Сцена / Обзоры

«Солдатики, солдатики, мои родные братики»

28.04.2015 15:33|ПсковКомментариев: 49

30 апреля на малой сцене Псковского академического театра драмы имени Пушкина состоится очередной показ премьерного спектакля «Солдатики» по пьесе Владимира Жеребцова «Чморик» (или «Подсобное хозяйство»).

Судьба этой постановки заслуженного артиста России Виктора Яковлева оказалась настолько трудной, что не верится в эти слова - «очередной показ».

Премьера прошла еще 24-25 апреля, и после нее захотелось сделать глубокий выдох: «Всё, наконец-то... «Солдатики» живы, больше не нуждаются в защите». Но какое там - отсутствие мгновенной рецензии было почти радостно воспринято теми, кто в спектакль не верил и не верит (полагаясь, очевидно, на мнение ушедшего худрука псковского театра Василия Сенина) как чуть ли не провал. А, по-моему, это был успех, история которого только начинается.

Я раньше уже не раз сталкивалась с мнением, что сама пьеса «Чморик» - это же про ужасы недалекого «совкового» прошлого, про дедовщину в армии и вообще страшная чернуха, от которой зритель устал еще в 90-е. Тем интереснее наблюдать за эволюцией взглядов рискнувших посмотреть: нет, спектакль всё же не про наше темное вчера, а про наше настоящее. Такое стабильное в своей темноте, которую каждый преодолевает по мере душевных сил...

Вообще, соблазн актуализировать «Солдатиков» до моментального снимка и у меня возникал, причем давно. Так уж сложилось, что я этот спектакль видела еще на радиозаводе, где в фойе бывшего заводского клуба прошли несколько прогонов. Стояло лето 2013 года, тогда как раз судили Навального (за кировский лес, позже его как бы посадили на пять лет, а через сутки выпустили), начиналась мэрская кампания в Москве, надежды и разочарования Болотной тоже еще были остры.

И тут эта история — про подсобное хозяйство при ракетной части на Байконуре, в котором встречаются трое. Три человека, три силы, три способа жить... Как же было велико искушение увидеть в Андрее Новикове (артист Андрей Атабаев) — в ленинградском скрипаче, ту самую интеллигенцию с «хорошими лицами», свободную, умную, чистую... А в Бесе (артист Виталий Бисеров) — все, что мы (те, которые с «хорошими лицами) так ненавидим. Ту страшную, глухую силу, которая умеет становиться главной — хоть в собственном дворе, хоть в высокой политике. Нормальный такой пацан, Бес даже может снизойти до объяснения, почему никогда, ни при каких обстоятельствах не выпустит из своих рук жертву: «Понимаешь, меня ведь не поймут, если я тебя сейчас прощу. Скажут, стух Бес, свинари его уже через хрен кидают. Ну некуда мне деваться, Хруст. Понимаешь, некуда». Им всегда некуда деваться. Им всегда кажется, что любое проявление человечности — это слабость, за которой смена власти, если хотите. То есть главная в их понимании катастрофа.

И вот между «христосиком» Новиковым и Бесом (имени у него в пьесе нет) — тот самый народ, который все делят. Это Саня Хруст (артист Николай Яковлев). Абсолютно нормальный человек, с пониманием — где верх, где низ. Простой парень. Я заметила, что простыми у нас чаще всего называют людей душевно здоровых и умных, но без налета интеллектуальности, отсутствие которого и позволяет сложным людям их презирать. И не беда, что сложный человек может быть откровенной дрянью — он потому и сложный, что при всем культурном багаже этой дрянью остается. А Саня — он, конечно, простой...

Прошло два года с тех показов на радиозаводе. И вот уже на вполне академической сцене развернуто щелеватое пространство подсобного хозяйства. Как порой говорят: щеляста Россия, имея в виду, что в ней легко затеряться и потеряться. Но сценическое пространство, созданное художником спектакля Игорем Шаймардановым, подчеркивает еще и временность. Временность всего — от нашего бытия до впечатлений, которые при каждом просмотре спектакля меняются.

