Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Как сыграть судьбу

19.10.2014 10:01|ПсковКомментариев: 15

Актерский дневник 19.10.2014.

Густав: Там в тополях, ветер шумит постоянно, а здесь нет ни дуновения.

Честное слово, не собирался в ближайшее время раскрывать Актерский дневник и что-то еще писать про театр. Но неожиданно сильным впечатлением от последней премьеры грешно было бы не поделиться. Я о спектакле «Ветер шумит в тополях» по пьесе француза Жеральда Сиблейраса. Режиссеру Искандеру Сакаеву удалось создать сценическое произведение на редкость цельное и выразительное по форме и, что крайне важно по нашим временам, удивительно глубокое по содержанию. Думаю, этот спектакль – один из самых значительных со времени открытия Псковского театра после реконструкции.

Пьеса, можно сказать, новая, да и драматургу едва за 50, однако, его героями стали трое ветеранов аж Первой мировой, доживающих век в доме престарелых. Кажется, вполне логично было бы приблизить их к нам и сделать ветеранами, скажем, последней мировой, но именно отрыв от современности позволил автору выйти на уровень обобщений, который позволяет говорить о том, что касается всех времен и возрастов. И в самом деле, нет проблем отдельно пожилых или отдельно молодых – есть проблемы общечеловеческие, и если молодых не интересуют пожилые и наоборот – это общая беда. Оказаться одиноким, брошенным в леденящее пространство безразличия можно в любом возрасте и во все времена.

Вместе с художником Диной Тарасенко режиссеру удалось создать мощный образ некого антижизненного пространства, лишенного любви. Трое стариков, встречаясь на веранде, обсуждают свои насущные (а с точки зрения большого, отсюда невидимого и засунувшего их сюда мира – никчемные) дела, балагурят, прикалываются, с удовольствием вспоминая прошлое и с опаской заглядывая – ну, приходится же признать! – в короткое будущее. Вот только вместо кривых заросших садовых дорожек – уходящая вверх во всю сценическую ширину лестница с неумолимыми параллелями ступеней. Вместо шелеста листьев – колышущиеся вертикальные полосы задника цвета металлик. Напомнившие, кстати, бумажные полоски на вентиляторах межпланетной станции в «Солярисе» Тарковского: их шелест напоминал астронавтам шум земной листвы. Вместо живой собаки – каменная на постаменте. Вернее, говорит художник, даже не каменная, а некий металлический остов, похожий на собаку, обмотанный чем-то, похожим на бинт. Этим же обмотаны три стула, которые с помощью трех молодых двойников «ходят» за хозяевами. Любовь словно обошла стороной этот больной мир, в котором все искусственно, все не для жизни.

Но самое замечательное творческое открытие режиссера – персонажи, которых в пьесе нет, и заданный им способ существования. Это – главные герои в молодости, актеры Максим Плеханов, Николай Яковлев и Виталий Бисеров. Это они в близкой к пантомиме пластике занимаются гимнастикой, ходят в штыковую атаку и ползают по-пластунски, когда Густав, Фернан и Рене вспоминают молодость и славное военное прошлое. Это и изящная Илона Гончар, появляющаяся в женских образах, о которых говорят персонажи, из которых самый драматургически важный – идеально-бело-крахмальная сестра Магдалина – бесстрастная надсмотрщица, назначение которой - соблюдение должного благообразия в постепенном уходе из жизни обитателей дома. И все эти фантомы насквозь искусственны, как и вся жизнь в приюте. Ходят они только по прямой, поворачивают только под прямым углом (иногда, словно под гипнозом, так начинают ходить и главные персонажи), вся их пластика пронзительно схематична, но впечатление производит сильнейшее.

И все же главное и бесспорное достоинство спектакля – великолепный актерский ансамбль Юрия Новохижина, Владимира Свекольникова и Сергея Попкова, - их Фернан, Густав и Рене. Если для Сергея Попкова это далеко не первая работа в новом репертуаре театра, то народных артистов мы увидели на сцене впервые за последние несколько лет. И, следует сказать, их творческая состоятельность подтверждена в полной мере. Как и старая истина о том, что роль сыграть может каждый, но сыграть судьбу под силу только настоящему мастеру.

Внутренняя драматургия всех трех ролей построена на сопротивлении еще живущих в них жизненных начал условиям бесприютного холода, уготованного их старости… кем? обществом? государством? всеми нами? Они не согласны со своим положением и рвутся в ту настоящую жизнь, стараются увидеть, ухватить ее приметы во всем, что их окружает, но их усилия нелепы и часто смешны. Так Фернан (Новохижин) уверяет, что каменная собака на постаменте иногда шевелится. То вдруг они замышляют бегство – туда, далеко и высоко, где по-настоящему шумят тополя. Рене (Попков) даже раздобыл три теплых одеяла в дорогу, а Густав (Свекольников) карту. Потом Густав вдруг решает, что через реку он перенесет своих товарищей на себе, и даже пытается взвалить на спину Фернана… И постепенно к этим действительно трогательным и по сути беззащитным старикам возникает симпатия, сочувствие… И, в конце концов, серьезное уважение к их жизненной силе, к их стремлению и способности жить несмотря ни на что.

