Сцена / Обзоры

Начало сезона: Жениться и мужаться!

19.10.2015 17:26|ПсковКомментариев: 47

Премьера спектакля «Безумный день, или женитьба Фигаро» в постановке Олега Молитвина два дня подряд собирала аншлаги в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина. По нынешним временам, это достижение. Я напомню, что прошлый сезон открывали «Геддой Габлер» (работа Виктории Луговой), и уже на втором показе зал был наполовину пуст, а после антракта актерам было совсем одиноко.

Да, сравнение почти бессмысленное: что общего у «Гедды» и «Фигаро»? В их псковских вариантах – только продолжительность. Причем спектакль по Ибсену, в котором режиссура победила всё, и в первую очередь – зрителя, даже чуточку короче. В новой работе Олега Молитвина – два антракта! И, будьте уверены, Псков настолько маленький город, что ко второму показу о трех часах действия знали все. Что никак не повлияло на решимость псковского зрителя: пойти и повеселиться.

Но дальше будет намного труднее. Не только потому, что сливки сняты: емкость преданной театральной аудитории в городе не велика, два премьерных показа – и уже скребешь по донышку. Но и потому, что, повторимся, в Пскове быстро распространяются – новости, слухи, мнения. А мнение о «Фигаро» тоже сложилось быстро: как будто мы это уже видели, а? В прошлом сезоне, у того же режиссера?

Напомним, что в 2014 году Олег Молитвин поставил в Пскове «Скупого» по Мольеру с Эдуардом Золотавиным в главной роли. И это был успех (хотя, судя по рейтингу СТД, в самом театре придерживаются другого мнения – у «Скупого» лишь седьмое место). Тем не менее, зрители полюбили этот веселый, легкий и, как говорят в детском саду, «красочный» спектакль (костюмы Фагили Сельской стали отдельным событием премьеры). Хотя тоже сетовали – и на отсутствие должной динамики, и на то, что сценография «переигрывает» режиссуру и актеров. Впрочем, актерская игра всё же была убедительна и симфонична: впервые за долгое время можно было говорить об актерском ансамбле на псковской сцене. И почти до самого финала прошлого сезона «Скупой» был «спектаклем для всех»: одинаково хорошим и для школьного культпохода, и для семейного просмотра, и для второго свидания.

Поэтому, когда стало известно, что Молитвин берется за Бомарше, ожидания были такие же, как впечатления от «Скупого»: легкие и счастливые – как перед свадьбой. И нельзя сказать, что они совсем не оправдались. Напротив: если кто-то ждал еще одного «Скупого», то, считайте, дождались. И это впечатление не только визуальное, хотя некоторые дамские костюмы в «Фигаро» слишком точно «цитируют» костюмы из мольеровского спектакля. Но в том-то и дело, что «самоцитирование» приходится констатировать и в связи с работой актеров: если Максиму Плеханову – исполнителю роли Фигаро – режиссер поставил задачу повторить Клеанта, то она выполнена.

Но давайте забудем про «Скупого», представим, что в Пскове есть люди, которые еще не видели ни прошлогоднего Мольера, ни свежего Бомарше. Что сказать про «Безумный день, или женитьбу Фигаро» в условиях чистого поля восприятия? Первое и самое главное (и, возможно, самое приятное): это действительно абсолютно автономный спектакль. У зрителя ни на секунду не возникает желания сравнить его с самой известной на постсоветском пространстве «Женитьбой» Валентина Плучека с Андреем Мироновым в главной роли. Более того, тем, кто всё-таки припомнит, может показаться, что Фигаро от Максима Плеханова сейчас даже точнее. Ведь у Плучека Фигаро не просто взрослее и умнее – в нем, камердинере и домоправителе, еще и достоинства больше. Псковский же Фигаро как-то вернее отвечает современным представлениям об «обслуживающем персонале»: вертлявый, суетливый, лишенный какой-то традиционной мужественности – если честно, он вообще больше похож на диснеевского персонажа, чем на человека. И эту «мультипликационную» фактуру актера режиссер не только заметил, но и поэксплуатировал. Не зря же в одном из эпизодов есть этот момент «перемотки» назад, не очень удачно, впрочем, сыгранный.