После показа в апреле 2015 года как-то отчетливо понимаешь, что битва, развернувшаяся во времянке свинарей, не может быть «финальной битвой между добром и нейтралитетом». То есть между условными скрипачами и теми, кто с таким удовольствием сейчас «антимайданит». Не про это «Солдатики» Виктора Яковлева. Выше надо брать.

В спектакле есть момент, когда Хруст и скрипач становятся свидетелями запуска ракеты. Этот нарастающий гул, дрожание стекол, ощущение рвущейся в небеса мощи рождает просто космическое ощущение. Кто-то из зрителей в этот момент невольно обернулся, будто хотел увидеть то же, что видят Хруст и Новиков. А я вспомнила, как на первом показе на радиозаводе тоже невольно обернулась, и увидела через стеклянную стену клуба соборные купола...

На малой сцене то благоговение, даже ужас на лицах артистов и без куполов заставляют поверить: они видят не то, «как наши ракеты дырявят небо». Они видят и ощущают сейчас присутствие того, о ком столько спорят в своей времянке. Потому что их разговоры о Боге в контексте подсобного хозяйства, то есть свинарника обыкновенного, это, в конечном счете, и есть главное.

Это станет главным, когда Хруст совершит предательство и как должное воспримет расплату. Когда раздражающий всех Новиков (а он всех раздражает, даже классово близких зрителей, потому что натуральный чморик) не позволит ему нести этот крест в одиночку. И для этого скрипачу тоже придется совершить акт, который остальными будет воспринят как предательство. «А я ведь тебя даже зауважал немного», - презрительно говорит Новикову старший лейтенант Алтынов (Сергей Воробьев), зачитав его отречение. Не велика потеря — уважение Алтынова, у которого профессия «Родину расхищать». Но какая же тысячелетняя история за этим не по форме написанным заявлением: «Прошу принять меня в комсомол. Бога нет». Ведь никого не интересует (никто даже не узнает, а это страшнее), что скрипач сейчас «за други своя» тоже на крест пойдет...

Поэтому я лично не могу согласиться с уже выслушанными мнениями: мол, хороший спектакль, интересный, но этого мало! Надо было актуализировать. Сделать из скрипача «белоленточника», из Байконура — Сколково. На Беса фантазии не то что бы не хватает. Просто у героя Виталия Бисерова сейчас такой выбор, что его не знают, кем и назначить: «ночным волком», футбольным фанатом или просто «пехотинцем» какой-нибудь ОПГ? Только Саня Хруст останется, видимо, собой — простым человеком.

Но ведь и эти мнения не просто имеют право на существование. Они абсолютно законны. У меня «Солдатики» как-то крепко срослись с «Левиафаном», которого показывали в псковском театре днем позже. И с высказыванием Андрея Звягинцева, который заметил, что никак не вмешивается в процесс зрительского восприятия и не комментирует его. Потому что невозможно предугадать, какой спектакль, какое кино родится у зрителя в голове. Вот и про «Солдатиков» уже кое-кто сказал, что это спектакль про неуставные отношения в армии, и его обязательно надо смотреть молодежи призывного возраста.

Тут, кстати, напомню, что спектакль не зря имеет возрастное ограничение 16+. Есть там и условно ненормативная лексика. И было бы странно ожидать, что солдаты будут общаться межу собой как в старом анекдоте: «Товарищ сержант, разве ты не видишь, что твоему сослуживцу на голову капает раскаленное олово?» Есть сцены насилия, не только психологического. Но при всем этом нет ощущения чернухи, безысходности, безнадежности всего сущего. Хотя ощущение времени (конец 80-х), когда тихо сыпется изнутри прогнившая система и вот-вот погребет под обломками великую страну, есть.

А еще есть очень хороший актерский ансамбль — мужской, оговорюсь. Николай Яковлев, Андрей Атабаев, Виталий Бисеров стали самым мощным выразительным средством в руках режиссера Виктора Яковлева.

Есть старомодная ныне учтивость к драматургической основе, которая сейчас чаще всего является лишь поводом для режиссерского самовыражения. Может быть, поэтому новые режиссеры предпочитают ставить классику? Ведь «дедушка старый, ему всё равно», а Жеребцов жив, работает. И наверняка следит за «экранизациями». Но спроси меня, какой из спектаклей псковского репертуара ближе всех стоит к «Солдатикам» и по сути (и даже по форме), я отвечу: «Ионыч» Василия Сенина... Рекомендую их одинаково, хотя на «Солдатиков» можно смотреть только взрослым.

