Сцена / Обзоры

Родственники. Снова на псковской сцене

27.03.2016 15:29|ПсковКомментариев: 36

26 марта в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина состоялась премьера спектакля «Соседи» по пьесе «Старые дома» Георгия Голубенко, Леонида Сущенко и Валерия Хаита. Почему главный режиссер театра Александр Кладько выбрал для своей первой работы в Пскове материал, с которым не расстается уже лет 10? Самое простое объяснение – нужен был успех. Уже испытанный, надежный, безоговорочный успех. Расчет оказался верным: что бы там ни говорили три с половиной псковских критика, но «Соседи» очень понравились псковичам. Аншлаг два дня подряд, аплодисменты, переходящие в овации – это, конечно, еще не показатель. А вот разговоры в очереди в гардероб или в антракте… Хотя в антракте не до разговоров.

Здесь сразу хочется дать практический совет: если соберетесь посмотреть «Соседей», то имеет смысл прийти в театр пораньше. Потому что спектакль начинается еще до того, как начинается: в фойе минут за пятнадцать до третьего звонка артисты, занятые в спектакле, поют под аккомпанемент замечательного трио хиты послевоенного времени, простите за оксюморон. И в антракте тоже поют. Так что зрители возвращаются на свои места в еще более приподнятом настроении. Правда, вслух жалеют артистов: такая нагрузка в течение двух часов! Но усталым никто не выглядит. Видимо, сказывается еще одна особенность пьесы: главных ролей, требующих исключительного напряжения, здесь нет, зато есть ансамбль. И надо отдать должное Александру Кладько, у него получилось этот ансамбль сбить: ровный, поддерживающий друг друга, без ненужных попыток посолировать.

Такое, в чем-то хоровое, исполнение можно объяснить и происхождением пьесы: «Старые дома» три автора (один из них теперь более известен, как «папа Славы» - Ростислава Хаита, актера, сценариста, создателя знаменитого «Квартета И») писали по заказу Одесского театра музыкальной комедии. Интересно, видел ли этот спектакль в его изначальном виде маленький одессит Саша Кладько? Или уже не маленький: в те времена спектакли годами не сходили со сцены. Вот у нас, например, как поставил Вадим Радун в 1976 году (в этом же году появились и «Старые дома») «Родственников» по пьесе Брагинского и Рязанова, так даже я его помню, а на момент постановки мне было три года. Если честно, помню только танец Мирры Горской (она играла бабушку) с официантом. И вчера всё о нем думала: что-то есть в этих спектаклях общее, хотя те псковские «Родственники» были о современности, которая сейчас стала далеким прошлым. А «Соседи» - это абсолютное ретро. Причем даже не знаешь, к какой эпохе его отнести.

Песни поют, как уже было отмечено, послевоенные и даже довоенные. Войну вспоминают часто: ведь вскоре после нее родился Андрей (Андрей Атабаев), вокруг которого и вертится вся эта история. А у Андрея, как у победы, много отцов: старый морской волк Захар Алексеевич (народный артист России Юрий Новохижин), интеллигентный сапожник-философ Тимофей Кузьмич (заслуженный артист Виктор Яковлев), художественный руководитель художественной самодеятельности Эрнест Борисович (заслуженный артист Сергей Попков). Мама тоже не одна. То есть родная одна – строгая и авторитетная Мария Ивановна (заслуженная артистка Надежда Чепайкина). Но есть еще интересная чудачка: супруга Эрнеста Борисовича и его самая преданная поклонница Елизавета Семеновна – отличная работа актрисы Нины Семеновой. Эти люди всем миром, точнее, двором воспитывали первого в доме послевоенного ребенка. Тем более, что родной его отец рано умер…