Вот тут приходится констатировать главную неудачу спектакля: режиссер не учел физические возможности своих актеров. Мультипликационность мультипликационностью, но когда Фигаро начинает рассыпать свои испанские дроби, очевидно, насколько ему не хватает пластичности, легкости. А демонстрировать «невозможности своего тела» ему приходится, увы, часто. Как, в общем-то, и некоторым другим актерам. В спектакле поют (как и обещали – на испанском), танцуют, но опять же создается впечатление, что у большинства актеров, занятых в комедии, просто не хватает темперамента, задора, куража на всю эту феерию.

Невольно вспоминаются слова заслуженного артиста России Сергея Попкова, исполнителя роли графа Альмавивы, сказанные накануне премьеры. О том, что спектакль – это как ребенок, его надо выносить, вымучить, родить. И о том, что худсовет может помочь что-то исправить: «У нас будут еще сутки до премьеры - время помучаться». И действительно такое ощущение, что помучались, помучались и вымучили. Причем к самому Сергею Попкову, как обычно, претензий нет: граф Альмавива даже молчит лучше, чем фонтанирует вокруг него молодежь. Он просто не может сыграть ниже своего уровня.

Но в этих предпремьерных признаниях есть большая доля невольно высказанной правды. Ведь человек, на самом деле, всегда знает, где в его работе самая ненадежная нить, которая может предательски порваться. Думается, и Олег Молитвин прекрасно знал, где в его работе нитки тонкие, а где белые.

Поэтому ему лучше не задавать вопросов вроде: «Зачем в вашем спектакле актеры играют в теннис?» - как это сделали слушатели программы «Теория вероятности» радио «Эха Москвы в Пскове». Нет у этого тенниса какого-то не прочитанного нами значения, хотя Олег и пытался рассказать, что ставил историю об эгоистах и сибаритах, людях праздных, которые могут и в теннис целый день… Я, кстати, тоже знаю одну пьесу, про эгоистов и сибаритов, в которой, однако, невозможно заменить бильярд на теннис. Не только потому, что он (бильярд) в ней буквально прописан: «Желтого дуплетом в угол», а потому что демократичный пинг-понг – это для обеденных перерывов в советских НИИ и переменок в школе, а не для русских усадеб или испанских замков с ванной и телефоном. Но это, повторимся, если думать, будто в пинг-понг играют зачем-то. А если просто принять, что это случайный выбор – так и больному, то есть зрителю легче. Случайный выбор, и ничего личного. Нет никакого потаенного смысла в настольном теннисе. В том, что в самом начале пиесы Сюзон (Ксения Хромова) возлежит в ванне – голая, как надеются многие зрители. В том, что, заслышав голос своей целомудренной любимой из этой самой ванны, Фигаро немедленно стягивает штаны. И выглядит при этом как Гуфи… Всё это ровно ничего не значит и делается просто для смеху. И зритель действительно похохатывает, хотя ему отчаянно пытаются напетросянить на нормальный такой хохот.

И любуется актрисами: до чего у нас в театре актрисы красивые – «я таких, признаться, даже в метро не встречал». Серьезно: женская красота – это хорошее подспорье спектаклю. Розина (Ксения Тишкова) может вообще ничего не говорить – пусть бы на втором этаже металась в своем пеньюаре, туда-сюда, туда-сюда – средняя наполняемость зала у театра точно была бы в кармане. А она еще и поет! Вместе с Базилем (Денисом Кугаем) и малюткой Фаншеттой (Анна Шуваева).

А Ксения Хромова (Сюзанна – мы уже отмечали) так еще и играет – ей есть что играть, и она этим активно пользуется: из всех наших красавиц ей едва ли не единственной удается быть еще и смешной. Впрочем, Марселина (Екатерина Миронова), с которой у Сюзон в первом действии отличная драка, тоже молодцом. И удачно состаренный Виталий Бисеров в роли непросыхающего Антонио.

Видите ли какая штука: достоинства спектакля надо вспоминать, едва ли не просеивая трехчасовое действо. В нем «есть моменты» и нет цельности, которая так украшала «Скупого». И, на самом деле, всё совсем неплохо (например, третий акт заметно сильнее и интереснее), но вряд ли сам режиссер и его команда рассчитывали на оценку «удовлетворительно».