Но во мне они разбудили какое-то детское воспоминание. После премьеры всё вспоминаются слова из советского детского фильма (не помню какого). Там маленький мальчик чуть что просит: «Солдатики, солдатики, мои родные братики, помогите мне!» И волшебные, но настоящие солдатики сразу появляются и помогают. Я думаю, что эти, псковские, тоже помогают - преодолевать ту самую стабильную темноту, которая настигает при любой эпохе. Так ли важно, куда и когда придет за тобой Бес? Важно как и с кем ты его встретишь.

Елена Ширяева

Фото Андрея Кокшарова, предоставлены пресс-службой Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина

опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 111 человек
ПравилаКомментарии 49
28.04.2015 15:39
Не дали "Банщика" поставить - так другую чернуху вытащили на свет Божий. Что ж Вас так прёт то, уважаемые, от разной грязи? В жизни её, видать, недостаточно, так надо со сцены и с экрана разных левиафанов зырить?
41
28.04.2015 15:49
30-го посмотрю
2
28.04.2015 15:54
Прекрасная работа Виталия Бисерова. Молодец. Невероятный узнаваемый получился персонаж. Да и вообще , все остальные работы очень убедительные. С премьерой!
16
28.04.2015 15:57
Очередное "либеральное" творение - не современное, не интересное, не цепляющее.
29
28.04.2015 16:03
А какое было до этого либеральное творение? Нулин?
8
28.04.2015 16:06
Отцы и дети в лучшем свете. Виктор Яковлев добился своего, молодец, уважаю-как деятеля и как папаню.
3
28.04.2015 16:12
"Очередное "либеральное" творение - не современное, не интересное, не цепляющее". Вот как раз и современное, и интересное, и цепляющее!!!
7
для 15:57 28.04.2015 16:17
дык тебе и надобно сразу к вике цыгановой за ыскуством, неча по театрам шастать, не въедешь.
2
28.04.2015 16:18
А фильм-то - "Семеро солдатиков".
1
28.04.2015 16:46
Елена Ширяева, спасибо, сразу захотелось посмотреть спектакль. Обязательно сходим.
6
вася 28.04.2015 16:55
Отличный спектакль!!!!Всем советую)
7
28.04.2015 16:56
А мне Атабаев как-то не очень. Но Бисеров силен, а яковлев младшой так просто мощен.
7
28.04.2015 17:01
Тот же банщик только с боку
22
28.04.2015 17:03
Удачи ребятам! Не сомневаюсь, что будут ещё новые интересные роли для этих ребят. Вот так и надо открывать своих артистов, не затирать в "ролях" типа "кушать подано" и всё получится. И не звать всяких фаеров на "актуальные постановки".
3
для Тот же банщик только с боку 0 1 Добавить комментарий Прави 28.04.2015 17:10
Уважаемый, вы хоть смотрели спектакль "Солдатики". А "Банщика"? Второй то вообще не вышел и не выйдет.
2
28.04.2015 18:35
Атабаев - актер очень интересный, и образ его очень грустный. ребята хорошо работают! к тому же, это своего рода педагогика получилась. с ними ведь никто не занимался
2
28.04.2015 19:05
Покуй!
4
28.04.2015 20:34
"Чморик" - это эпохально, это почти как "Война и мир". Деграданты...
18
28.04.2015 20:39
Потрясающий спектакль! Ребята молодцы! Яковлев В.Н., Вам огромное спасибо! Ещё не раз с огромным удовольствием пойду на этот спектакль! Ждём новых Ваших премьер!!!
7
28.04.2015 20:46
Спектакль неплохой, молодой Яковлев % %$серов очень хорошо играли, а вот женские роли обе провальные, увы.
4
28.04.2015 22:02
Ну вот, тов. Яковлев себя со всех аккаунтов похвалил, теперь интересно почитать отзывы реальных зрителей. Если им есть, что сказать после этого.
18
28.04.2015 22:46
Художник Шаймарданов ,очевидно, совсем не представляет себе как можно жить в Казахской степи в таком вот продуваемом всеми ветрами сарае! Где правда жизни?!
21
ы! 28.04.2015 23:06
театр - это место сборищ себе подобных. театралы - подвид. их разговоры - клоака. хочу я в театр? нет!
9
28.04.2015 23:07
сектанты кули
4
28.04.2015 23:11
Пишут в армии не служили, играют убогие...не служил в армии рот не разевай на эти темы. Кстати и парады не принимай, отдай ветеранам....
7
Варвара Фаэр 29.04.2015 00:56
Друзья! Всем смертям назло, я решила-таки сделать спектакль «Банщик», запрещенный к постановке в Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина и во что бы то ни стало довести его до зрителя в Пскове, Москве и Петербурге. Спектакль об одаренности, остающейся невостребованной и даже грубо раздавленной в условиях современной России, спектакль с откровенными высказываниями о власти. В условиях якобы несуществующей у нас цензуры, сделать такую постановку можно только на народные средства. Поэтому я запустила краудфандинговый проект. Прошу помощи и перепоста! Спасибо всем заранее огромное!Нужно за 63 дня собрать 500 тысяч рублей.