И вот этот ребенок рос-рос, рос-рос и… И, наверное, на сцене мы должны видеть семидесятые годы прошлого века – ведь Андрею тридцать лет. Но Александр Кладько и художник спектакля Владимир Ширин, похоже, решили ставить на всех ретро-лошадок. Поэтому невеста Андрея – легконогая, стройная как кипарис Галочка (Наталья Петрова) - является нам то в изумительном платье с пышным шуршащим подъюбником из 50-х (правда, невозможной для того времени длины), то в бриджиках, как гайдаевская кавказская пленница из 60-х, то в микроскопическом алом платье, которое явно родом из 90-х. В этом платье Галя пришла нравиться коллективным родителям своего Андрея, но при этом на ней зеленые бусы и браслет. Сочетание красного с зеленым – страшное преступление против вкуса в 70-е! А гений чистого разрушения – бульдозерист Степан Сухоруков (Роман Сердюков) как раз поет в минуту вдохновения «Всё могут короли» - премьера песни состоялась в 1978 году. Значит, это действительно 70-е? Но еще одна жительница богоспасаемого дома на Садовой – страстная Лена Остапчук (Екатерина Миронова), чьи дивные формы облегают фантастические шелковые халаты, опять заставляет вспомнить сороковые. Потому что эта жар-птица выглядит не как жена вечно мотающегося по заграницам футболиста (Сеню Остапчука играет Максим Плеханов), а как жена фронтовика, вернувшегося с трофеями. Как у Высоцкого в «Балладе о детстве»: «У тети Зины кофточка с драконами, да змеями, то у Попова Вовчика отец пришел с трофеями. Трофейная Япония, трофейная Германия: пришла страна Лимония — сплошная чемодания». Так что ретро, повторимся, в «Соседях» есть на все вкусы и времена – ностальгируй, по какому хочешь.

Но больше, чем по платьям и песням зритель, конечно, ностальгирует по тем отношениям, при которых сосед был другом человека. И даже практически родственником, которому за бескорыстную любовь и постоянную помощь прощалась некоторая бесцеремонность. А, может, тогда и слов таких не знали – бесцеремонность, нарушение личного пространства… И пространства никакого не было, тем более личного. Да и как можно думать о личном, когда ребенок (30 лет!) привел в дом беду? То есть невесту! Причем по старой одесской (да и не только) традиции мальчик желает жениться на более позднем, но не исправленном издании своей мамы. И это еще больше всё осложняет. Лишь зритель помоложе недоумевает: чего они так привязались к Андрею? У них же под ногами вертится вполне годный объект для воспитания – Стасик Остапчук (Анна Шуваева). А ему только крутят уши и заставляют играть на скрипке днем и ночью, причем с современной точки зрения наносят глубочайшие психологические травмы. Но таких слов тогда тоже не знали, поэтому Стасик носится по своему двору счастливый, с единственной мечтой – сдать в металлолом хоть что-нибудь. А в этом светлом, добром спектакле сбываются все мечты. Или почти все.

Главное-то, что сбылась мечта широкого круга зрителей. Именно для них и работает театр, именно на них и рассчитывал Александр Кладько. В самом начале работы в Пскове его всё спрашивали: что же вы будете делать, что поставите в первую очередь? А он отвечал степенно, не вдруг, что, мол, надо подумать, присмотреться к труппе и к зрителю. Понять, чего он ждет. И, похоже, новый главный режиссер действительно понял, что же псковский зритель, сметающий билеты на антрепризу, хочет. Вот этого и хочет: милой истории, желательно обращенной в светлое прошлое. Чтоб было смешно, а в «Соседях» смеются едва ли не каждую минуту, и просто хохочут. Например, в сцене спаивания отпетого бульдозериста или когда Лена Остапчук на руках уносит со сцены своего возращенца-футболиста. Некоторые, кстати, переживают за Екатерину Миронову и даже непроизвольно машут руками, чтобы девушка скорее унесла Максима Плеханова за кулисы. И, в общем-то, при всей ансамблевости каждому артисту благодарный зритель дарит свою минуту славы.