Тройка, конечно, оценка государственная. Но до следующего показа еще месяц (он должен состояться 15 ноября). Возможно, что-то изменится – ведь есть отчетливое ощущение, что режиссеру по какой-то причине не хватило времени. А «Женитьба Фигаро» - это в любом случае отличный выбор для Пскова, будет жаль, если зрительский энтузиазм иссякнет после двух премьерных показов.

Елена Ширяева 

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 204 человека
ПравилаКомментарии 47
19.10.2015 18:22
Отличный спектакль! правда, Сюзон в ванной, графиня в пеньюаре и Фигаро без штанов как-то смотрятся пошло. А Попков на самом деле - лучший! Опыт не пропьешь!
5
МОДЕСТ. 19.10.2015 18:34
Спасибо, Елена. Почти мои мысли высказали.
Спектакль,наверное, ставился для молодых, но энтузиазма что у молодёжи на сцене, что у молодых зрителей в зале я лично не наблюдал.
Много несуразностей: от блёсток на лице графини до её вечно распахнутого халатика. (Она не проститутка из дома терпимости, а графиня вообще-то!)
От невнятной речи Плеханова до нарочито манерной речи Кугая.
От портрета Андрея Миронова на стене до теннисного стола. И пр пр пр.
Получился водевильный спектаклик или капустник, ушла глубина текста Бомарше. Андрей Миронов так произносил монолог Фигаро, что мурашки по телу бежали. Видел ли Максик это в записи?
От нелепых, собранных по сусеку что ли, костюмов до нестыковок в декорациях. Сплошная эклектика получилась. Или точнее - не получилась! Сборная солянка. Так вернее будет.
0
Lady Kaka 19.10.2015 18:36
СПАСИБО, Елена! :-) Ваша статья мне понравилась БОЛЬШЕ, чем "ФИГаро"..;-)
0
Lady Kaka Модесту 19.10.2015 18:40
Блондинка, видимо, НЕ ОТОШЛА от роли в "Зукке", где она как раз играет проститутку..)
0
19.10.2015 18:44
Наверное режиссёр Олег Молитвин чем-то дорог нашему губернатору, раз в столь юном возрасте третий спектакль в Пскове ставит.
0
театралка 19.10.2015 18:53
Сенин привёз в Псков юношу Молитвина? Первая постановка про божьих коровок была сделана именно при нём.
Василий ушёл, а круги от него до сих пор бегут.
Месхиев обещал хороших режиссёров, двое новеньких назначенцев тоже пели красиво. А результата так и нет нормального. Теперь вот снова ремонт хотят сделать, зал, мол слишком большой, а сцена слишком маленькая.
Наверное, проще театр полностью в киноклуб превратить. Хороших постановок мы не дождёмся.
1
19.10.2015 18:54
Да ничем он не дорог. Просто других нет.
0
19.10.2015 18:55
"Скупой"-заведомо бытовая комедия, "Женитьба Фигаро"-драматургия совсем иная. Ставить их одним способом-ошибка изначальная. От фото веет глубинной провинциальной самодеятельностью...
0
19.10.2015 19:00
А мы ушли в первом же антракте. Не вынесла душа.
0
для Театрал Псковский 19.10.2015 19:04
Это зависть? Я про Виктора Николаевича Яковлева. Вечер памяти Вадима Радуна был им сделан прекрасно. И сыгран отлично. И давно не пьёт мастер.
9
19.10.2015 19:09
Да ладно вам бурчать! Керубино был хорош, очень. И Антонио на все сто отыграл!
6
19.10.2015 19:14
19.10.2015 19:09 это Иблеев или Плеханов ? Нескромно.
Неплохо сыграли вы, ребята, так и быть - мы вас заметили. :-)
2
19.10.2015 19:18
На сайте театра : "Премьера спектакля с большим успехом прошла"
За полный зал теперь принимают успех? Просто псковский зритель хотел увидеть хоть что-то, похожее на спектакль Московского театра сатиры.Не увидел. Шли как на праздник, уходили как с панихиды.
