Сцена / Обзоры / Актерский дневник

«Жизнь прекрасна, но удивительна!»

18.11.2012 12:27|ПсковКомментариев: 35

Это событие в жизни Псковского театра – назначение художественного руководителя – переоценить, по-моему, невозможно. Во всяком случае, за все почти шесть лет существования «Актерского дневника» ничего подобного не было. Сказать, что начался новый этап истории театра в Пскове – не сказать ничего. Сами собой напрашиваются определения типа «новая эпоха», «новая эра», возможно, из-за давно зашкалившей, перешедшей все допустимые пределы доли пессимизма, накопившейся в последние годы.

А поводов к пессимизму было более чем достаточно. В день представления труппе худрука о них говорили актеры, в том числе и я. Прошедшим летом была утверждена «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Псковской области на период до 2020 года», знакомство с которой ничего кроме уныния вызвать не могло.

На здравый взгляд, Концепция должна содержать: анализ состояния дел в театрах Псковской области, а также перечень конкретных срочных и долгосрочных мер по повышению творческих потенциалов театров и их реализации. Но ни того, ни другого в Концепции нет, вместо этого – общие декларации, типа «создание условий для развития творческого потенциала и обеспечения роста его качества», без указания этих самых условий.

Концепция констатирует низкую оплату труда, но умалчивает о том, что за этим стоит невозможность обновления труппы и создания полноценного репертуара, падение уровня актерского мастерства (академический театр все чаще вынужден приглашать в спектакли участников самодеятельности). К нам приезжали такие актеры, что здесь могла бы быть самая сильная труппа, по меньшей мере, в Северо-Западном регионе. Но, поработав сезон, редко два, уезжали и очень прилично устраивались.

Констатируется отсутствие постановочных средств, но умалчивается, что театр вынужден оформлять спектакли, перелицовывая старые декорации. Сколько можно тянуть на «сэконд-хэнде»? До 2020 года точно нет. Спектакль должен хорошо выглядеть, а не рядиться в заплаты. Все красиво только в Концепции: «Результаты анализа современного состояния сферы театрального искусства свидетельствуют о том, что в регионе сформированы условия для стабильного функционирования театральных организаций, созданы предпосылки для повышения качества и развития данной сферы». (Раздел IV. Государственная поддержка театрального искусства в Псковской области.) 

Не внушало оптимизма  и отношение главы региона, который за 3 года и 9 месяцев губернаторства не был ни на одном спектакле областного театра. Хотя за это время встречался с сотнями людей, десятками коллективов, с архитекторами, футболистами… Ей Богу, то и дело возникало ощущение, что в области действует негласный план ликвидации театра. Все сказанное пришлось весьма не по нраву председателю комитета по культуре Александру Голышеву, но обижаться тут нужно не на меня, а на факты. Конечно, прекрасно, что обновится здание Народного дома, кто же спорит! В городе будет современная, оборудованная по последнему слову сцена. Но во всяком деле, а в творческом «организме» театра тем более, главное – люди.

Тем не менее, день 16 ноября, когда Александр Голышев представил труппе, собранной в растревоженном ремонтом здании театра, нового худрука (впрочем, и старого никогда не было, были режиссеры – главные, очередные и заезжие), несомненно, войдет в историю, как начало больших перемен. Тем более, что есть все основания предполагать реальный положительный результат. Должен признаться, даже мой, закоренелый уже пессимизм, изрядно подтаял. Пожалуй, впервые за все годы жизни в Пскове могу назвать решение руководителя региона – в данном случае губернатора Андрея Турчака – не только единственно верным, но смелым, творческим и блестящим по замыслу. «Ох, не торопился бы ты с оценками», - шепчет мне изрядно уже надоевший червь пессимизма. Время, конечно, покажет, но основания нарождающегося оптимизма очевидны. 

«У нас появился человек молодой, энергичный, амбициозный, творческий, с хорошим образованием, почему нам не понадеяться, что у нас будет хорошо!» - сказала на собрании директор театра Татьяна Комиссаровская. И не согласиться с ней в этом трудно.

Название нашумевшей когда-то пьесы Владимира Арро «Смотрите, кто пришел» стало и до сих пор остается нарицательным в отношении появления новых знаковых лиц. Вспомнилось оно и теперь, когда театр и город всматривается в нового «молодого и амбициозного», решившегося взять на себя нелегкую ношу ответственности за будущее театра в Пскове.

