Сцена / Из первых уст

Главный художник Псковского драмтеатра Александр Стройло отмечает 60-летие

04.09.2015 11:55|ПсковКомментариев: 16

Сегодня, 4 сентября, главный художник Псковского академического театра драмы им. А.С.Пушкина Александр Стройло отмечает свой 60-летний юбилей.

Творчество Александра Стройло широко известно как России, так и за рубежом. Его работы находятся в Государственном Русском музее, Музее книги Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург), литературном музее Анны Ахматовой (Санкт-Петербург), музеях В.Маяковского и Н.Островского (Москва), историко-художественном музее г. Пскова, музее-заповеднике А.С.Пушкина (Михайловское), а также в музеях и частных коллекциях Германии, Голландии, Франции, Финляндии, Швеции, Дании, США, Канады, Италии.

Александр Григорьевич и художник книги. Он  работает над книгой от первого и до последнего момента ее рождения. Все, от формата и качества бумаги, до размера и формы книги рассматривается им как единая задача художника. Книги из картона и кожи, из бумаги и дерева, книги, как стихи, растущие из великолепия, изысканности или нищеты и сора, - все они пользуются неизменным вниманием авторов, коллекционеров и читающей публики. Книги, оформленные Стройло, стали событием в период празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина и 1100-летия первого упоминания в летописи г. Пскова.

Александр Стройло много и интересно работает в кино. Кинофильмы «Свои», «Любить по-русски», «Женская собственность», «Американка», «9 рота», «Батальон» и другие - плод сотрудничества известных режиссеров и художника. Пресс-релизы и открытки, которыми художник сопровождал презентации фильмов, мгновенно становились предметами коллекционирования.

Свой творческий путь Александр Григорьевич начинал, как многие дети в советское время во Дворце пионеров.

Деревня в Посадниково. 2001 год

- Оказалась ли жизнь художника действительно такой, какой вы ее себе представляли?

- Я,если честно, не помню, какой я ее себе представлял.

- Расскажите, пожалуйста, как рождаются образы ваших картин, иллюстраций? Что вас вдохновляет?

- Окружающая действительность вдохновляет: то, что вижу, то и рисую, о том пишу. 

- Сколько времени может занять та или иная картина, работа?

- Некоторые очень быстро делаются, поскольку я в основном занимаюсь графикой, рисунком, а он не требует длительности. А некоторые работы очень долго - месяцами, годами тянутся. Это не значит, что я каждый день одну и ту же работу делаю, нет, просто откладываю, а потом возвращаюсь.

- Говорят, что главное в искусстве - это поймать импульс, идею?

- Да, наверное, потому, что когда ты этот импульс поймал, то дальше все делается легко и просто. А если ты будешь нудно что-то искать, то работа двигаться не будет.  

Исчезнувшая улица.2002 год

- Как по-вашему, возможно ли научить человека творчеству?

- Можно научить человека рисовать, но творчеству - нет. Человек должен сам этому научиться, сам к этому прийти.

- Картина - это как источник силы?  Почему люди ходят, смотрят, коллекционируют изобразительное искусство?

- Я как-то не задавался вопросами, что такое произведение искусства. Ведь произведения совершенно разные, некоторые вообще ничем не обладают, а люди все равно ходят и смотрят, и есть вещи совершенно безобразные, которые привлекают людей. Я думаю, дело не в их силе, а в том, как они раскручены.

- Вы работаете кроме искусства еще в разных жанрах: театр, кино, литература. Что-то есть общее в этих направлениях для вас?

- Я привык работать в широком диапазоне - от кино до книжного искусства. Общего больше, конечно, в кино и театре, именно здесь задачи перекликаются.   

Фрагмент выставки Александра Стройло, посвященной героиням кинофильма «Батальон»

- Работа в кино, с таким известным мастером как Дмитрий Месхиев, что дала вам как художнику, как человеку?

- Эта работа дала мне возможность острее почувствовать жизнь, потому что многие вопросы надо решать молниеносно. Одно дело, когда я что-то делаю для себя, а здесь вещи конкретные, для конкретных целей, можно сказать для конкретной минуты - эти вещи могут мелькнуть никем не замеченные или вообще не сняться, но их надо обязательно делать. После работы в кино делать многие вещи стало проще.   

- При погружении в исторический материал фильма, в эпоху, например, во время съемок фильма «Батальон», возникли ли у вас какие-то импульсы на творчество, иллюстрации, картины, может быть, захотелось сделать выставки?