0
для 19:14 19.10.2015 19:25
Это Иблеев @ *@серов )
0
ПРАВДОРУБ 19.10.2015 21:10
Аншлага настоящего не было. Билеты на премьеру дорогие, поэтому половина зала пришла по приглашениям. Скидывайте цены, господа горе-администраторы, иначе уже третий спектакль будет при 50 зрителях.
0
19.10.2015 21:45
Правдоруб, а вы в курсе, сколько билет реально стоил? или выморозили у знакомых дармовое местечко на приставном стульчике и теперь ноете?
6
Пан профессор 19.10.2015 21:49
Бомарше невероятно современен. Монологи Фигаро в чтении или исполняемые вдумчиво - мороз про коже.
- Только мелкие люди боятся мелких статеек.
- Если начальство не делает нам зла, так это уже немалое благо.
- Пить, когда нет жажды, заниматься любовью во всякое время... Только этим человек и отличается от животных.
- Повредить политике может только порядочность.
Это ведь все про сегодня. Про сегодняшнее общество, страну, чиновников. И из этого сделать "водевиль", ржаку?
0
Театрал Псковский 19.10.2015 22:36
Никакая не зависть. Не надо ля-ля. Вечер был придуман неплохо, а вот Яковлев был плох. И это бросилось в глаза всем, кто пришел на вечер.
7
19.10.2015 22:36
А что сказал худсовет? Или его так и не спросили?
0
Пану профессору 19.10.2015 22:50
Сходите уже посмотрите на этого нового "Фигаро"! это совершенно безболезненная постановка, без всякого возможного вольнодумства, с сильно редуцированным текстом.
А если кто хочет вольностей - тому пожалуйста: Сюзон и ванна. И нога голая...
1
ПскВИЧ 19.10.2015 23:14
А помните, пан Профессор постановку "Фигаро" в Пскове, осуществленную Гетой Яновской? По наполненности смыслами ее оригинального решения, которое в прессе боялись озвучить - она была феноменальна. И именно потому ставила она в Пскове. Всюду бы запретили. В Пскове, где были тонкие, вдумчивые актеры, была талантливейшая Алена Коженкова, у которой актеры "украли" эскизы костюмов, промелькнула вся элита театральных критиков страны - так умен был Фигаро. Уникальная ситуация. Было, было, было. Бомарше просто присутствовал в спектакле со своей болью гениального писателя, который через смех, который не превращался в хохот, а застревал на вдохе, издевался над "испанскими нравами - не нашими ни в коем случае!" Блистательный был спектакль, стильный, "вкусный". Забавна у Ширяевой ссылка на Попковскую фразу:"спектакль надо выносить..." Глупость тиражирует. Выносить и выстрадать можно только ЗАМЫСЕЛ - это театральная аксиома, а спектакль - можно наиграть, дабы ансамблево реализовать все нюансы замысла. Воплощенный в спектакле Замысел обретает вторую жизнь. Но свою, т.к. классики честно говорят (и К.С., А.Дикий в том числе): дай бог, чтобы от замысла осталась четверть! Попков это знает, его не точно цитируют, уверен. Умилительна фраза - спектакль для молодежи. Так и хочется сказать "авторше" - вас заносит! Спектакли, их цельность в восприятии, смотрибельность "проверяют" на младшеклассниках. Это с Чаплина пошло. Сорри,если кого обидел, обращался лично к пану Профессору.
0
20.10.2015 00:10
дайте чарку, и - за Кукарачу! потом поймем, кто пьет -кто не пьет
0
МОДЕСТ. 20.10.2015 00:10
Жаль, что нет завлита теперь в нашем театре. Я бы посоветовал пьесу поставить: Наталья Землякова "ПЯТЬ ЗВЁЗД".