Итак, Василий Сенин, 36 лет. Два высших театральных образования – актерское и режиссерское. Первое – в мастерской известного педагога Вениамина Фильштинского в СПб.ГАТИ (ЛГИТМИК), среди учеников которого – Константин Хабенский, Михаил Пореченков. Второе – в мастерской замечательного режиссера и педагога Петра Фоменко в РАТИ (ГИТИС). Ставил спектакли в Москве (Театр им. Евг.Вахтангова, Центр им. Вс.Мейерхольда), Петербурге, Лондоне, Риге, Таллинне, Омске, Новосибирске, Перми. В Польше, Болгарии, Словении, Хорватии. Последняя премьера – «Пять вечеров» Александра Володина в концертном зале «Колизей» в Петербурге.

Спектакль театра им. Ленсовета «Заповедник» по повести Сергея Довлатова (инсценировка и режиссура Василия Сенина) был показан на Псковской сцене 6 мая 2010 года.

Было бы глупо предположить, что он, наш новенький, замкнется в Пскове. Он и сам заговорил об этом, обращаясь к труппе: «Конечно же, вам интересно, что за человек к вам пришел. Почему я принял предложение Андрея Анатольевича. Ответ очень простой. Прежде всего, – географическое положение региона. С культурной и исторической точки зрения Псковский регион – очень важная культурная цитадель нашей страны. Если посмотреть на карту, в трех-четырех часах езды находятся три крупнейших международных аэропорта – Петербург, Рига, Таллинн. Находятся крупные театры. И нам нужно вписаться в это пространство, полноправно в него войти. Я сейчас обращаюсь больше к творческому составу. Готовьтесь к диалогу, он очень скоро начнется. Нам нужно сделать фантастическое количество работы за очень короткий период времени. Любая ваша идея будет рассматриваться, и я вас уверяю, что ни одна не будет непринята мной только потому, что она мне не нравится. Этого я жду и от вас. Нам очень важно найти общность  интересов. Нам очень важно привлечь в театр разного зрителя. Очень важно, чтоб театр стал не просто местом, где в семь часов начинается спектакль и через два часа заканчивается, а чтобы он стал культурной институцией в городе. …Если мы не хотим, чтобы та существующая замечательная система репертуарных театров (правильная или нет, но она существует) не была уничтожена, мы должны принимать вызов времени. Мы можем сколько угодно сопротивляться этому времени, сколько угодно говорить, что мы так не хотим, но время предлагает свое. Как говорил мой дедушка, жизнь прекрасна, но удивительна. Вот это «но» нужно принимать.

Театральная идея Андрея Турчака и Василия Сенина видится сегодня как создание постоянного живого творческого общения с театрами Северной столицы и Прибалтики, вплоть до участия прибалтийских и питерских актеров в псковских спектаклях. В случае успеха этот план не только преобразит псковский театр, но придаст новое качество и зрительскому интересу. Более того, на сегодня этоединственно верный путь сохранения театра в Пскове.

Есть тут, конечно, и свои «подводные камни». Если, скажем, Псковский театр вновь окажется без средств, он очень скоро превратится в еще одну прокатную площадку для театров Питера и той же Прибалтики. «Еще вспомнишь меня, - вновь несет крамолу шепотливый пессимизм, - когда поймешь, что театр – только цветочки, только первая ласточка вливания Псковской области в Ленинградскую…» Но чур меня, чур! Сегодня я вижу возможность поработать с новым профессиональным режиссером, попробовать себя в новом качестве, а для актера ничего интереснее быть не может!

Приведу – вразброс – еще из высказываний Сенина:

«Мое мнение, что любые изменения в любой сложившейся структуре максимально хороши, когда люди пытаются найти диалог. А уже потом начинают понимать, возможен этот диалог, или нет».

«Судя по тем суммам, которые потратила администрация, судя по тому, как эти суммы потрачены (а я смотрел проект реконструкции, оборудование), это будет действительно технически очень оснащенный театр. Таких площадок, с такой технической базой, очень мало в стране. …Если б не было намерения сохранить труппу, зачем ремонтировать это здание».

«Мы должны использовать ситуацию не как обрыв, а в качестве трамплина».

