Сцена / Из первых уст

Актер Всеволод Цурило: Довлатов нравится мне за художественную злость

20.09.2016 18:56|ПсковКомментариев: 25

Центральным художественным событием фестиваля «Заповедник», который пройдет в Пскове и Пушкинских Горах 23-25 сентября, станет премьера спектакля «Человек, обреченный на счастье» от Псковского театра драмы имени Пушкина. Жанр постановки по текстам Сергея Довлатова, как его определил режиссер Борис Бирман, - лирическая комедия на грани абсурда. В главной роли - рассказчика Далматова - известный петербургский артист Всеволод Цурило. Накануне премьеры обозреватель Псковской Ленты Новостей Александр Донецкий побеседовал с актером о том, за что люди ценят и любят Довлатова.  

  

- Всеволод, может, вопрос и неожиданный для актера, но нравится ли вам роль в спектакле по Довлатову?

- Отвечу просто и односложно. Работа над ролью очень нравится. Если бы не нравилась, то все, наверное, было бы иначе. Это интересно. Хочется, чтобы получилось все, как задумано.

- А как задумано? Что у вас за персонаж?  

- Все-таки это больше Всеволод, чем Довлатов, потому что мы так решили, что мы не будем впрямую играть Довлатова. Мне кажется это бессмысленно. Режиссеру Борису Бирману тоже так кажется, и это хорошо. Я играю мое представление о Сергее Довлатове, через собственное ощущение я пытаюсь передать его переживания.

- Здесь имеется одна ловушка, в которую, как я замечал, часто попадают даже довольно проницательные читатели. Они начинают путать Довлатова-автора с его рассказчиками, от первого лица которых ведется повествование. Между писателем и рассказчиками все-таки существует достаточно большой зазор. Довлатова, наверное, действительно сыграть сложно, а вот рассказчика можно вполне... ну, как он написан Довлатовым, этакого интеллигентного охламона...

- Да, мы и стараемся показать как раз рассказчика. Не столько охламона, сколько  человека трудной судьбы, имеющего какие-то убеждения, идеи, испытывающего, как и все мы, разные человеческие чувства: веру, любовь, разочарования.

- Рассказчик Довлатова тем и интересен, что если он и охламон, то симпатичный. Этим он привлекает читателя. Я бы использовал другое, более «довлатовское» слово - раздолбай. 

- К сожалению или к счастью, существует и такая сторона личности героя, но мы только ею не ограничиваемся. Мы, разумеется, не можем игнорировать эти черты характера, но наш спектакль - не про это. Все это не просто так, не из желания быть просто раздолбаем. Есть ведь какие-то другие внутренние мотивы, которые заставляют вести себя так, а не иначе. Пусть он кому-то и кажется раздолбаем. Но на самом деле внутри него живет то, что болит и беспокоит. Раздолбайство - это только внешнее следствие внутренней драмы.

- Реакция?

- Я предпочитаю слово: защита. Так герой защищается от мира, в котором ему не находится места. Он закрывается от реального мира, где его не понимают. Мне хочется показать зрителю истинные мотивы поведения героя.

- И ваш персонаж должен вызвать сочувствие у зрителя?

- Тут уж как получится. Хотя сам я на сочувствие не рассчитываю. (Смеется).

- А как вы вообще пришли к Довлатову как к автору? Когда открыли его для себя?

- В детстве и юности я Довлатова не читал. А для себя открыл по работе. Дело в том, что я играл две роли в постановке Театра имени Ленсовета «Заповедник» - сначала Леню Стука, а потом литератора Потоцкого. Вторая роль мне нравилась больше. Вот тогда, в 2008 году я и начал читать Довлатова. Не могу сказать про себя, что Довлатов сразу стал моим любимым писателем.

- А сейчас можете сказать?

- И сейчас не могу.

- То есть ваше отношение к Довлатову?..

- Неоднозначное.