За 63 дня, отведённые на сбор средств, режиссёр намерена собрать 500 тысяч рублей.
26
ы варваре фаер 29.04.2015 01:38
ставьте про венгерского авантюриста гуго фон хабенихта. сцен там много. согласен с камалягиным, когда он между строк. вы лишняя, мадам фаер
2
ещё скажу 29.04.2015 01:46
сейчас пересматривал "знахарь". польский фильм 1981 года. плакал. искусство вызывает светлые чувства. ваши позывы сродни реакциям на просроченным продукты. из занюханого магазина. даже не из супермаркета
4
ы вывод 29.04.2015 01:57
нахрен перепостивать гавно?
4
Варваре 29.04.2015 07:18
я запустила краудфандинговый проект. Прошу помощи
--------------------

У Вашингтонского обкома проси. Там на это точно дадут. И даже больше, чем 500 тысяч.
Так им и напиши:
- Хочу лишний раз обосрать русских. Помогите, плзз...
1
29.04.2015 07:20
Всем смертям назло, я решила-таки сделать спектакль «Банщик», запрещенный к постановке в Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина и во что бы то ни стало довести его до зрителя в Пскове
***

Пошел за помидорами и яйцами
2
29.04.2015 07:21
Варвара! Возвращайся туда, откуда приехала.
1
фраерше 29.04.2015 10:17
Каким смертям? какой такой краудфандинговый проект? О какой одаренности? Что ж вы упустили такую счастливую возможность прямо в глаза власти высказаться? Что ж так трусливо не явились на встречу с этой самой власти? И не надо про народ, который вы так смачно размазываете на своих страницах.
0
29.04.2015 10:30
Что подозрительно сумма кругленькая. А можно хоть как то приблизительно расписать смету. Судя по содержанию, которое было озвучено, нужно только закупить пару десятков простыней и с пяток шаек с мочалками, ну может ещё для антуража веничков березовых. Вы же, Фаер, нисколько не сомневаюсь, найдете и бесплатных единомышленников с пеплом Клааса в груди и сами не попросите никакого гонорара. А уж помещение для вас и вашего шедевра с удовольствием и так дадут.
0
29.04.2015 16:23
У меня, к сожалению, пока нет возможности посмотреть "Солдатиков", но, прочитав статью Елену Ширяевой, уверенно можно сказать следующее. На сцене псковского театра премьера, в которой на сцене разыгрывается история из жизни живых людей. Не про маньяков и маньячек, не про изращенцев-монстров, не про садистов-убийц. Про живых людей. Что может быть ценнее? Вновь слова уважения Виктору Яковлеву.
6
29.04.2015 16:23
У меня, к сожалению, пока нет возможности посмотреть "Солдатиков", но, прочитав статью Елену Ширяевой, уверенно можно сказать следующее. На сцене псковского театра премьера, в которой на сцене разыгрывается история из жизни живых людей. Не про маньяков и маньячек, не про изращенцев-монстров, не про садистов-убийц. Про живых людей. Что может быть ценнее? Вновь слова уважения Виктору Яковлеву.
4
03 29.04.2015 21:46
Впечатление, что все посты написаны двумя лицами "под рюмочку", как же как странный комментарий Ширяевой, спектакля не смотревшей, но имеющей "СВОЕ МНЕНИЕ". Но откуда это мнение, если ты даже не знаешь, о чем пишешь. Стыдно господа комментаторы-театралы.
20
30.04.2015 00:02
Полностью Вас поддерживаю...О3
16
30.04.2015 06:15
"Пишут одни и те же"- написало 03 и поддержало само себя, одно в ночной тиши.)))
5
