Сцена / Из первых уст

Актриса Ирина Смирнова: Вроде день прошел, а на самом деле - жизнь

18.10.2016 20:52|ПсковКомментариев: 16

Ирина Смирнова играет в спектакле «Человек, обреченный на счастье» десять ролей. Перед зрителем предстает целая коллекция ярких характерных персонажей: лаборантка Нинуля, Мать, Сирануш, Марина, соседка Зина, Марианна Петровна, блондинка у телефона и другие. Постановка была осуществлена петербургским режиссером Борисом Бирманом в рамках фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник» и теперь войдет в репертуар Псковского театра драмы имени Пушкина.

Накануне премьеры обозреватель Псковской Ленты Новостей Александр Донецкий встретился с актрисой Ириной Смирновой и поговорил с ней о спектакле.

- Ирина, прежде в своей актерской биографии вы сталкивались с такой необычной задачей - сыграть в одном спектакле сразу десять ролей?

- Нет, конечно! Это вообще большая удача для актера, для актрисы - участвовать в таком проекте, как спектакль «Человек, обреченный на счастье». Не только у меня десять ролей, в этом спектакле многие актеры также играют по нескольку ролей, и в спектакле существует специальный прием, когда актеры, переодеваясь, обретая какую-то новую деталь, мгновенно перевоплощаются из персонажа в персонаж. Повторюсь, для актера сыграть в таком спектакле - большое счастье.

- Некоторая эстрадность, постоянная смена масок - это ведь не каждому артисту дано? Кому-то необходимо глубокое погружение в роль.

- Да, вы правы. Вообще-то успех зависит от многих факторов. Мне, например, каждый персонаж стал близок и дорог, и каждая роль - это некий человеческий «сгусток», концентрация каких-то человеческих качеств. Это - типажи. Мы встречали этих людей в жизни, там или здесь, сами пережили что-то подобное. Кроме того, это, конечно же, и хорошая школа... Вообще я считаю, что для нашего театра спектакль «Человек, обреченный на счастье» - это большая удача, иметь в репертуаре такой спектакль, с таким актерским ансамблем - дорогого стоит. Все артисты работали, по-моему, с большим удовольствием, мне кажется, это заметно и зрителям. Возможность для актера сыграть сразу несколько ролей - новый необычный опыт, это очень интересно. Ну, и наконец, литература. Помните, известного кинорежиссера попросили назвать три критерия успешного фильма. И он ответил: сценарий, сценарий и еще раз сценарий.

- А как вам работалось с режиссером Борисом Бирманом?

- Замечательно! Это тот случай, когда режиссер точно знает, что он хочет увидеть на сцене, какого художественного результата добивается. Ведь он сам сочинил, собрал эту пьесу. Он знал ее практически наизусть. И помимо всего, он сам профессиональный, очень талантливый, актер, великий дипломат и просто хороший человек. Сейчас редко встретишь таких режиссеров. Он к каждому актеру находил свой особый подход и благодаря ему на сцене сложился талантливый актерский ансамбль, получился хороший спектакль.

- Борис Бирман говорил, что поначалу у некоторых актеров возникло неприятие материала.

- Мне кажется, это нормально. Труппа - сложный коллектив людей, которые по-разному думают, по-разному чувствуют литературу. Кто-то любит Довлатова, кому-то он не интересен, а кто-то и вовсе равнодушен. Это - живой творческий процесс. Проза Довлатова прозрачна, иронична и даже в некоторой степени сентиментальна... Несомненно, Довлатов - тонкий стилист. Кто-то о нем сказал - «удачливый посмертно». Грустно...

- Мне представляется, что одна из несомненных удач спектакля - это как раз женские роли. Женские персонажи, во-первых, очень хорошо написаны Довлатовым, а во-вторых, сыграны.

- Просто у хорошего режиссера не бывает плохих исполнителей. А женщина вообще - это «движитель» всего... Наверное, для кого-то это прозвучит преувеличением, но в основе почти любой интриги, как правило, лежат отношения мужчины и женщины.

- Но бытует мнение, что Довлатов не сценичен.

- Довлатов не писал для сцены. Событий вроде нет. И это большая заслуга Бирмана, что он сумел найти литературному материалу верный сценический эквивалент. Режиссер нам сразу сказал, что мы будем собирать некий художественный пазл. И в финале эти разрозненные кусочки должны сложиться в целостную картину. Идея спектакля, по-моему, такая: вроде один день прошел, а на самом деле - жизнь.