- Это если одним словом, а если как-то попытаться обосновать?

- Довлатов мне нравится за остроумие, за иронию, я бы даже употребил такое слово - за злость. Это вовсе не агрессия, а именно злость художественная. Это всегда интересно в искусстве. Я не склонен как-то однозначно определять Довлатова, как это делает, к примеру, критик Дмитрий Быков. Мол, Довлатов - это писатель для непритязательного читателя, легкое чтиво. Но свое личное мнение мне бы хотелось оставить сейчас при себе. 

- А почему? Вы же, когда выходите на сцену, в роли довлатовского персонажа, все равно так или иначе выражаете свое отношение к нему?

- Я могу позволить себе только легкий намек, не более того. В пределах работы, как у актера, у меня - одно отношение к своему персонажу. Как у человека - совсем другое. Эти два чувства сильно отличаются.

- Вы меня заинтриговали.

- Понимаете. Я сейчас влезу в шкуру своего персонажа, выйду на сцену и, скажем так, стану оправдывать все его поступки. Даже плохие. В этом - моя художественная задача. И сейчас я еще не знаю, что конкретно получится на сцене.

- То есть вы еще находитесь в творческом поиске?

- Да, и после премьеры буду искать. Так всегда в работе над ролью. Возможно, что-то изменится в моей трактовке образа. Вдруг завтра я его как-то иначе почувствую? Для меня это всегда длительный процесс. Зритель найдет в нашем спектакле и смех, и грусть. В принципе, зритель найдет то, что написано Довлатовым. А Довлатов писал про нас.

- А вы считаете, что за 30-40 лет люди не изменились?

- Возможно, люди сегодня мыслят какими-то другими категориями, не так, как в 70-ые годы прошлого века. Но в основе своей - люди те же. Их всегда будут интересовать любовь, деньги, проблемы творчества, власть. Мне хотелось бы, чтобы мой персонаж, в разных ситуациях проявляясь по-разному, оставался цельным человеком, правде которого веришь. Мое собственное высказывание о Довлатове  зритель должен увидеть на сцене.

- Согласны ли с замыслом режиссера, спорите ли вы с ним в трактовке образа? Может быть, преодолеваете сопротивление художественного материала? 

- Я думаю, сопротивление в большей или меньшей степени всегда происходит, и я здесь, конечно, не исключение. Тем-то и интересен театр. Но я больше спорю сам с собой, чем с режиссером. Все-таки замысел режиссера я понимаю и принимаю. Просто замысел обычно не сразу усваивается, требуется время и большая работа, чтобы он стал твоим. К этому нужно прийти. И рационально, и эмоционально. У режиссера можно спросить. Нужно понять самому. Не всегда все сразу ясно в роли. Для того и существуют репетиции, чтобы открыть нечто новое в себе, в роли, то есть в искусстве, а в итоге - и в самой жизни.