Она весьма неожиданная, на грани фола – можно сделать очень пронзительную историю о женском одиночестве, а можно – вульгарную историю о том, как пять женщин делят одного мужчину. Там неожиданный финал, там есть что играть пяти актрисам разных возрастов, плюс мужская роль.
Место действия – роскошный сортир фешенебельного ресторана. Там развиваются интриги, терпят крушение иллюзии, судьбы делают неожиданные виражи. Пятерых посетительниц дамской уборной объединяет то, что в разное время и в разной степени они побывали дамами сердца одного мужчины – владельца этого самого ресторана. И смех, и слёзы, и любовь. То, что хочется видеть зрителю разных возрастов.
3
для 19.10.2015 21:45 20.10.2015 00:23
Билеты стоили по 1200, 900,700 руб. Это очень много для местного театра. Вы не согласны?
1
20.10.2015 00:28
вот ведь гадюшник театральный! а ничего, что Яковлев с больными связками выходил на вечере Радуна?
0
20.10.2015 00:53
ну витька как ты их достал паразитов сенинских! и в спектакле тебя нет а все равно лягнуть надо!
0
20.10.2015 07:54
Диву даешься на этих молодых творцов. Берут такой мировой шедевр и очень очень жиденько, ну сами знаете...
Начните с детских сказочек, новогодних утренничков, потом одноактовочки. Так нет, подавайте им сразу полотно, симфонию.
0
20.10.2015 08:20
Полное незнание профессии, непонимание смысла сценографии. Где главный герой? Не отличишь от всего базара. В чем зрительный образ декорации? Нет ответа. Типа модно, типа тренд. Ни о чем и ни про что. Театр, ау! Где ваш хваленный худсовет, как пропустили это несоответствие в академический театр?
0
20.10.2015 08:31
Такая эпоха! Пальчики оближешь от возможности прикоснуться к истории костюма 18 века, к материальной культуре, к манерам поведения, пластике. А тут общеупотребительный, ничего не значащий, прости господи, хайтек и убогая двухэтажная (зачем???) геометрия. Ну и без ванны в современном театре ну уж никак. Не поймут.
0
20.10.2015 08:35
А что думает о постановке двуглавое руководство театра?
0
20.10.2015 10:17
Неоправданно все-шум,гам,декорации.Нет линии,рисунка.Есть какое-то гротесковое,поверхностное действие,которое(почему-то!) выдают за театр.Где глубина? Где подтекст? О чем это все?Да,люди пришли.Много. Но это не показатель.На ярмарке тоже много народа.Пусть жемчуга будет немного,но он должен быть НАСТОЯЩИМ.А здесь какой-то суррогат.
0
Пан профессор - ПскВИЧу 20.10.2015 10:21
Спасибо. Вспомнил, да. Живьем спектакля Генриетты Наумовны не видел, но слышал весьма и весьма много. А из несколько менее давних поводов для ностальгии - спектакли Бухарина. Особенно его "Кавказский меловой круг" Брехта. Конечно, были в Пскове и вдумчивые актеры, да еще какие! Возвращаясь же к Бомарше, вспоминается еще цитатка:
Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку.
Это к вопросу о небывалых успехах, аншлагах и выдающихся режиссерах. И не только о них. Но, тс-с-с.
0
20.10.2015 10:34
Тут вспоминали спектакль Плучека с Андреем Мироновым в главной роли. Так вот, Валерий Левенталь (художник этого спектакля) не "погнушался" красотой эпохи Бомарше. И вышел красивый грамотный спектакль, который вошел в историю театра. Не говоря уж о содержании, игре, концепции.
0
20.10.2015 11:30
Почему руководство двуглавое? Оно трехглавое.
Все-таки как уютно сидеть на огромной бюджетной зарплате, и при этом ни за что не отвечать - ни за кассу, ни за качество.