А артисты зрителям – целых два часа отдыха. И приходится признать, что за этим большинство зрителей и ходят в театр. И это они сейчас восхищенно выдыхают, покидая зал: «Ну наконец-то! На такое я ходить согласна». Так что Александр Кладько всё правильно понял и всё правильно рассчитал. В репертуаре появились новые «родственники». И на ближайший год, а то и больше вопрос с подарком любимой маме, бабушке, теще у псковичей, считай, решен: за билет на «Соседей» они точно будут благодарны.

Елена Ширяева

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 160 человек
ПравилаКомментарии 36
Театралка 27.03.2016 16:22
Кладько долго "не заморачивался" - выбрал то, что уже трижды ставил в разных театрах России. Художник-постановщик тот же. Особых творческих мук творцы явно не испытывали.
Эта старая советская оперетта имела неповторимый одесский вкус! В нашем театре он, увы, пропал. Одесский юмор, одесские словечки, одесский диалект - этого ничего в Псковской постановке нет. Гомерический хохот не наблюдался.
Неплохой спектакль, но не лучший. Нужно быть честными. "Фишка" с выступлениями актёров в антракте для нашего зрителя нетривиальна.
Возможно даже три-четыре полных зала спектакль и соберёт.

8
27.03.2016 16:28
Молодцы все. И такая хорошая атмосфера в зале была на премьере. Спасибо актерам!Браво!
0
МОДЕСТ. 27.03.2016 17:51
Как ни странно - понравилось.
Особенно удалась задумка с выступлениями артистов в фойе. Креативненько.
С ПРЕМЬЕРОЙ! УСПЕХОВ!
0
27.03.2016 18:50
лучше хорошие "соседи", чем ПОХАБНЫЙ "граф нулин"
2
27.03.2016 19:18
Я думаю, что сегодня, 27 марта, сыгран будет еще лучше!Поздравляю, было настроение! и не надо никаких одесских акцентов...
0
27.03.2016 19:25
Было местами затянуто, вот не хватало в этой комедии именно комедии.
И ещё замечание: артистам нашим надо работать над голосом. Разучились говорить для последнего ряда. Беда!
2
27.03.2016 20:30
Да не разучились, с акустикой в зале беда. Почему не поправят, неужели так дорого?
2
27.03.2016 20:40
Артистам , правда, надо работать над голосом.И каша во рту, не всё было понятно.
И акустика здесь ни при чём.
2
27.03.2016 21:00
Читаю тексты Е. Ширяевой довольно давно, и для меня очевидно, что ей-то самой спектакль совсем не понравился ( и для меня это важно), но она ради объективности в материале приводит иные мнения.
1
ПРАВДОРУБ 27.03.2016 23:27
А я вообще мнения Ширяевой в этой статье не вижу. Пересказала спектакль и всё. Беззубая статья получилась.
А спектакль-то не айс. Размышлять после его просмотра не о чем. Вышли молча. Так быть не должно. Спектакль надо обсуждать, вот тогда он живой. Для оперетты он был создан - там ему и место. А на драматической сцене он слабоват.
