Уже в четверг, 10 сентября, в Пскове откроется 72-ой филармонический сезон. Ценители музыкального творчества соберутся в БКЗ Псковской областной филармонии, где состоится концерт в честь 150-летнего юбилея финского композитора Яна Сибелиуса. В преддверии знаменательной даты дирижер симфонического оркестра Псковской филармонии Эдуард Банько рассказал корреспонденту Псковской Ленты Новостей о подготовке к концерту, жизни коллектива, удачах, трудностях и творческих планах в рамках работы внутри Театрально-концертной дирекции Псковской области.
- Эдуард Иванович, сегодня вы являетесь единственным дирижером и руководителем симфонического оркестра Псковской филармонии. Расскажите, с чем творческий коллектив входит в новый концертный сезон?
- В новый сезон мы входим с тем, что было запланировано в прошлом. Все концерты и проекты, которые были заявлены и обозначены в афише, состоятся. Сезон, как всегда, будет насыщенным. Начнется он 10 сентября с концерта, который будет включать исключительно музыку финского композитора Яна Сибелиуса в связи с его 150-летним юбилеем. Солировать будет замечательный скрипач из Москвы Иван Почекин. Далее у нас по плану пойдут концерты детского, семейного и V.I.P.-абонементов. Кроме того, будут и другие проекты, которые пока только в планах. Возможно, там будет что-то интересное. Это сюрприз для публики.
Как вы правильно заметили, вся работа с оркестром сейчас легла на мои плечи, я единственный дирижер....
- Как вы восприняли решение руководства Театрально-концертной дирекции не продлевать контракт с бывшим главным дирижером оркестра Геннадием Черновым и оставить с оркестром только вас?
- К такому развороту событий я был морально готов, и чувствую, руководство оркестром мне по зубам. Естественно, работы прибавилось, но меня это не пугает. Несмотря на то, что я буду основным дирижером, у нас с оркестром будут работать и различные приглашенные дирижеры тоже. Их будет немало, это должно как-то разнообразить нашу творческую жизнь.
- Уже есть какие-то договоренности на этот счет?
- Да, уже есть договоренности практически со всеми дирижерами. Среди них немало молодых, но все они талантливы. Предполагаются выступления и более маститых дирижеров.
- Подготовка к первому концерту наверняка идет полным ходом. Удалось ли уже порепетировать с солистом?
- Нет, с солистом в первый раз мы порепетируем в день концерта, так как у него очень загруженный график. Такое бывает в профессиональной практике, нужно будет просто собраться, напрячься и постараться сделать все, как надо.
- Чувствуете ли вы какие-то изменения в жизни оркестра в связи с появлением Театрально-концертной дирекции? Планируются ли какие-то совместные проекты? Может быть, Дмитрий Месхиев уже что-то предлагал?
- Сказать, что работа оркестра как-то сильно изменилось, я не могу. Еще, возможно, время не наступило для того, чтобы это ощутить. Еще идут определенные организационные процессы, которые касаются различных рабочих моментов. А проекты, да. Мы уже встречались с Месхиевым, он озвучил некоторые интересные идеи. Сейчас продумываем, как их можно воплотить. Понятно, что Дмитрий Дмитриевич - человек творческий, и он творчески подходит к своей работе. В связи с этим у него возникло уже много интересных предложений.
- Они возможны для воплощения, на ваш взгляд?
- Они возможны для воплощения, но пока еще рано об этом говорить.
- Когда Дмитрий Месхиев комментировал уход с поста главного дирижера оркестра Геннадия Чернова, он говорил о том, что у вас с директором филармонии Галиной Ивановой есть какое-то свое видение развития оркестра и вы планируете развивать его немного в иную сторону, чего это было прежде. Что это за планы и как вы работаете с руководством филармонии?
- На что, мы полагаем, сейчас нужно в большей степени обратить внимание? На то, чтобы заниматься оркестром вплотную, методично, по кирпичику строить здание коллективного творчества. Чтобы оркестр развивался, им нужно заниматься. Не раз от раза делать какие-то крупные проекты, хотя это само по себе хорошо, а постоянно решать какие-то насущные ежедневные вопросы, касающиеся организации работы и решения творческих задач. Существует очень много вопросов, которые нужно решать, работая в симфоническом оркестре, потому что это очень сложный и многофункциональный организм. Директор филармонии Галина Александровна, являясь грамотным и опытным руководителем, очень чутко реагирует на разные ситуации, возникающие в коллективе. С ней легко работать, мы находим общий язык.
- Какая ситуация сложилась на сегодняшний день внутри оркестра, есть ли кадровые проблемы?
- Кадровая проблема у нас была всегда. С тех пор, как я сюда пришел, проблема существовала. На данный момент совершенно обойтись без приглашенных музыкантов невозможно, потому что оркестр недоукомплектован.
- Ситуация не критична?
- Мы эту ситуацию все время решаем, приглашая на концерты недостающие голоса. Но в перспективе хотелось бы, чтобы у нас были свои музыканты. В этом отношении у нас тоже есть определенные планы, но насколько они осуществимы в ближайшее время, сказать трудно. Многие вещи не зависят от дирижера или филармонии, а подчинены тем возможностям, которые нам могли бы предоставить власти, вышестоящие руководители. Для того, чтобы пригласить сюда музыкантов, нужна материальная база - жилье, зарплата, которая более или менее удовлетворяла бы людей. На низкие зарплаты музыканты из других городов в Псков не поедут.
- А своих талантов у нас не хватает?
- Не хватает. Конечно, есть ребята, которые учатся играть на музыкальных инструментах в колледже искусств, и которые нам нужны. Так, на первый курс поступили две валторнистки. Мы очень надеемся, что вырастут кадры для симфонического оркестра. Но только на колледж искусств мы надеяться не можем, он не может обеспечить нас всеми кадрами. Все равно нужно приглашать выпускников консерваторий, потому что предпочтительно, чтобы в симфоническом оркестре работали высокопрофессиональные кадры.