01.05.2015 15:29
театроловедка ты наша... работать научись...
4
tatiana 26.05.2015 17:10
01/05/2015 15-29 "Стахановец- барабанщик", а не тобой ли "отстуканы" все комментарии, кроме 2-х, не впадающих в конву "комментатора". Как это в вашем духе "скобари -недоучки-троечники". Теперь весь репертуар спектакля будет состоять из "солдатиков", только кто же их будет смотреть! Комментаторы -недоучки.
7
26.05.2015 21:33
Не комментарии а базарная перепалка. Обсуждения нет,отзывов так же, а лишь какие то рыночные оскорбления пишущих в стиле "дурак ты", "ты сам дурнее". В среде "псковских театралов" это и есть ОБСУЖДЕНИЯ. А с момента столь долго "ожидаемой режиссером премьеры" ни одного оценочного комментария.Это псковская театральная жизнь! Не поверю, что в Пскове нет критически мыслящих людей, способных высказать свое мнение корректно,м.б. даже хлестко, но достойно.
1
для "tatiana" 30.05.2015 21:16
Слёзы сострадания наворачиваются на глаза при прочтении комментария. Фиалка, вынужденная гнить посреди болота. А ещё и любимого садовника изгнали. Он при изгнании забыл этот диковинный цветок?)) Большая человеческая драма.))
1
для 21:33 30.05.2015 21:22
Оценочных комментариев захотелось? Рыночные оскорбления не нравятся? Куда ж нам грешным, если пресс-секретарь в группе театра в одной из соцсетей работает в манере "стукни в личку". У театра нет приличного и уважительного стиля в работе со зрителем. Быть может возродить полноценную и профессиональную литературную часть, пригласить людей с высшим театральным образованием для общения с этим самым зрителем? А мы уж постараемся соответствовать. Искренне и бескорыстнно, без карт лояльности.))
0
ДЛЯ30.05.2015 21-22 31.05.2015 00:35
стиль работы со зрителем это спектакли, которые хочется смотреть. Это и есть "приличный, уважаемый стиль работы со зрителем", и не надо ничего возраждать, и не надо стараться никому соответствовать. В Пскове прошел прекрасный Пушкинский фестиваль и зритель шел и комментировал спектакль, а не шел и не комментировал, значит не нужен театру подобный "репертуарный " спектакль. Жизнь не стоит на месте, дайте возможность молодым "соответствовать", не тяните их в болото. Вы и так прославились, на всю страну анонимками и кляузами. Кто с вами захочет работать?
3
31.05.2015 05:53
"Не тяните молодых в болото"...Вспомнился пустой и бессмысленный взгляд артизтки в жёлтом, завёрнутой в банную простыню для фотосессии.)) "Дайте возможность молодым соответствовать"...Понабрали труппу из кульков-амбиций немеряно.
0
08.06.2015 22:13
Вот прошел Пушкинский фестиваль. над которым "засучив рукова" работала "пишущая старая гвардия", о где отзывы посетивших его? НЕТ, НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ! Нет театра в Пскове, остался Народный дом, с народам, который много хочет и не может НИЧЕГО СДЕЛАТЬ, одно слово "НЕСОСТОЯВШИЕСЯ"!
5
для 22:13 09.06.2015 16:26
Что ж тебя так "колбасит" на всех ветках? Глас народа оптыть. Возьми учебник русского языка для младших классов, а потом уж на трибуну лезь, кульковая ты наша!
0
МОДЕСТ 19.06.2015 00:40
Спектакль сильный получился. Даже странно слегка. Ибо молодёжь необученная толком играет и режиссёр у Фоменко не учился. :-)
0
Рейтинг@Mail.ru