Попкову надо над сценической речью своих коллег поработать. Расслабились после Васьки что ли? Или привыкли уже на малой сцене играть?
7
27.03.2016 23:44
написала, для денег, что ли?
1
27.03.2016 23:55
она сама осталась на уровне тех родственников,,,
5
28.03.2016 02:07
отличная работа актрисы. - вот это и есть провинциализм, от тех родственников, если в ней видеть то, что написала
0
28.03.2016 07:47
Вопрос ведь не в том "понравился или не понравился конкретный спектакль". Вопрос в том захотят ли зрители после него ещё раз посетить драмтеатр. Молодёжь например. Или тонкие, думающие и читающие люди, коих во Пскове предостаточно.
1
28.03.2016 08:37
по-моему многим не хватило именно не комедии, а балагана, к которому так привыкли...
6
28.03.2016 08:59
Между комедией и балаганом очень тонкая грань. Такая же тонкая как и между незатейливостью и примитивом.
0
28.03.2016 10:37
интересно! пусть театр возвращается! яковлев, мы верили!
6
для 28.03.2016 08:37 28.03.2016 11:38
Ты ещё не в Госдуме? Именно там такие УЗКОЛОБЫЕ сидят.
0
Для 28.03.2016 10:37 28.03.2016 11:39
А Яковлев-то при чём? Мы верили в ТЕАТР, а не в отдельно взятую личность.
0
28.03.2016 11:42
Больше спектаклей - хороших и разных. И классики, и современности, и комедий, и драм .
Господа Кладько и Козлов! Отрабатывайте уже свой хлеб!!!
1
28.03.2016 14:01
Очень понравился спектакль. Добрый. Состав актеров подобран отлично. Игра актеров радует. Остались только положительные эмоции от просмотра! Спасибо за радость, которую Вы дарите!
3
Игорь 28.03.2016 21:57
Тут на всех статьях о премьере "Соседей" отметился какой-то злобствующий комментатор, вопящий о полупустом зале. А ведь зал все три дня был полон и зрители были в восторге!
Меня терзают смутные сомненья - уж не Вася ли Сенин тут пытается испортить всем праздник?
3
28.03.2016 22:06
Яковлев в фэйсбуке написал:
Вчерашне-сегодняшняя премьера "Соседей" вызвала чувства противоречивые. Большинство приняло первый в Пскове спектакль нового главрежа более чем благожелательно, но есть и другие мнения: дескать, мог бы Александр Кладько поставить чего-то и пооригинальнее, и посвежее, и поумнее, и.....
Кажется, именно для них Facebook напомнил событие двухгодичной давности - статья о тогдашнем состоянии Псковского Пушкинского театра, автор - Елена Ширяева.
А мне вспомнились строки из очень хорошего стихотворения Елены Пудовкиной, и неважно, что оно написано по другому поводу:
"…Прости нас, Боже, мы пришли оттуда,
Откуда и пойти-то было чудо,
Наш дар – он весь в горсти".
"Соседи" необходимы сегодня театру, как глоток кислорода тяжело больному. Спектакль (кстати, весьма высокого профессионального качества) явно имеет успех, но ему удалось куда более важное: театр снова поверил в себя, а зритель - в свой театр.
‪#‎дрампуш‬ ‪#&#82 ... еатрдрамы‬ ‪#&#82 ... ладько‬

