, как известно, «сама вечно себя переделывает и претворяет и куда выше наших с вами тупоумных теорий…» (Борис Пастернак). Зигзаг неудачи по имени Василий лишний раз показал, что театр случайностей не терпит, и тем, кто попал в него не по призванию, не по любви, а по сложившимся обстоятельствам, лучше уйти. Хотя бы из соображений самосохранения, ибо занятие нелюбимым делом – делом, которое не в радость, а в тягость – всегда крайне вредно для здоровья.
Несомненным плюсом считаю и назначение тандема Козлов-Кладько, хотя ему еще только предстоит себя проявить. Здесь необходимо ответить всем, кто возмущается, что вновь назначенный главный режиссер Александр Кладько ничего не ставит. Причин для возмущения нет. Или надо было возмущаться 24 августа, когда тандем был представлен театру, и было сказано, что в полной мере Кладько приступит к работе только после выполнения всех принятых ранее обязательств, а именно после премьеры «Носорогов» Эжена Ионеско на сцене Питерского театра «Мастерская» в конце года. Премьера состоялась 25 декабря, и с первых дней нового года Дрампуш получит своего главного в полном объеме. Очень хочется надеяться и на плодотворное творческое сотрудничество с театром «Мастерская», худрук которого (и учитель Александра Кладько) Григорий Козлов остается худруком и Псковского театра тоже.
Но и, бывая в Пскове наездами, Кладько успел уже воплотить давние намерения некоторых актеров о поэтических вечерах. Разговоры о них шли давно, но дальше «протоколов о намерениях» дело не двигалось. Кладько просмотрел, прослушал имеющиеся программы, кое-что скорректировал, и вот теперь звучит в Пушкинском фойе «Осень души моей» - Александр Пушкин в исполнении Сергея Попкова, а на Малой сцене «Цветаева и саксофон» в исполнении Нины Семеновой и Аркадия Галковского.
Да и Пастернак («Свеча горела на столе…»), читанный мной во всех псковских библиотеках, студенческих аудиториях, перед участниками конференций учителей и работников культуры, с которым я побывал в Риге и голландском Неймегене, наконец-то впервые прозвучал в театре в подобающем звуковом, световом и видеооформлении.
На подходе Игорь Северянин в исполнении Ирины Смирновой и Сергей Есенин в прочтении Николая Яковлева.
Конечно, все расставит по местам конкретная работа, но уже сейчас, после нескольких обстоятельных встреч, можно сказать, что Александр Кладько – человек театра и прекрасно видит непростые проблемы, которые ему придется решить прежде, чем театр начнет жить полноценной творческой жизнью. Готов он и к репетициям: уже состоялась первая читка пьесы, к которой он приступит в январе.
Не могу не отнести к плюсам года и премьеру 24 апреля многострадальных «Солдатиков» Владимира Жеребцова в моей постановке. Шлагбаум на пути к зрителю был опущен Сениным совсем не по творческим причинам. Им же были отстранены от всякой работы в театре и исполнители главных ролей Андрей Атабаев и Николай Яковлев, которые, несмотря на давление худрука, не отказались работать в спектакле, ставшем для них, как и для Виталия Бисерова, хорошей профессиональной, да и, не побоюсь этого слова, человеческой школой. Сейчас уже можно сказать, что «Солдатики» нашли своего зрителя. Конечно же, выпуск спектакля стал возможен только благодаря вмешательству Дмитрия Месхиева.
Как, кстати, и вечер памяти Вадима Радуна «Я – человек театра», состоявшийся 1 июня, в день 75-летия режиссера, ушедшего из жизни годом раньше. Билеты на вечер не продавались, пригласительные не рассылались, была только афиша, но Большой зал театра был заполнен до отказа: псковичи пришли почтить память режиссера, отдавшего псковской сцене почти сорок лет жизни.
Состоялись и другие заметные премьеры. Из спектаклей, поставленных Василием Сениным, зрители хорошо принимают «Ионыча» А.Чехова на Малой сцене. А на Большой в начале нового сезона зрители увидели «Свадьбу Фигаро» Бомарше в постановке Олега Молитвина. Оба эти спектакля был показаны в начале декабря в Тюмени. Впервые за много лет Псковский театр отправился в такую дальнюю – через два часовых пояса – большую гастрольную поездку в один из промышленный и культурных центров Сибири.
Театр оказался вполне готов и к новогодним праздникам. Кроме традиционного утренника у елки зрителям предлагаются сразу три сказки – такое на моей памяти впервые. Сам я с удовольствием играю в двух из них. Весьма удачно, на мой взгляд, у режиссера Евгении Львовой получилось «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда – с хорошей сказочной атмосферой английского замка, неожиданными эффектами, выразительными, удачно решенными персонажами.
И на редкость добрую и красивую рождественскую сказку «Вол и Осёл при яслях» по рассказу Жюля Сюпервьеля поставила петербургский режиссер (и тоже ученица Григория Козлова) Людмила Манонина-Петрович. В основе сюжета – история рождения младенца Иисуса в Вифлееме, - с поклонением пастухов, волхвов и, конечно же, прекрасной Рождественской звездой. «Дожил! – думаю я про себя, играя Вола и «согревая» младенца своим дыханием, – играем рождественскую сказку в театре, где когда-то запрещалось со сцены произносить слово ‘’Бог’’».
Процитирую известную псковскую поэтессу и прозаика Наталью Лаврецову – вот что написала она в своем Фейсбуке:
«Ну и удивил в этом году Псковский театр, подготовив к елочным мероприятиям сразу три спектакля! Два из них идут в малом зале и современная пьеса Оксаны Скачковой «Каменное сердце, или чудес не бывает» - в большом при полной заполняемости зала… Но настоящие волшебства все же происходят в малом. Здесь оживает Кентервильское привидение с чудесами светоэффектов, с погружением в мир старой доброй Англии. А тему Рождества, обнаружившую настоящее чудо, раскрыли актеры в спектакле «Вол и Осел при яслях» Жюля Сюпервьеля. Хлопают, не желая уходить из зала, зрители, ожидая продолжения чуда, играют с азартом и восторгом актеры – и молодой и зрелый состав... Такое ощущение, что за прошедшие годы вынужденного застоя истосковались обе стороны… А по окончании спектакля дети пишут письма Богу со своими просьбами: «Дорогой Бог! Сделай, пожалуйста, так, чтобы не было войны…» Играют настолько классно, и такой хороший состав – Яковлев, Свекольников, Новохижин, Шукшанова, Николай Яковлев (остальных молодых, к сожалению, еще не запомнила ) - что хочется пойти еще раз. "Вкусный" спектакль (оба). А сколько там световых и прочих эффектов - обалдеешь! Театр просто поднимается... Радостно!»
Поначалу хотел в этом выпуске Дневника поговорить и о весьма непростых проблемах, часто жизненно важных, от которых театру никуда не деться, которые так или иначе придется решать и о которых главному режиссеру хорошо известно. Но… Новый же год все-таки!
И потому, несмотря на накатившую очередную тучу кризиса, пожелаем театру настоящего глубокого творчества, а зрителям и актерам новых радостных встреч – в Новом году и на многая лета.
Вик.Яковлев
Фото Андрея Кокшарова