- Да, грустная история, согласитесь...

- Тема спектакля - творческий человек в невыносимых, непреодолимых обстоятельствах. Цензура, необходимость постоянно идти на компромиссы с самим собой. Кто-то переступал через себя, а кто-то преодолевал «джунгли безумной жизни». Довлатову в конце концов пришлось уехать в Америку, чтобы реализоваться там как писателю, состоятся. И это произошло, уж не знаю, благодаря ли его таланту, либо по другим каким-то причинам, но его начали печатать в «Нью-Йоркере», журнале, в котором не печатали даже Курта Воннегута и Джона Стейнбека.

- Мне кажется, «современный» - ключевое слово. Хотя от времени, когда творил Довлатов, нас отделяет плюс-минус тридцать лет, у вас (я, конечно, имею в виду всю труппу и режиссера) получился очень современный спектакль, «про нашу жизнь», где все узнаваемо.

- Мне кажется, проблемы, которые затрагиваются в спектакле, актуальны всегда. В этом тоже залог успеха. Попасть в нерв времени - очень непросто, но настоящий художник умеет это сделать. И Довлатов сегодня звучит очень современно.

Беседовал Александр Донецкий

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 60 человек
ПравилаКомментарии 16
18.10.2016 21:21
Вот если бы Довлатов не пил и не жил в сером времени он бы такого бы написал..., а так только пьяные побегушки поклонников в Пушкинских горах и беседы с труппой.
4
18.10.2016 23:19
Сценарий, сценарий, сценарий...? Бедный Уильям Шекспир, такие пьесы написал, что не получается, как у Бирмана и с Ириной Смирновой по Довлатову. Шекспиру для его успеха надо у них учиться. Однако, открытие! и такое простое, как все гениальное - стоит просто верить Ирине Смирновой и Александру Дрянецкому.
7
вова 18.10.2016 23:50
Спектакль-большая удача театра, многих артистов просто не узнать, откуда появилась раскрепощенность, тонкая ирония., как в фильме "Успех" А,главное, все это заставило вспомнить Таганку с 10 днями, которые потрясли мир, например.Оба спектакля получились на одном дыхании, а это всегда не просто..
3
18.10.2016 23:55
Смирнова, вынь язык из joпы! Сколько ни лижи- новых ролей не дождёшься!
8
19.10.2016 00:14
А мне думается, наоборот, после участия в этом спектакле Ирине Смирновой должно предлагать роли, она точно сыграет, точно перевоплотится и точно заинтересует зрителя. Спектакль для думающих людей. Способных к осмыслению... Да и интервью искреннее.
6
19.10.2016 00:14
А мне думается, наоборот, после участия в этом спектакле Ирине Смирновой должно предлагать роли, она точно сыграет, точно перевоплотится и точно заинтересует зрителя. Спектакль для думающих людей. Способных к осмыслению... Да и интервью искреннее.
3
Правдоруб! 19.10.2016 01:40
Каждый день новое интервью с артистами, игравшими в этой убогом спектакле. Никогда прежде так рьяно зрителей в театр не зазывали! А билеты всё равно не продаются. Как не зовите.
Бедные подневольные наши артисты: чайник сыграть готовы, лишь бы ЧТО-ТО играть!
5
19.10.2016 02:44
в чём причина такого пиара данного спектакля?
да ещё и весьма назойливого)
интервьюируют каждого занятого артиста)
2
19.10.2016 08:48
Причина в том, что по уму так должно и быть. Наконец-то в театре занялись пиаром
2
19.10.2016 15:21
вам,товарищи, все одно плохо:и когда старый молодого везет, и когда молодой старого везет
2
19.10.2016 20:17
И пиарит спектакль уволенный Донецкий! Пока там работал - молчал как рыба. Взяли девку пресс-секретарём - она молчит. Уволенный Донецкий строчит. Дурдом в театре.
1
21.10.2016 01:00
Наконец-то у Смирновой роль появилась какая-никакая, а то 20 лет знать никто не знал.
0
21.10.2016 19:47
А почему не наблюдается в новых постановках замечательная актриса Хромова???
1
23.10.2016 21:25
хромова не формат
3
23.10.2016 21:25
хромова не формат
3
для 23.10.2016 21:25 24.10.2016 02:30
Хромова не формат для Кладько.
0
Рейтинг@Mail.ru