Интрига с новым художественным руководителем Псковского академического театра драмы имени Пушкина держалась едва ли не до последней минуты его представления труппе. И надо отдать должное хранителям этой великой тайны: они сумели ее уберечь даже от творческого коллектива.
В ответ на расспросы – кто же этот мистер Х? - артисты разводили руками и даже слегка раздражались. Видимо, из-за уже знакомого неловкого чувства – «без меня меня женят». Источники в администрации области мамой клялись, что сами не знают, сами гадают: а представьте – вдруг это Константин Хабенский? А что? У Дмитрия Месхиева снимался, в Пскове был в 2014-м, когда Путин проводил здесь Совет по культуре при себе самом. Одно к одному, как говорится…
В общем, это были даже не слухи. Единственный слух пробился уже на выходных: якобы, наш академический может возглавить режиссер театра «Мастерская». Причем то ли сам художественный руководитель Григорий Козлов, то ли Александр Кладько - режиссер спектакля «Наш Авлабар» (эта «Ханума» закрывала последний сезон в Пскове). Первое казалось маловероятным: зачем худруку молодого успешного петербургского театра наше всё? Тем более что «Мастерскую» Григорий Козлов создал сам, основу театра составляют актеры, которых он вырастил в СПбГАТИ. Достаточно посмотреть на фирменный стиль «Мастерской», чтобы понять – чей это театр. А от своего детища, плоти и крови своей не отказываются. Во всяком случае, не в нашем случае. Поэтому режиссер Александр Кладько (ученик Григория Козлова) казался более вероятным кандидатом. Но 24 августа в зал малой сцены «дрампуша» они вошли оба. Потому что губернатор Псковской области обещал театру двух худруков – губернатор сделал.
«Наш будущий, то есть нынешний художественный руководитель Козлов Григорий Михайлович, главный режиссер театра – Кладько Александр Иванович. Прошу любить и жаловать», - без обиняков представил их труппе руководитель театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев. Под оглушительные, между прочим, аплодисменты творческого коллектива. А господин Месхиев добавил, что оба новых руководителя – очень серьезные и очень заслуженные режиссеры. «Думаю, что жизнь нашего театра преобразится», - выразил скромную уверенность Дмитрий Дмитриевич.
В течение нескольких минут верилось, что Андрей Турчак как-то уговорил господина Козлова отказаться от своей «Мастерской», но быстро выяснилось, что это не так. «Это был достаточно сложный путь, потому что уговорить Григория Михайловича сдвинуться со своего насиженного места – это архисложная задача, притом, что он еще и преподает, ведет свой курс в академии театрального искусства. Поэтому звучат вопросы – как разрываться между Псковом и Петербургом, оставаясь художественным руководителем одного из лучших театров Санкт-Петербурга – театра «Мастерская». Я думаю, что Григорий Михайлович с этой задачей справится. Могу сказать, что Георгий Сергеевич Полтавченко с болью в сердце согласовывал эту схему двойного руководства», - признался Андрей Турчак. И невольно (наверное) заставил взглянуть на себя несколько по-другому: наш-то каков? Самого губернатора Петербурга уговорил поделиться ценной творческой единицей.
В том, что единица ценная сомнений быть не должно, особенно у театрального Пскова, немалая часть которого почти два года вслух тосковала по русскому психологическому театру. А на сайте «Мастерской» Григория Козлова в разделе «О театре» так прямо и пишут: «Мастерская» живет и работает по принципам русского психологического театра, максимальное внимание уделяя человеку, его делам и чаяниям, неизменно веря в человека и человечность». Так и хочется обратиться к завсегдатаям наших театральных форумов, которым новое назначение уже не нравится: чего же еще вам надобно? В чем смысл превентивных «наездов» - и на Козлова, и на Кладько? Впрочем, «каждый, право, имеет право»…
Тем более что всем понятно: при такой схеме Григорий Козлов, скорее всего, будет осуществлять самое общее (стратегическое – как выразился Андрей Турчак) руководство, а реально театр ляжет на плечи Александра Кладько, который до этих пор был свободным художником. И это, действительно, может быть основанием для настороженности: и псковский театр, и псковская публика пуганы людьми, склонными к «проектной деятельности». А Александр Кладько ставил по всей стране и даже за пределами Отечества. В его творческой биографии есть Рэй Куни, но есть и Мрожек, и Чехов, и Вампилов, и Володин. Послужной список содержит более 30 «наименований», извините за выражение. Да и в кино новый псковский главный режиссер имел дело не только с «Ментовскими войнами»: работа с Сокуровым как-то ускользнула от внимания скорых на критику псковских театралов.
Но главный пока источник оптимизма не в прошлом, а в настоящем. Уже на первой встрече с труппой (пусть и публичной, под прицелами кинокамер) была заметна одна симпатичная (мне, во всяком случае) особенность: оба руководителя демонстрировали максимально бережное отношение к новому месту работу. Легко вообразить, как их готовили к этой встрече: ради всего святого, не скажите что-нибудь вроде «начинаем с чистого листа» или «возродим театр, которого доселе в Пскове не было». Возможно, так и было. А, возможно, тот самый опыт, зрелость, мудрость, воспитание, если хотите, просто не позволяли начать с заявлений вроде «театр в Пскове существовал лишь номинально». Александр Кладько был искренен, когда говорил, обращаясь к залу: «Во Пскове есть свой зритель, очень тонкий, строгий. И это вы его воспитали». И Григорий Козлов говорил именно те слова, которые все хотели услышать: «Мы пришли с добром. Жизнь одна, и тратить ее на коммунальную кухню не хочется»… Несколько раз подчеркнул, что главное в театре – это репертуар. Ласково намекнул присутствующей власти, чтобы «с денежкой театру помогла». Власть тоже ласково ответила: «Заработать надо», но потом заверила, что на первых порах поможет. Но легкий холодок все же прошел: знать бы, где это в русской провинции репертуарные театры зарабатывают?
Актеры, похоже, этот обмен репликами пропустили мимо ушей. Они на встрече задали всего два вопроса: Александра Кладько сразу спросили, что у него в планах. А Дмитрия Месхиева - когда следующее кино будем снимать. Кинорежиссер отшутился, а Кладько ответил серьезно: планы обсудим, хотелось бы с каждым познакомиться поближе, узнать получше. Григорий Козлов поддержал, напомнив золотое правило Георгия Товстоногова: «Правильное распределение – 90% успеха спектакля». Александр Кладько, кстати, уже посмотрел пять работ псковского театра, но в видеозаписи. И заявил, что теперь намерен увидеть их живьем. «Планы есть, думаю, и вы что-то подскажете. Надо обсудить без суеты. Это же не кино», - заметил Александр Кладько, бросив быстрый взгляд на Дмитрия Месхиева. На 25 августа назначен сбор труппы. И это словосочетание вызвало у артистов явный прилив энтузиазма: как будто они впервые после долгого перерыва услышали родную речь.
А в целом настрой у всех один: лишь бы войны не было. То есть, как говорят в театре: лишь бы относились как к людям, с остальным как-нибудь справимся. Александр Кладько, кстати, ставил в Русском театре Эстонии «Пять вечеров» - в 2011 году. Спектакль до сих пор идет, и, судя по источникам, по-прежнему собирает зал.
Елена Ширяева