Беседовал Александр Донецкий    

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 15 человек
ПравилаКомментарии 25
ПРАВДОРУБ 20.09.2016 19:15
Исполнение роли этим мальчиком - 173 тысяч. Можно и на такое дерьмо, как Довлатов, соглашаться, а вот псковские артисты трудятся за 10 тысяч рубликов.
27
20.09.2016 19:40
Цицерон, одним словом. Лучше молчать, чем говорить. Однозначно.
13
Кривороту 19:15 20.09.2016 19:43
Тебе же сказали, чтобы ты Муму читал, баран. Тебе Довлатов лично яйца в дверях прищемил. что ты никак оклематься не можешь?
9
20.09.2016 19:45
Для тупорылых едроботов даже мертвый Довлатов - враг! Ишь, как боятся, паскуды правды
11
20.09.2016 19:52
правдоруб - баклан
9
правдорубу 20.09.2016 19:54
У тебя нездоровая мания по отношению к Довлатову. К врачу иди, батенька
10
19:45 20.09.2016 20:19
Для шлосорылых яблядистов, что не читали Довлатова, главное свою шлосорылость показать.
6
20.09.2016 20:27
Те, кто тут с пеной у рта защищает подлеца Довлатова - евреи или пятая колонна.
3
Слабоумные рулят! 20.09.2016 20:33
Интересно, кто скрывается под кликухой "правдоруб"? Он уже достал всех своими справками, сколько тысяч где и кто. А на Довлатова у него, похоже, вообще мания преследования и жидкий понос с кровью. Эка проняло!
9
20.09.2016 20:47
20.33, думаю, И.Иванов. ЛДПРовец - 100%.
3
20.09.2016 22:30
Довлатов - враг! Ишь, как боятся, паскуды правды
=========
Довлатов НИКОГДА не был правдив!Зловредный пасквилянт ,антисоветчик и русофоб.
За то так и любят его евреи и прочие неруси.
4
20.09.2016 22:32
Ну,уж,обвинять шлосских можно в чём угодно,только не в отсутствии начитанности.
Они-то и славят ( вместе с ЕРовцами) Довлатова.
Потому что и те,и другие-антисоветчики и русофобы.
2
20.09.2016 22:36
Довлатов покинул Россию, обосновавшись в «оплоте демократии» – в США.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов писал в конце своей жизни: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».
У Довлатова, я уверен, не было таких мыслей и настроений. Как писатель он кончился, не состоявшись. Нельзя плевать в свое прошлое, в прошлое своей страны. Богопротивное дело
4
на 22:36 20.09.2016 23:01
отсюда и злость, только она никакая не художественная, как этот Чудило пытается всем втюхать, а просто злость, от неудач, несложившейся карьеры, скуки и некчёмности
2
21.09.2016 10:39
его художественная злость-злость дегенерата и передаста.
0
21.09.2016 10:44
на 22:36
20.09.2016 23:01
отсюда и злость, только она никакая не художественная, как этот Чудило пытается всем втюхать, а просто злость, от неудач, несложившейся карьеры, скуки и некчёмности
...........................
Да уж! Если бы писал о сталеварах, хлеборобах и кпсс в духе соцреализьма, то и карьера сложилась бы и "кчемность" была. А то!
1
21.09.2016 12:37
Донецкий, а может вернёмся к учебнику русского языка начальной школы? "Чем вам нравится Довлатов?"-"Довлатов нравится мне художественной злостью". А тем перечитаем заголовок материала. Мысль моя незатейливая понятна. Даже если дремучий артист и сказал "нравится мне ЗА", быть может не стоит это так укрупнять? Или пофиг?
0
Скобарь2 для 12:37 21.09.2016 14:25
Жену свою учи щи варить, а не Донецкого - заголовки придумывать.
Настрочил пять фраз под статейкой и "узпакойся"
4
для Скобаря-2 21.09.2016 15:07
Мне абсолютно покую заголовки, придуманные Донецким. В русском языке есть "нравится что-то", "нравится за..." только в глухомани у скобарей (1,2,3) прокатывает.
0
Знающий 22.09.2016 15:15
По-моему, "нравится за" - просто оборот живой речи. Они же не пишут, а разговаривают.
Какие-то претензии глупого человека, которого кто-то прищемил за яйца. Иди дальше учебник читай, и не учи нормальных людей говорить.
2
для 15:15 22.09.2016 15:52
Оборот живой речи? Нормальные люди поговорили? С живостью поговорили? Какая прелесть.
0
22.09.2016 20:59
Не с живостью поговорили, а вживую, иплан
1
22.09.2016 21:20
А бывают разговоры вмёртвую? Умора.
0
22.09.2016 21:22
Хоть "скобарём" в нике называйся, хоть "знающим", а всё равно: глухомань-глухоманью.
0
22.09.2016 22:14
сам себе лайк поставил? неглухомань
2
Рейтинг@Mail.ru