Кстати, великая пьеса пережила века и тут бы вся стать задуматься, почему? Не надо сегодня брать такие пьесы, любимовых нет, а шоу можно посмотреть на ТНТ.
0
20.10.2015 12:13
Театральное начальство еще не высказалось,а для нетеатрального показатель один-народ пришел.Так вот,друзья мои,это не показатель.Давайте капустники делать,на них народ тоже пойдет.Не должен театр мельчать,тем более академический.
0
МОДЕСТ. 20.10.2015 14:58
Получился не выстрел, а пук! А уж про аншлаг и вовсе смешно звучит.
Юноше Молитвину непременно нужно заниматься детскими спектаклями, то-то радости будет малышне: ярко-красочно и блестит. Его первое образование-художник, это очень чувствуется.Рано на Бомарше замахнулся - не дорос.
Руководству нужно возвращать в театр профессиональных гримёров,портных. Театр без них просто загнётся. Это видно невооружённым глазом.
ДЛЯ СПРАВКИ:
2009 году Константин Богомолов поставил "Фигаро", он вывел на одну сцену сборную «Табакерки» и «МХТ» — Олег Табаков, Сергей Безруков, Марина Зудина, Ирина Пегова, Борис Плотников,Ольга Барнет. Секрет успеха постановки - не только в звездной труппе. В спектакле есть испанский колорит, соединённый с французским изяществом. Костюмы, декорации - выше всяких похвал. Вот где аншлаги и овации!
Про театр Сатиры и их постановку с Ширвиндтом, Мироновым, Васильевой писать не буду. Все помнят и знают. На этот спектакль невозможно было купить билеты. К счастью, он остался в записи. Можно смотреть и наслаждаться.
А ходить на него в Псковский театр не стоит: дорого и глупо.
0
20.10.2015 15:43
Если Молитвин по первому образованию целый художник, то вдвойне должно быть стыдно и позорно выпускать такой спектакль.
0
20.10.2015 15:49
А что вы хотите, у режиссера спектаклей выпущенных можно сосчитать по пальцам одной руки.
0
20.10.2015 16:44
В Аиф тоже рецензия про Женитьбу.
1
20.10.2015 19:07
Билеты были и по 350 рублей. Зрители отдохнули после трудовой недели? - да. Посмотрите " Фигаро" у Марк Захарова, а для начала прочитайте, хотя бы кратко ,содержание - все-таки классика, и уж тогда брюки не будет спускать главный герой, даже если ему будет навязывать это режиссер ( как такое могло прийти в его голову)
0
21.10.2015 14:26
Впервые читаю осмысленные высказывания комментаторов по событию. Неужели ПЛН способно или мы способны общаться, а не собачиться, торопливо выплескивая негатив, на этой площадке? Приятное нелИчностное изложение позиций даже вдохновляет на продолжение контактов такого вида. Формат доверительности, хотя бы в ностальгирующей проэкции, уже можно считать позитивным достижением ПЛН. Внутреннее модерирование через предложение серьезной интонации открывает, если есть инициаторы этого стиля, некие горизонты и для других. Из давнего - отметил для себя, что какое-то время назад были посты бывшего губернатора Михайлова. И что удивило - его желание отвечать в онлайне на критику, на даже грубости. Согласитесь, такого мы не видим у ПЛН колумнистов. А жаль. Мы им о них, и их публикациях, а они обидчиво - в скорлупе своего мнения. Двойственное впечатление. Читаю Галковского Д.Е. -он себе позволяет, правда в своем блоге, отвечать комментаторам. Но кто сказал, что формат - это догма? Михайлов не боялся же. А наши - опасаются, трусят или гордыня заела. Или -нечего сказать в онлайне. То, что авторы все комменты проглядывают -уверен, это мы не отслеживаем, а они люди ревнивые. В общем - успехов ПЛНу в создании плодотворного общения на его площадке Авторов с "ареопаг остервенелым". И вообще - это удивительное дело: общаться невидимкой с видимым оппонентом, который сам становится невидимкой в ответ. Скажут, -кривые зеркала ничего не дадут? Наложение проэкций создает зону рефракции. Это иное, как 4 Д. ПЛНу респект, мы поддержим.
1
для 14:26 21.10.2015 15:16
"Впервые читаю осмысленные высказывания комментаторов"- эта фраза, без сомнения, располагает к тонкому, вдумчивому, я бы сказал нежному обмену мнениями.)) Демагог оптыть.))
1
впечатление от увиденного: 21.10.2015 15:28
Цирк уехал, а клоуны разбежались.
0
29.10.2015 22:51
Жалко мальчика Молитвина. Приказало 3-х главое руководство "сделать каку! Сенину, а само "умыло" руки. Ведь все этапы подготовки спектакля к "выходу-прогону" оговариваются и обсуждаются и глав.реж"ем, и худ.рук"ом. А если уж заходил конкретный вопрос о худ.совете, то на прогоне, перед премъерным показом "поприсутствовали" бы и оставили "свое мнение" и 3-я и 4-я головы, госпоЖа Малышева и господин Мерзоев, а то они культурой руководят как то очень специфично. Не переплюнули Сенина, нашли мальчика для битья Молитвина. Стыдно господа!!!!!!!!
0
а а Василий всё ж умнее, всё румяней и белее 01.11.2015 23:01
"Мальчик" Молитвин должен понимать, что вытворяет. Учился всё же ремеслу.
0
Рейтинг@Mail.ru