- Конечно, и в процессе подготовки фильма много появляется работ, которые параллельные тому, что требуется для кинопроизводства.  Во время съемок «Батальона» я нарисовал портреты всех трёхсот девушек, которые были в настоящем батальоне, после чего была выставка: и в театре, в канун премьеры фильма, и в псковском музее-заповеднике. 

- У Вас было уже много выставок, из последних можно вспомнить «Лица войны», «Изборск в картинках», «Анекдоты из жизни Пушкина», которая открыла XXII Пушкинский театральный фестиваль. Вы уже более 35 лет живете в Пскове, насколько здесь подходящая атмосфера для творчества?

- Псков лучший город Земли, здесь и живется мне хорошо и тем более работается, и этот город мне дает вдохновение, чтобы что-то делать и необязательно на псковскую тематику, а вообще.

- Кого из русских художников вы можешь назвать своими учителями? Кого цените из нынешних художников?

- Есть некоторые художники, которым хочется подражать и творчество которых является мерилом и моего творчества. Есть такой художник, он на меня совершенно не похож - Петр Митурич, он учился когда-то до революции в Псковском кадетском корпусе. Он жил и творил в 20-е, 30-е годы XX века – вот этот художник, на мой взгляд, очень замечательный, мне его творчество очень нравится.

- Вы также делаете иллюстрации к книгам. Кто вам близок в русской и зарубежной литературе?

- Я стараюсь в основном с русским материалом работать, потому что мне это понятнее и интереснее, и так получилось, что в издательствах у меня в основном были русские и советские писатели, которых я иллюстрировал.    

- Такой философский вопрос: почему люди творят? Вот вы зачем рисуете? Только для собственного удовольствия? Или ради того, чтобы ваши работы видели люди, восхищались, переживали, коллекционировали?

 - Ради всего того, что вы перечислили, только поэтапно. Сначала хочется и славы, и всего такого, а потом хочется просто удовлетворения от того, что ты делаешь.

- В творчестве многих художников явно отражается дух времени, в котором он живет. Повлиял ли и влияет на вас наш стремительный век?

 - Да, конечно, на наших глазах все так резко изменилось. И в изобразительном искусстве тоже. Сейчас доступной стала любая картинка, нарисованная в мире – ты просто забрался в интернет и посмотрел.      

- Как вы оцениваете произведения искусства? Нравится - не нравится? Или все-таки существует общепринятые цензурные нормы?

 - Как любой человек, смотрю нравится или нет, а дальше уже на то, как мастерски и технически выполнена. Но техническое мастерство - это не главное, главное все же, чтобы нравилась, а простые люди, которые не художники и не музыканты, они же приобретают произведения живописи, только потому что им нравится.   

- Что чаще всего заказывают у вас любители искусства?

- У меня только в книжных делах заказы есть, я уже давно работами не живу и давно не осуществлял продаж.

- Сейчас вы работаете в театре, насколько вам здесь комфортно и в чем заключается ваша работа, какие перспективы?

- Неожиданно для меня в псковском театре оказалась очень доброжелательная атмосфера, хороший коллектив, который мне нравится. Труппа очень высокопрофессиональная, с которой тоже легко работать, а главное интересно, потому что все, абсолютно все – творческие люди, они и сами по себе интересны и в коллективе с ними очень хорошо.

- Александр Григорьевич!  От лица всего коллектива поздравляем вас с днем рождения! Всего 60 оборотов сделала земля вокруг Солнца – это очень мало.  Открывайте в себе все новые и новые грани творчества, радуйте нас своими великолепными произведениями искусства, и чтобы этот процесс был обоюдным, и мы, коллектив Псковского драмтеатра, радовали вас тоже!  

- Большое спасибо!

Александр  Стройло - заслуженный художник России. Родился в Брянской области. В 1978 году закончил Пензенское художественное училище. С 1979 года живет и работает в городе Пскове. Александр Григорьевич заслуженный художник Российской Федерации и член Союза художников России, участник многих выставок.