В 2006 году пьеса «Ветер шумит в тополях» получает премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая комедия». Умная комедия, - так, наверное, можно определить жанр нового спектакля, о котором хочется вспоминать и думать. «Комедия жизни, которой не было», - говорит сам режиссер Искандер Сакаев в театральной афише. Теперь слово за зрителем.

Вик. Яковлев

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 86 человек
ПравилаКомментарии 15
Пожилой пскович 19.10.2014 11:53
Спасибо и низкий поклон, вам... всем.
1
19.10.2014 12:50
Спасибо за чудный спектакль!
Браво мэтры Псковской сцены!!!
1
19.10.2014 13:06
Прекрасно!
1
19.10.2014 13:07
Был на премьере. Что сказать.... потрясён, полночи не мог уснуть. Потрясающая игра маститых актёров - комок в горле стоял.
И на афише надо написать не "18+", а "от 16 до 50", чтобы как раз зрители этого возраста смогли в полной мере ощутить то, что, возможно, ждёт их впереди. Лично мне уже гораздо больше, потому, наверное, и примерял "на себя" то, что довелось увидеть в театре.
1
19.10.2014 14:13
Прекрасный спектакль, великолепная актерская игра, лаконичная выразительная сценография. Спасибо театру за очередную радость-уже четвертая премьера в новом сезоне, Так держать и двигаться вперед, несмотря на происки врагов! Собаки лают, а караван идет.
4
bnmbnm 19.10.2014 14:51
Смотрите, вот реальное средство что бы любую девушку затащить в постель!Реально любая девушка в постели за пару минут, сам пробовал не раз!Вот сами почитайте мой блог, там все подробно описал!=- xuta.me/2mp
2
19.10.2014 18:09
И всё-таки нашёлся один и здесь. Но - один.
0
19.10.2014 18:58
кому-то поперек горла положительные отзывы от спектакля?
0
Светлана 19.10.2014 20:05
Как всегда, игра корифеев - на высоте. Сценография спектакля, на мой вкус, хороша лишь для антрепризы. Присутствие трёх молодых актёров в униформе меня раздражало и отвлекало. Новохижин, Попков и Свекольников в подобном "усилении" не нуждаются!
0
19.10.2014 22:17
Спасибо,Виктор Николаевич.
Спектакль замечательный,игра актёров выше всяких похвал!
Рекомендую всем обязательно сходить!
0
19.10.2014 23:52
хороший спектакль...Грустная история, История победы жизненной силы...
Игра актёров ОЧЕНЬ впечатлила, соскучились мы по вам. СПАСИБО, СПАСИБО,,,Рады встрече с Свекольниковым, с Новохижиным, Попковым...Роли прочитаны вами классно, очень доступно, творчески и правдоподобно сыграны... Молодых актёров появление у меня наоборот вызывало приятное восприятие- хороший приём. Понравилась работа художников, режиссёра, спасибо за возможность осмысления и за встречу с мэтрами нашего театра
0
20.10.2014 00:02
спектакль о вечном, спасибо всем, кто принял участие в его создании
0
20.10.2014 17:36
Хорошая рецензия, спасибо!
0
15.12.2014 00:50
На ПАИ и на сайте театра драмы большое интервью Новохижина "Сейчас в театре противостояния нет".
Всех продал, кого надо лизнул. Противно!
0
Новохижин о Яковлеве 15.12.2014 00:57
Журналист:"Ваш коллега по цеху, Виктор Яковлев, с которым вы выступали всегда плечом к плечу, по-прежнему считает, что руководить театром доверили некомпетентным людям."
Новохижин:"Думаю, это личная обида Вити. Все дело в переносе спектакля «Солдатики»: он считает, что это такая направленная против него акция. Я говорил ему: Витя, не гони лошадей, что сейчас времена такие, трудно с финансами, и не только в театре или в Пскове, сейчас всей стране тяжело. Но он уперся, и почему-то уверен, что его обманут.
Тут ведь нужно быть деликатным: Виктор Яковлев очень талантливый, но, как и многие артисты, достаточно капризный. И, конечно, нужно дать ему поставить спектакль: «Солдатики» должны появиться. Отношения нормальные со всеми. А как может быть иначе, если я получаю роли, если мне худрук доверяет играть в театре, то о каких разногласиях речь? У меня и с директором, Сергеем Дамбергом, отлично сложилось. Когда я слышу, что кто-то там говорит, что надо убрать директора, я спрашиваю: вы найдете кого-то лучше? Человек уже год с нами работает, понимает весь процесс."
0
Рейтинг@Mail.ru