И ссылка на статью Ширяевой "С прошедшим нас" от 28.03.2014 в которой про то, что творилось в театре в то время
А недовольные бухтельщики будут всегда, их сенинских и сейчас еще не перевелось

28.03.2014
5
для 28.03.2016 22:06 29.03.2016 00:26
Яковлев в фэйсбуке написал? Круто. А Актёрский дневник уже отстой?
3
29.03.2016 18:17
хороший материал, честный
3
30.03.2016 14:44
Для Театралки
Все-то Вам не нравится.и то не так и это не этак.Спектакль ставился на труппу псковского театра и это совершенно новый спектакль,неважно сколько раз он ставился до этого.Одесский говор-это отдельная тема,его нужно делать или очень хорошо или никак,иначе будет неправда.Думаю,режиссер учел все это.Был бы говор,были бы и доброжелатели ,которые сказали бы-ненатурально.А ведь спектакль хороший,добрый,а охаять можно все,было бы желание."Гомерический хохот"..-а нужен ли он?Разве "гомерический хохот" показатель успеха?Конечно,нет.Всегда настораживает.когда все не нравится,такого не бывает.А,если бывает.значит Театралка личность недалекая,ругать- особого ума не надо
18
для 14:44 30.03.2016 15:33
Какая-то группа поддержки Кладько уж совсем незатейливая.))
5
Театралка для 30.03.2016 14:44 30.03.2016 16:14
Вы решили меня унизить? Не получится. Я не обижаюсь на официанток,горничных и служителей провинциального театра. :-)
Мне есть с чем сравнивать. Я видела несколько постановок этой старой оперетты Фельцмана в лучших театрах СССР.
Про гомерический хохот - это была ремарка к статье. "Чтоб было смешно, а в «Соседях» смеются едва ли не каждую минуту, и просто хохочут." Так написала Е.ШИРЯЕВА.
Про одесский диалект: посыл к детству режиссёра-одессита Кладько.
Про "всё не нравится": "Неплохой спектакль, но не лучший. Нужно быть честными. "Фишка" с выступлениями актёров в антракте для нашего зрителя нетривиальна."
Ваш злобный, оскорбительный и очень глупый комментарий я списываю на дурное воспитание и плохое образование.
3
30.03.2016 16:17
Девочки, не ссорьтесь! В репертуаре театра появился милый пустячок, в котором нет не серийных убийц, ни голых пионерок. На данном этапе уже неплохо.
3
Постоянный зритель 30.03.2016 17:38
Пусть будут "Соседи". Да, не шедевр, но мы и этому рады.
Только пусть появятся ещё десять-двадцать спектаклей в репертуаре! Пусть примут в труппу новых актёров - красивых и талантливых. Чтобы люди, наконец, пошли в театр. Не на спектакль, так на актёра, как это раньше было.
Пусть спектакли будут каждый вечер. Ведь Областной театр, работающий лишь по выходным, это уже и не театр, а клуб.
0
ДЛЯ 30.03.2016 14:44 30.03.2016 17:43
Неужели в театре работаешь? А что же тогда у тебя интеллект на уровне плинтуса? Хотя, Сенин ведь всякую шваль с улицы набирал.
2
для17-30 30.03.2016 21:05
Сенин, "со швалью с улицы" оставил вам прекрасного "Ионыча", хорош и "Танец Дели" с чем вы на гастролях "поднимаетесь" и...... забыл вас, как "страшный сон".Работает себе с удовольствием. Поставил "Фигаро", "Золотого теленка", продолжает работать! Все постановки классные, а вы "барабанщики=склочники" никак не можете ничего создать, только со злобой барабаните! Не будет у вас больше ни "Глобуса",ни Даклетиана, ни Филиппа Жанти, ничего у вас не будет, одни "Сллдатики" и "Соседи"!
21
для17-30 30.03.2016 21:05
Сенин, "со швалью с улицы" оставил вам прекрасного "Ионыча", хорош и "Танец Дели" с чем вы на гастролях "поднимаетесь" и...... забыл вас, как "страшный сон".Работает себе с удовольствием. Поставил "Фигаро", "Золотого теленка", продолжает работать! Все постановки классные, а вы "барабанщики=склочники" никак не можете ничего создать, только со злобой барабаните! Не будет у вас больше ни "Глобуса",ни Даклетиана, ни Филиппа Жанти, ничего у вас не будет, одни "Сллдатики" и "Соседи"!
9
30.03.2016 23:23
Для 30.03.2016 21:05
Ох.сколько злобы)) не захлебнись)Может Сенин тебя к себе возьмет?или не нужна?
3
для 30.03.2016 21:05 31.03.2016 00:49
Сенин твой голубой давно зашухарился. И ничего нигде не ставит. Ибо Прокуратура театром вплотную занялась. И квартиркой его Московской (на ворованные денежки приобретённой). А будешь ты тут выступать не по делу - следом за бывшим хозяином пойдёшь.
2
31.03.2016 06:37
Давайте не будем про достижения Сенина. Недавнюю премьеру "Декамерона" в Новосибирске уже играют раз в два месяца, еле продавая билеты. Премьерами "Фигаро" его прокат и ограничился. Других "достижений" у него нет и не будет. Все всё поняли. А вот прокуратура по делам театра им вполне может заинтересоваться.)))
2
Рейтинг@Mail.ru