Подготовлено пресс-службой Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина

опрос
Поможет ли увеличение штрафов решить проблему парковки на зеленых зонах?
В опросе приняло участие 14 человек
ПравилаКомментарии 16
Виктория 04.09.2015 12:17
Александр Григорьевич! С Днем рождения!Успехов, здоровья и вдохновения!
1
04.09.2015 12:18
Александр! Поздравляю!
И не забывай про вольные хлеба.
1
04.09.2015 12:40
Какие убогие вопросы. Такое ощущение что задавали их восьмиклассники после уроков, на встрече в актовом зале. Если это пресслужба театра, то хана такому театру.
4
04.09.2015 13:38
Стесняюсь спросить: а что в биографии художника указывает на его принадлежность к теме "театр"?
1
04.09.2015 14:17
Да, вопросики еще те. Пипец, или Злобинская головного мозга? А Стройло, насколько помню, по образованию именно театральный художник. Не зря в кино успешно работает. Да и графика у него очень театральная по духу
2
04.09.2015 14:23
А хоть один спектакль он оформил?
0
04.09.2015 16:34
Да ничего страшного в псковском театре. И не такие работали главным художником. Были даже совсем без специального образования. Были и кукольники и мастера интерьера. Стройло хоть рисовать умеет и думать.
3
04.09.2015 18:03
Ну, если кинорежиссёр позиционирует себя театральным директором, то его кинохудожник может себя ощущать художником театральным, даже если к 60 годам ни одного спектакля не оформил. Киношный буфет освоит территорию театрального буфета вообще на раз. Только тогда давайте перестанем попрекать отсутствием театрального стажа цветочницу из пресс-службы. Пишет без ошибок и слава богу.
0
04.09.2015 18:03
Ну, если кинорежиссёр позиционирует себя театральным директором, то его кинохудожник может себя ощущать художником театральным, даже если к 60 годам ни одного спектакля не оформил. Киношный буфет освоит территорию театрального буфета вообще на раз. Только тогда давайте перестанем попрекать отсутствием театрального стажа цветочницу из пресс-службы. Пишет без ошибок и слава богу.
0
04.09.2015 18:03
Ну, если кинорежиссёр позиционирует себя театральным директором, то его кинохудожник может себя ощущать художником театральным, даже если к 60 годам ни одного спектакля не оформил. Киношный буфет освоит территорию театрального буфета вообще на раз. Только тогда давайте перестанем попрекать отсутствием театрального стажа цветочницу из пресс-службы. Пишет без ошибок и слава богу.
0
полуфигист 04.09.2015 18:32
Псковский локалитет Боа констриктор пополнился экземпляром, интересным тем, кому на вкус и цвет все фломастеры вкусные. Буклет будет в штрихкодовом стиле, афиши тампонированы пятновыводителем по-мокрому, цветовая палитра их фона обогатится цветами тертых глин окрестностеи снетогорского монастыря, портреты актеров в фойе будут сшиты в книжку сермяжной нитью с серебряной основой. Обложку составит портрет Месхиева, коллажированный из лиц всех режиссеров псковского театра, начиная с создания театра. Схематизм агрессивного примитива его живописи, доведенный до плоскостопия, игнорирующего перспективу, будет декорирован 3д вставками в родное 1д. Кто удивится наличию беграмотности, будет закидан помидорами с названиями всех выставок и имен покупателей, собиравших экзотику видов умельцев рукоделья народов страны советов. Убогость художественных возможностей самодеятельно интересного художника, резко специфичного для позитивного восприятия массовой театральной публикой, со скрипом воспринимающей артхаусные потуги, может войти в конфликт, не взирая на чудесные душевно личностные качества художника театра. Тем более, не имеющего опыта работы именно в театре, учреждении капризном и требовательном к уровню профессионализма художника, и всегда ослабленного уровнем исполнителей. Один сорвавшийся штанкет...и привет. Упала декорация? А почему не указан размер гвоздей крепления и тд. Для гл. худа: производственные цеха - вот кто доводит до греха! Художественно-постановочный факультет театрального института - условие назначения на должность, аксиома!
0
04.09.2015 18:51
"Полуфигисту" большой респект! Нашелся грамотный и остроумный человек, который все рассудил! Пишите ещё! Приятно почитать свежие и небанальные тексты.
0
А.А.Башмачкин для "полуфигиста" 04.09.2015 19:13
Снимаю шляпу! Великолепный текст! Не в бровь, а в глаз)))
0
05.09.2015 14:40
Художник он может и хороший, но зачем чужие кресты тырить по погостам?
1
05.09.2015 21:37
Не тырить, а спасать. Многие кресты сейчас вмурованы в фундаменты псковских фазенд. Александру - виват! умный - мудрый - всепрощающий. И Псков и все псковское любит самозабвенно, вникая в корешки.
0
06.09.2015 07:51
Это всё-прекрасно и замечательно. Повторяю свой вопрос:оформил ли к своим 60 годам главный художник театра хотя бы один спектакль?
0
Рейтинг@Mail.ru