«Мне кажется, залог зарплаты – это работа. Я считаю, что могу требовать что-то от актера,  а я хочу требовать, но, как реалистический человек, я не считаю, что в современном мире можно закрывать глаза на ту проблему, о которой вы говорите. В то же время, нельзя ничего не делать и требовать. Давайте конструктивно. Давайте не о том, чего сейчас мало, а о том, чтобы любить свою работу и получать деньги за то, чем мы любим заниматься».

«Понукать собой никому не дам!»

«Это был первый мой вопрос, когда закончится реконструкция. Если меня зовут в прекрасное далеко – я не поеду. Намечена осень. И мы хотели бы въехать (и я сказал об этом и Андрею Анатольевичу, и Александру Ивановичу) не только со старым репертуаром, который все равно надо в чем-то переделать, но и с какими-то новыми работами. …Малая сцена – замечательное поле для любого эксперимент».

«За два года – это срок, который я себе дал, мы должны создать репертуар театра. Чтобы, когда сюда будут приезжать на фестиваль международные коллективы, мы могли принимать в этом фестивале очень гордое участие. И выезжать будем не только по области и в соседние регионы. …Через два года каждый из вас может подойти и тыкнуть: ты не выполнил, что обещал. А сейчас – уже начнем работать, внутренне работать.

«У нас всегда будут сложности. А денег никогда не бывает много. При всем при том нужно работать се-рьез-но! …Труппа будет обновляться».

«Я не из тех режиссеров, кто считает, что театр – это через тернии к звездам. То есть не должно быть ситуации, что мы сыграли премьеру, а потом все вместе поехали лечиться от прединфарктного состояния».

«Мне было бы очень интересно, чтобы театр не разделялся на стариков и молодых. Хорошие спектакли предполагают ансамбль».

Встречу завершил Александр Голышев. Он еще раз передал сожаления и извинения губернатора, что совещание о бюджете не позволило ему прийти. «У нас очень театральный город. И мы должны формировать новый театр, новые отношения. Я рад вас видеть, и виноват, что не встречался раньше», – закончил он.

Вик. Яковлев

 

опрос
Пользуетесь ли вы замедленными / запрещенными в РФ соцсетями и платформами?
В опросе приняло участие 91 человек
ПравилаКомментарии 35
18.11.2012 12:40
Актёры нужны Псковскому театру новые, актёры! И г р а т ь надо уметь, перевоплощаться - быть способными к этому в принципе... Без этого - какой театр? Паноптикум деревянных кукол, некачественных андроидов.
0
18.11.2012 13:40
Когда поймет, куда попал- сбежит. Ставлю пари на полгода.
0
18.11.2012 13:53
порно постановки надо ставить, тогда и я пойду в театр
0
18.11.2012 14:01
браво. прочитал с интересом. надеюсь, что театр и актеры порадуют нас в ближайшее время
0
18.11.2012 14:10
Ну вот,спасибо за информацию.Сразу стало всё понятно. Хотя...больше непонятного.
Ощущение,что потрясли погремушкой,чтобы"дитя" не плакало.А "дитя"обкакалось и ей это очень неприятно.И к тому же,оно("дитя")проголодалось и хочет кушать.
А погремушка,и правда,очень красивая.
0
18.11.2012 14:22
"Я рад вас видеть,и виноват,что не встречался раньше".
Ну,просто"английское"лицемерие. Никого не стошнило?
0
18.11.2012 14:23
меня от голышева тошнит давно
0
18.11.2012 14:44
Нужна чернуха и порнуха. Больше порнухи.
0
18.11.2012 14:59
в театре душу обнажают,а не тело.
любителям порнухи в R-16.
0
18.11.2012 15:17
а симпатичный худрук))тока б делом занялся....
0
18.11.2012 15:18
и правда за чернухой и порнухой в другое место надо идти!!
0
18.11.2012 15:51
Пусть Шлосберг пригласит Гельмана. Вся псковская культурная общественность поддержит
0
15:17 18.11.2012 16:13
ничего симпатичного."п ... ;какой-то.возможно,с комплексами.поэтому и метит в управление актёрами. а образ его мыслей обнаружится в работе.
0
18.11.2012 16:14
..."пресный"...
0
18.11.2012 16:33
турчак не ходит в театр , голышев не ходит в библиотеку а для кого эти хлевы огромные ТИТАНИКИ , если не для таких интеллигентных людей????
0
18.11.2012 17:06
Только Гельман. Только Виктюк
0
18.11.2012 17:27
Господин культурный Вик. Яковлев, не Таллинн, а Таллин. В России, всё-таки живем и уважать родной язык надо, даже если вы околокультурный человек
П.С. И, чтоб 2 раза не вставать, сошлюсь и на документ (хотя и без документа любому человеку, поизучавшему русский язык хотя бы в пределах основного образования ясно, что даже если националистически настроенным господам из из Эстонии очень хочется указывать русским на то, как правильно писать по-русски слово "Tallinn", то это будет именно "Таллин". Также, как "Paris" мы пишем и говорим, как "Париж" и т.д.):
Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года № 1495 «О написании названий государств-бывших республик СССР и их столиц» было установлено следующее написание названия города: Таллин. Соответственно, этот же вариант написания установлен Росреестром (Роскартографией)
0
18.11.2012 18:07
Только Гельман. Только Виктюк
_________________________________________