- Расскажите о своем гастрольном графике. Оркестр ездит по региону?
- Да, мы выезжаем в районы, у нас довольно плотный график. В одних только Печорах, где мы уже были в августе, запланировано еще 3 концерта. Кроме того, 1 октября мы едем в Новоржев, недавно были в Хилово и снова приглашены туда. Можно сказать, что мы очень активны в этом отношении в отличие от некоторых оркестров других городов, которые вообще не ездят по своим областям. Нас ждут, нас любят, мы готовы выступать везде, где только можно.
- А гастроли за пределами Псковской области часто бывают?
- Гастроли за пределами области случаются, но гораздо реже. В прошлом году оркестр ездил в Финляндию, в позапрошлом выступал в Смольном соборе Санкт-Петербурга с чисто псковским проектом - инструментальной оперой Евгения Петрова «Ольга Российская». Композитор написал это произведение именно на наш состав оркестра с учетом всех его особенностей. Премьера жанра инструментальной оперы, где вместо вокала партии главных героев вложены в уста музыкальных инструментов, состоялась в Пскове, а затем была исполнена в Петербурге.
- Если говорить о репертуаре, что ближе псковскому зрителю? Наверняка все, особенно в районах, ждут какую-то популярную музыку?
- Именно с этого мы начинаем, делая упор на популярную классику. Чтобы предлагать людям что-то более серьезное, надо их сначала готовить в течение не одного года.
- Псковский зритель, насколько я понимаю, более подготовлен?
- Если сравнивать с жителями районов, конечно. В Пскове существует симфонический оркестр, который регулярно дает концерты. Здесь выступают и другие коллективы, в том числе столичные, проходят престижные фестивали. В этом смысле псковичи не обделены и имеют гораздо больше возможностей наслаждаться музыкальной жизнью.
- Раньше вы в своей работе уделяли большое внимание юному слушателю. Будет ли продолжаться данная работа и дальше?
- Дело в том, что детский абонемент целиком был на мне. Но это было не только потому, что я придаю этому важное значение, но и потому, что в оркестре было два дирижера. Крупными проектами, как правило, занимался Геннадий Борисович Чернов, а мне оставалось заниматься всем остальным. Не потому, что я не хотел бы или не мог заниматься другими вещами.
- Как раз в связи с тем, что на вас сегодня легла ответственность за все проекты, хочется узнать, будет ли работа с симфонической музыкой для детей продолжена в том же объеме?
- Безусловно. Как раз в детском абонементе у нас появятся новые дирижеры - Лев Дунаев из Санкт-Петербурга и Максим Конарев из Новосибирска.
- Насколько популярны концерты для детей в Пскове и с какого возраста, на ваш взгляд, нужно начинать водить детей на выступление симфонического оркестра?
- Дети все разные, родители сами должны понимать и решать, когда ребенка пора вести в концертный зал. А что касается популярности, то на детском абонементе у нас аншлаги. Это очень радует, потому что ты понимаешь, что не зря работаешь, что работаешь на будущее, воспитывая культурное поколение. Музыка - одна из важных составляющих культуры, которая благотворно влияет на детскую психику, душу.
- Услышат ли псковичи совместные выступления симфонического оркестра и хоровых коллективов?
- То, что жанры оперы и кантаты будут присутствовать, это точно.
- Как вы оцениваете уровень псковских хоровых коллективов? Достаточно ли его для воплощения серьезных проектов совместно с симфоническим оркестром?
- В Пскове нет профессионального хора, а он нужен. Конечно, не раз собирались псковские церковные хоры, хор училища и университета, делали что-то совместное, но чтобы хоровая музыка и музыка, написанная для симфонического оркестра с хором, полноценно звучала, было бы хорошо, чтобы у нас был свой профессиональный хор. В этом недостача. Симфонический оркестр есть далеко не во всех городах, в этом смысле наш коллектив - достаточно неординарное явление. Поэтому, если бы у нас был бы еще и профессиональный хор, тогда бы возможности для реализации интересных творческих проектов возросли бы многократно.
- А как обстоят дела с солистами?
- Если глобально рассматривать развитие культурной жизни Пскова, то неплохо было бы начать с хора. А дальше и солистов приобрести. Если бы таким путем все пошло, то мы могли бы дойти и до оперного театра, но это уже мечты.
- Давайте вернемся к ближайшей перспективе. Какие самые главные задачи у оркестра сегодня?
- Ближайшая задача - достойно отыграть начало сезона. Я хочу сказать, что у нас не совсем обычно началась концертная деятельность после отпуска. Впервые мы сыграли концерт в большом зале филармонии в августе. Раньше мы никогда в этом месяце не делали концертов на большой зал. Между собой мы называли этот концерт разминкой, на афише он назывался «Феерия танца». Были различные опасения, что публика не соберется, но все прошло очень хорошо, зал был практически полный. Кроме того, в программе были оригинальные моменты. Так, в конце мы исполняли галоп датского композитора Ханса Люмбю «Шампанское». В произведении участвует самодельный инструмент, который изображает звук вылетающей из бутылки шампанского пробки. Мы пошли дальше - и открыли настоящую бутылку шампанского, поздравив всех с наступающим новым концертным сезоном. Таким образом, мы пытаемся не просто качественно исполнить музыку, но и включить в выступление интересные театральные элементы.
- Тем проще вам будет сотрудничать с театром в рамках работы внутри новой дирекции.
- Да, возможно.
- Желаем удачного начала нового сезона и аншлагов!
Беседовала Илона Васильева