Лучше Гельман в формалине. А Виктюк с его гомосексуальными "экстазами" просто скучен, уже даже не смешон.
0
18.11.2012 19:32
Удачи всем! Хороший текст, но фотки с голышом, вальяжно развалившимся в креслице и последний абзац - явно лишние.
0
Игорь Шаймарданов 18.11.2012 21:03
Хорошая статья. Желаю коллективу театра творческих удач, интересных работ, сплоченности, терпения и веры!
0
18.11.2012 21:03
Псков ожидают вдохновенные постановки Виктюка, тонкого мастера и признанного гения. Новаторские спектакли мирового уровня, начало которым положит "Копрофагия" с Миррой Горской. Шокирующие драматические эксперименты гей-театров из ближнего зарубежья. И наконец, серия концертов: Пенкин, Басков, Киркоров, Моисеев, Лазарев....
0
18.11.2012 21:18
будут изменения и в лучшую сторону, пора что-то менять. ждем с нетерпением.
0
18.11.2012 21:39
Не любите ли вы театр, как не люблю его я?..
0
18.11.2012 23:10
надеемся на самое лучшее. как бы мы все не относились к чиновникам, - надо верить в желание изменений. а ерничать и хамить на форуме - последнее дело, благо знаете, что мирра горская не прочтет вас.
0
birtuosoa 19.11.2012 09:41
Надеюсь на лучшее, очень хочу ходить на действительно интересные постановки, чтобы в Пскове театр стал очень "сильным" и конкурентно способным на мировом уровне.
0
19.11.2012 10:58
Виктор Яковлев в итоге зачотно подлизал. Язык-то не оторвался от старания?
0
19.11.2012 12:01
Удачи, господа актеры! Мы на вашей стороне для своей же пользы ))
0
19.11.2012 14:52
Викяковлев мнит себя театроведом? Мммм, и смешно, и грустно((
0
19.11.2012 16:04
карамышево,мастера лесхоза все как один весь лесхоз за путина медведева!только при них я буду богат!россия вперед!
0
Камиль 19.11.2012 17:05
Мне смешно. Так смешно, "аж худею".
Кто же это возомнил себе, что Виктор Яковлев не театровед. Таких специалистов в сфере театрального искусства еще нужно поискать. А в Пскове их единицы.
Написана статья про одно, а кому-то важнее как Таллин пишется. С одной "Н" или двумя. Так вот уважаемый борец за правописание слова "Таллин", лично мне начхать. Проблема в другом.
Я очень переживаю за театр. И мне лично интересно ваше мнение. Хватит флудить. Пишите по существу.
С уважением.

Камиль.
0
19.11.2012 17:14
Викяковлеву (он же Камиль, он же ....)скромнее бы надо о себе пИсать))
0
bogomazova.m 19.11.2012 18:00
Здравствуйте, недавно в интернете нашла уникальную услугу смс подписка на православный календарь
подписалась, всем рекомендую, многие друзья сделали тоже самое
сайт подписки
православная-жизнь.рф
0
19.11.2012 21:34
грубияны, не теряйте ориентацию. за версту видна. старайся, милый, быть традиционным...
0
фу,блин... 19.11.2012 22:50
как про театр, или культуру...так,как в помойку попадаешь.
0
20.11.2012 01:31
Всегда хочется верить в лучшее. Надеемся, что в псковский театр станут ходить так же, как и на гастрольные постановки. Удачи и большого будущего!!!
0
Рейтинг@Mail.ru